Рабочая программа по окр.миру 4 класс, "Школа России"
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме

Клейменова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по окр.миру 4 класс, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabochaya_programma_okr.mir_..doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:              Н.В.Аверин

                                                                                Директор МОУ «СОШ №3 с углублённым                       изучением отдельных предметов»

                                                                                              Приказ по школе                                                                                              От_______.   № _______                                                                                                  

                                                                                              М.П.                                                                                            

                                                                                               Рассмотрено и рекомендовано

                                                                                               Методическим Советом

                                                                                               Протокол от  _______№ _____

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

для 4 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов»

 (базовый уровень)

на  2011-2012 учебный год.

Составитель: Клеймёнова И.Ю.

учитель начальных классов.

Образовательная программа- Школа России

                                                    (под редакцией Плешакова)

Автор А.А.Плешаков

Учебник .Мир вокруг нас,2ч.,Плешаков А.А.,М.Просвещение,

2009

Рабочая тетрадь к учебнику для 4класса «Мир вокруг нас» Плешаков А.А., М.,Просвещение,2009

Тесты к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» Плешаков А.А.,Гара Н.Н.,Назарова З.Д.,М.,Просвещение,2009

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

 Поурочные разработки.Мир вокруг нас.4 кл.,Плешаков А.А. М.Просвещение,2009

2часа в неделю

34 уч. недели

68 уроков за год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

         -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей.

Тематическое планирование курса «Окружающий мир» в  4 классе

Темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Всего часов

экскурсии

урок обобщения и систематизации знаний

комбинированный урок

урок применения знаний, умений и навыков

1.

Земля и человечество

1Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

2. Планеты Солнечной системы.

3.Звездное небо - великая книга Природы.

4. Мир глазами географа.

5. Пояса Земли.

6. Мир глазами историка.

7. История -путешествие в глубь  времен.

8. Прошлое и настоящее глазами эколога.

9. Сокровища Земли под охраной человечества.

10. Обобщающий урок по разделу: «Земля и человечество»

1

8

1

10

2.

Природа России.

1.Формы земной поверхности: равнины и горы России.

2.Моря, озера и реки России.

3..Зона арктических пустынь.

4. Тундра. Природа тундры.

5. Леса России

6.Лес и человек.

7.Зона степей России.

8.Пустыни России.

9.У  Черного моря.

10.Экологическое равновесие.

11.Обобщение по разделу «Природа России»

1

1

9

11

3.

Родной край - часть большой страны.

1.Родной край – малая Родина.

2.Поверхность нашего края.

3.Водоемы  нашего края.

4.Наши  подземные богатства.

5.Почва, ее состав.

6.Жизнь леса.  Лес – природное сообщество.

7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

8. Жизнь пресного водоема.

9.Растениеводство в нашем крае.

10.Незаметные защитники урожая.

11.Животноводство в нашем крае.

12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны».

2

1

9

12

4.

Страницы всемирной истории

1.История человечества.

2.Мир древности: далекий и близкий.

3.Средние века: время рыцарей и замков.

4.Новое время: встреча Европы и Америки.

5.Новейшее время.

6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».

1

5

6

5.

Страницы истории Отечества

1.История Отечества. Жизнь древних славян.

2.Во времена Древней Руси.

3.Страна городов.

4.Из книжной сокровищницы Древней Руси.

5.Трудные времена на Русской земле.

6.Русь расправляет крылья.

7. Куликовская битва.

8. Выдающиеся люди разных эпох:  Иван Третий.

9.Выдающиеся люди разных эпох.

10.Выдающиеся люди разных эпох; Пётр Великий

12.Выдающиеся люди разных эпох: Михаил Васильевич Ломоносов.

13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая.

14.Отечественная война 1812 года.

15.Страницы истории XIX века.

16..Россия вступает в XX век.

17.Страницы истории 1920-1930-х годов.

18.Великая война и  Великая Победа.

19.Страна, открывшая путь в космос.

20.История вокруг нас.

20

20

6.

Современная Россия

1.Основной закон России и права человека

2.Дети имеют право на особую заботу и помощь.

3.Мы     гражданеРоссии.

4. Славные символы России.

5. Такие разные праздники

6. Путешествие по России.

7. Путешествие по России.

8. Путешествие по России.

9. Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

8

9

Тема урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания

Сроки прохождения

Требования к подготовке уч-ся

Знать/понимать

Требования к подготовке уч-ся

Уметь/применять

Домашнее

задание

I четверть

Земля и человечество 10 ч

1.

1Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

1

Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

С. 4-8, вопр «Проверь себя»

2.

2. Планеты Солнечной системы.

Практическая

работа

1

С. 9-15, вопр с.15, з 1,2

3.

3. Звездное небо - великая книга природы

1

С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку

4.

4. Мир глазами географа.

1

С. 22-29, вопр

«Проверь себя», з1,2

5.

5. Пояса Земли

1

С.30-34, вопр, з 1,2

6.

6. Мир глазами историка

1

С. 35-41, вопр з 1,2

7.

7. История - путешествие в глубь  времен

1

С. 42-46, вопр,з. 1,2

8.

8. Прошлое и настоящее глазами эколога

1

С. 47-53, вопр,с. 52 «Подумай»

9.

9. Сокровища Земли под  охраной человечества

1

С. 54-62, вопр,

З по выбору

10.

10. Обобщающий урок по разделу: «Земля и человечество»

1

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»

Природа России 11 ч

11.

1.Формы земной поверхности: равнины и горы России. Экскурсия.

1

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.

Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать  особенности из внешнего вида и жизни.

С. 64-71, вопр«Проверь себя!», текст «Заповедники России» прочитать.

12.

2. Моря, озера и реки России

1

С. 72-77, з 4

13.

3.Зона арктических пустынь

1

С.78-86, вопр«Проверь себя!»,з 2

14.

4. Тундра.

1

С. 87-97,з1,3 по вариантам

15.

5. Леса России

Проверочная работа по теме

1

С. 98-105,

З 1

16.

6.Лес и человек.

1

С. 106-113   вопр

«Проверь себя»,

составить памятку

17.

7.Зона степей .

1

С.114-122,

З. 1,2

18.

8.Пустыни .

С. 122-131,

з1,2

II четверть

19.

9.У  Черного моря

1

С. 132-140,З. 1,4

20.

10. Экологическое равновесие

1

С.141-142, сообщение

21.

11.Обобщение по разделу «Природа России»

1

Сочинение «Что я

расскажу иностранцу о своем городе»

Родной  край-часть большой страны  12 ч

22.

1.Родной край – малая Родина. Экскурсия.

1

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.  Правила поведения в окружающей среде.

Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать  основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. 

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

полученные знания для удовлетворения познава-тельных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений

и животных (2-3 предста-вителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

Устный рассказ

«Мой край»

23.

2.Поверхность нашего края

1

С. 147-153, з 1-3, вопр

«Проверь себя!»

24.

3.Водоемы  нашего края

1

С.154-158, вопр, з. 2

25.

4.Наши  подземные богатства

1

С. 159-170вопр,

з3

26.

5.Земля – кормилица.

1

С.171-174, вопр, .стихи, посл., загадки о земле

27.

6. Жизнь леса.  Лес – природное сообщество. Экскурсия.

1

С.175-182, вопр, з 3

28.

7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

1

С.182-190,

вопр, з 5

29.

8. Жизнь пресного водоема

1

С. 191-200,

вопросы, зад.3

30.

9.Растениеводство в нашем крае

1

С.201-207,вопр

«Проверь себя»

31.

10.Незаметные защитники урожая

1

С.208-213.з3«Проверь себя»

32.

11.Животноводство в нашем крае

1

С.214-222. Вопросы «Проверь себя»

33.

12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны»

1

III четверть

Страницы всемирной истории 6 ч

34.

1.Начало истории человечества

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте

Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

С.4-6, пересказ   с.7,з.1-3

35.

2.Мир древности: далекий и близкий

С.14, сообщение об 1 из государств

36.

3.Средние века: время рыцарей и замков

С.21, з.1-3, с.15-20, чит

37.

4.Новое время: встреча Европы и Америки

С.22-26 чит; с.27 з1,2

38.

5.Новейшее время: история продолжается сегодня.

С.28-31 чит, с.32 з 1-3

39.

6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

Рассказ об одном из государств

Страницы истории Отечества 20 ч

40.

1. Жизнь древних славян

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Звать название нашей  родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Уметь описывать от-дельные (изученные) события из истории Отечества.

С.34-39, вопр, з 1-4

41.

2.Во времена Древней Руси

С. 40-45, вопр, з 2

42.

3.Страна городов

С. 46-54, вопр, з 2 (по вар.)

43.

4.Из книжной сокровищницы Древней Руси

С.55-58, вопр, з

44.

5.Трудные времена на Русской земле

С. 59-64, вопр, з 2

45.

6.Русь расправляет крылья

С. 65-69, вопр, з 2

46.

7. Куликовская битва

С. 70-74, вопр, з.1,2

47.

8. Иван Третий

С. 75-81,вопр,

З1,2

48.

9.Мастера печатных дел.

С. 82-86,  вопр, з 2

49.

10. Патриоты России.

С. 87-93,вопр

50.

11. Петр Великий

С. 94-100,вопр, з. по вариантам

51.

12. Михаил Васильевич Ломоносов

С. 101-

104, вопр

52.

13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая

С. 105-111.

вопр, з. 1.2

53.

14.Отечественная война 1812 года

С.112-121, вопр

,з 2

IV четверть

54.

15.Страницы истории XIX века

С.122-126, вопр,

з 2

55.

16.Россия вступает в XX век

С. 127-135, вопр,

з 2

56.

17.Страницы истории 1920-1930-х годов

С.136-139 вопр, з 2

57.

18.Великая война и  Великая Победа

С.140-146, вопр, З. 2

58.

19.Страна, открывшая путь в космос

С. 147-152, вопр,  з. 3

59

20. Обобщающий урок по разделу: Страницы истории Отечества.

С. 150,  З.  2

Современная Россия 10 ч

60.

1.Основной закон России и права человека

Человек - член общества. Россия  - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный  гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь  описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь  описывать историю создания гимна, герба и флага России. 

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

С.154-159,

Вопр,  зад.  2

61.

2.Дети имеют право на особую заботу и помощь.

С. 160-163,

вопр,

зад.2

62.

Мы     граждане

России

С.164-167,

Вопр, зад. 1.2

63.

Славные символы

России

С.168-174,

вопр, з 12

64.

Такие разные

праздники

С. 175- 179,

вопр, з2

65.

Путешествие по России

С. 180-186,

пересказ

66

Путешествие по России

С. 187-194, пересказ

67

Путешествие по России

С. 194-205,

вопр,з

68

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России

Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов  «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А.,  Бельтюк...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...