Окружающий мир. Помни о памяти. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОМНИ О ПАМЯТИ. (4кл.)
Тема: Зачем человеку память.
Цели: Познакомить детей с ролью памяти в жизни человека, расширить знания учащихся о памяти; развивать память.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Игры, шутки все для вас!
За работу в добрый час!
1 Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. (Представить их.) Я надеюсь, что вы будете работать очень активно, слушать внимательно и отвечать правильно.
Давайте вспомним, о чем же мы говорили на предыдущем уроке?
(О внимании.)
1)Что же такое внимание?
(Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого. Н-р: решаешь задачу , а в дверь кто-то постучал. Стук привлек твое внимание. Или в магазине из многих игрушек ты выбираешь одну, она привлекла твое внимание.)
2) Для чего внимание нужно человеку?
(Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе. Н-р: невнимательно прочитал задачу – решил неправильно.
3) Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?
(Внимательные умеют лучше замечать изменения , которые происходят вокруг.
Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)
4) Можно ли развивать внимание?
(Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)
На дом я вам задавала задание: «Найти и разучить игры на развитие внимания. Пожалуйста .Кто готов провести такую игру, показать свои находки.
(Дети проводят игры. Заранее проверить эти игры.)
(Оценки за игры.)
У вас на столе лежат листочки с тестами на тему «Внимание». Подпишите эти листочки.
На листочках цифрами 1,2,3,… обозначены задания, буквами а), б), в) -- варианты ответов. Внимательно прочитайте задания и выберите нужный вариант ответа, обведите нужную букву.
(Дети выполняют задание.)
Передайте листочки с последней парты на первую. Я посчитаю баллы и на следующем уроке сообщу результат.
2 Сообщение темы урока.
А сейчас проведём игру. Игра называется «Самый умный.»
5человек выходят из класса, затем заходят по одному и отвечают на заданные вопросы.
Быстро назовите : - часть лица;
- фрукт;
- птицу;
- поэта.
Что интересного было в ответах ребят?
(большинство сказали: нос, яблоко, воробей, Пушкин.)
Почему большинство ответов совпали?
Что нам помогает сохранить информацию об окружающем мире?
Благодаря чему человек накапливает в своем мозгу знания?
Это мы и постараемся, выяснит на уроке.
4Формирование новых знаний.
- Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память» (с.38)
(Прочитайте и подготовьте ответы на вопросы.)
- Ответы на вопросы.
(на доске вопросы)
- Что такое память? ( Память - это способность человека запомнить то, что он воспринимает с помощью органов чувств.)
- Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?
- С чем можно сравнить память? (Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)
- Как вы понимаете «У него хорошая память». (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.)
А теперь послушайте материал, который подготовили ваши товарищи.
1уч. Учёные делят память на несколько видов: долговременную, кратковременную и промежуточную.
Некоторые эпизоды из детства помнятся очень отчетливо. Спросите у своих близких, родителей, бабушек и дедушек, и они расскажут вам интересные случаи, бывшие десятилетия назад. Таблица умножения , выученная в детстве, «сидит» в памяти навечно. Это и есть долговременная память.
Вы посмотрели фильм, прочитали книжку. Но вот прошло совсем мало времени, и уже напрочь забылось, о чем были этот фильм и книга.
Другой пример: вас познакомили с кем-то, а при новой встрече с этим человеком, вы никак не можете вспомнить его имя. Это кратковременная память.
Промежуточная память производит своеобразную сортировку. То, что нужно запомнить всего на несколько минут, передается в промежуточную память, а если при сортировке сведения оцениваются как очень нужные, то они передаются на долговременное хранение.
Для того, чтобы на долго запомнить нужно несколько раз повторить: «Мороз и солнце – день чудесный», «Мороз и солнце день чудесный». Но еще лучше еще важнее разобраться в смысле того, что нужно запомнить. Установить зависимость , логическую связь.
Вопросы: 1. На какие выды делится память?
2. Что нужно сделать для того чтобы легко запомнить?
2 уч. Память у человека может быть зрительной слуховой и моторной (человек хорошо запоминает, когда записывает.) Одному вполне достаточно послушать урок для того, чтобы не только все понять, но и запомнить. Другой сам любит читать, ему обязательно нужно скользить глазами по строчкам. Полезно знать особенности своей памяти и строить занятия так, чтобы использовать все её резервы и устранять недостатки.
Вы заметили, что хорошо запоминаете с голоса. Дорожите этой особенностью, – внимательно слушайте учителя.
Обнаружили, что стоит ученикам записать план ответа, как материал хорошо усваивается в голове. Значит, не нужно по 10 раз повторять вслух один и тот же трудный абзац, достаточно раз прочитать, составить подробный план и по нему рассказывать.
Вопрос: Какой может быть память у человека?
-- Алина сказала, что полезно знать особенности своей памяти и использовать их.
Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.
Возьмите чистые листочки. (Заранее подписанные.)
Проверка слуховой памяти.
- Послушайте 10 слов вместе с порядковыми номерами. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.
снег экскаватор
ветер воспитатель
дом дневник
велосипед ручка
стол автомат
(Задание выполняется 3-4 минуты.) Подчеркните записанные слова. Сосчитайте, ск слов вы написали и запишите кол-во цифрой.
(Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.)
Проверка. Поднимите руки те, у кого записано 8-10 слов – отличная память, у кого 7-5 слов – хорошая, 4-1 – надо развивать память.
А теперь проверим зрительную память.
Проверка зрительной памяти.
- Внимательно прочитайте слова записанные на доске. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.
зима заповедник
малина ответ
буфет магазин
василек задача
ежевика книга
Точно также подчеркните, сосчитайте и запишите цифрой кол-во слов. Которое вы запомнили.
(Проверяется также как и первое задание.)
Сравните результаты. Поднимите руки у кого больше балов при проверке слуховой памяти. О чем это говорит? (Что у этих ребят лучше развита слуховая память.)
Поднимите руки те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.
Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать другие ее виды. Есть много игр и упражнений для развития памяти.
Сейчас мы поиграем в игру, развивающую зрительную память. Называется она «Запомни порядок!»
5-6 уч-ся. Один из них водящий. Другие выстраиваются в паровозик. Водящий смотрит на «паровозик» 1 минуту, а затем отворачивается и перечисляет учащихся по имени так как они стоят в «паровозике».
После этого игроки становятся зрителями, а на «сцену» выходят другие дети.
Игра «Художник»
Цель. Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Процедура игры. Из учащихся в классе выбираются 2 ученика. Остальные зрители. Один из выбранных «Художник» (по желанию) другой – «заказывает ему свой портрет». «Художник внимательно смотрит на своего «заказчика» в течение 1,5 – 2 минут. Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ученика.
(Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: Какие у Тани волосы? Какие у нее глаза? Во что она одета? и т.д. Ну-ка, вспомни, какая Таня красивая?)
Игра «Повтори за мной».
Ц: развивать моторно-слуховую память.
Процедура игры: Все сидят на своих местах. Учитель за столом.
Учитель постукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая пауза должна быть короткой и четкой. Один из учеников (по желанию) повторяет ритм.
Учитель спрашивает: «Кто не согласен?»
Если кто-то считает, что не правильно он предлагает свой вариант.
Некоторые из этих игр вы можете использовать и на переменах.
У вас на столе памятки : «Правила тренировки памяти». Давайте прочитаем их.
(Дети читают в слух) Эти памятки остаются у вас, пользуйтесь ими.
Итог. Прочитайте главную мысль нашего урока на с. 39 учебника. Так что же такое, хорошая память? (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и легко вспоминает.)
Домашнее задание. Т. с.22 №56,58,59. С.21 – разгадать кроссворд. Уч. с. 38-39.Подобрать игры и упражнения способствующие развитию памяти.
Тесты на тему «Внимание».
- Встречаясь с человеком:
а) ты смотришь ему только в лицо;
б) незаметно оглядываешь его с ног до головы;
в) обращаешь внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос, губы и т. д.)
- Когда ты утром просыпаешься:
а) сразу же думаешь о том, что предстоит сделать сегодня;
б) вспоминаешь, что тебе снилось;
в) обдумываешь происшествия вчерашнего дня.
- Когда садишься в общественный транспорт;
а) сразу же проходишь вперед или занимаешь свободное место, ни на кого не глядя;
б) разглядываешь тех, кто стоит рядом;
в) обмениваешься словом-другим с тем, кто находится рядом (отвечаешь, какая следующая остановка и т.п.)
- На улице ты:
а) наблюдаешь за транспортом;
б) разглядываешь фасады зданий, витрины;
в) наблюдаешь за прохожими.
- Рассматривая свой детсадовский групповой снимок;
а) волнуешься или смущаешься
б) тебе становится смешно;
в) стараешься вспомнить и узнать всех, кто снят на фотографии.
- При чтении книг:
а) помечаешь карандашом то место, до которого дошел;
б) оставляешь закладку;
в) доверяешься своей памяти.
- О своих соседях ты помнишь:
а) их имя и отчество;
б) их внешность или породу их собаки;
в) ни то ни другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Мероприятие "Чтобы помнили....", посвящённое памяти о ВОВ
Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещавших о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопл...
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие,...
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...
Классный час на тему: "Великая Отечественная Война «Помнят люди"" 2 класс
laquo;Великая Отечественная Война: «Помнят люди»» 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...