АГРАММАТИЗМЫ НА ПИСЬМЕ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ С ПТНР (ОНР)
опыты и эксперименты (3, 4 класс)

Вольнова Александра Викторовна
Известно, что число учащихся с ПТНР (ОНР), неадаптированных к школьному обучению, возрастает. Школьная дезадаптация тесно связана с нарушениями грамматического строя
речи, в частности, функций словоизменения и словообразования. Исходя из этого, нами была поставлена цель провести анализ нарушений словоизменения и словообразования на письме у детей
9-10 лет с ПТНР (ОНР).
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
1) тест интеллектуального потенциала – ТИП (Test Intelektoveho Potencialu) [P. Řičan., 1971];
2) оценка грамматического оформления письменной речи: дополнение предложения недостающим словом [Задумова Н.П., 2020].
В констатирующем эксперименте принимали участие 10 детей 9-10 лет, имеющих параалалический вариант тотального недоразвития речи (ПТНР).
По результатам исслеования выявлено нарушение функций словоизменения и словообразования глаголов у детей с ПТНР (ОНР). При этом наименьшие показатели в группе учащихся характеризуют состояние словоизменения. В письменных работах учащихся обеих групп зафиксированы различные виды аграмматизмов, связанные с неусвоением правил спряжения глаголов и чередованием гласных и согласных в корне. Выявлены следующие частотные типы ошибок: 1) нарушение согласования в числе («он пьют воду»); 2) нарушение согласования в роде («бабушка связало носки»); 3) неверное употребление времени глагола (что сделал? – «выползет»); 4) унификация основы слова (машет – «махает»). Полученные результаты сополагаются с данными Лалаевой Р.И. и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА ПИСЬМЕ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ С ПТНР (ОНР)

Вольнова А.В.

Научный руководитель: Задумова Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопатологии.

Кафедра логопатологии.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Контактная информация: Вольнова Александра Викторовна, выпускница факультета клинической психологии СПбГПМУ. E-mail: class="c0">Ключевые слова: словообразование, словоизменение, параалалический вариант тотального недоразвития речи (ПТНР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Актуальность: известно, что число учащихся с ПТНР, неадаптированных к школьному обучению, возрастает. Связь школьной дезадаптации и нарушения грамматического строя речи, в частности, функций словоизменения и словообразования, указывает на значимость и актуальность заявленной темы.

Цель: провести анализ нарушений словоизменения и словообразования на письме у детей 9-10 лет с ПТНР (ОНР).

Материалы и методы: 1) тест интеллектуального потенциала – ТИП (Test Intelektoveho Potencialu) [P. Řičan., 1971]; 2) оценка грамматического оформления письменной речи: дополнение предложения недостающим словом [Задумова Н.П., 2020]. В констатирующем эксперименте принимали участие 10 детей 9-10 лет, имеющих параалалический вариант тотального недоразвития речи (ПТНР).

Результаты: данные исследования свидетельствуют о том, что более успешным для учащихся является выполнение заданий на оценку состояния глагольного словоизменения (70%), в то время как навык глагольного словообразования у детей с ПТНР сформирован в меньшей степени (45%). Это обусловлено более ранним становлением указанной функции в онтогенезе по сравнению со словообразованием.

Благодаря качественному анализу письменной продукции учащихся, были выявлены следующие частотные типы ошибок: 1) нарушение согласования в числе («он пьют воду»); 2) нарушение согласования в роде («бабушка связало носки»); 3) неверное употребление времени глагола (что сделал? – «выползет»); 4) унификация основы слова (машет – «махает»).

Выводы: выявлено нарушение функций словоизменения и словообразования глаголов у детей с ПТНР (ОНР). При этом наименьшие показатели в группе учащихся характеризуют состояние словоизменения. В письменных работах учащихся обеих групп зафиксированы различные виды аграмматизмов, связанные с неусвоением правил спряжения глаголов и чередованием гласных и согласных в корне. Полученные результаты сополагаются с данными Лалаевой Р.И. и др.

Литература:

1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика).

2. Цейтлин С.Н. Освоение ребенком родного языка как синергетический процесс. Liberal Arts in Russia. 2019. Vol. 8. No. 4. – с 288-300.

3. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил. ISBN 5-9268-0412-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)

Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...

ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ

ПИСЬМО - ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ...

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

Рекомендации по обучению леворуких детей письму....

Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста

Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...

Тематическое планирование по курсу "Подготовка к письму для детей 5-6 лет" в "Малышкиной школе"

Данный материал служит рабочей программой по учебному курсу "Подготовка к письму детей 5-6 лет". Он рассчитан на 28 недель. Занятия осуществляются по учебным пособиям "Солнечные ступеньки"....