РАЗВИТИЕ ОСНОВ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья
Современный мир постоянно меняется, в связи с этим, наблюдается стремительный прогресс в области науки и техники, который обусловлен необходимостью развития и воспитания людей, имеющих творческое мышление и способность к нестандартным решениям проблем. Человек, имеющий креативное мышление, не только постоянно находится в контакте с окружающим миром и подстраивается под что-то новое, но непосредственно участвует в изменении окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОСНОВ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Современный мир постоянно меняется, в связи с этим, наблюдается стремительный прогресс в области науки и техники, который обусловлен необходимостью развития и воспитания людей, имеющих творческое мышление и способность к нестандартным решениям проблем. Человек, имеющий креативное мышление, не только постоянно находится в контакте с окружающим миром и подстраивается под что-то новое, но непосредственно участвует в изменении окружающей действительности.
В настоящее время уделяется особое внимание подготовке детей к творческой деятельности во всех областях общественной жизни. Главной целью является формирование личности активной, творческой, осознающей глобальные человеческие проблемы, готовой к их решению. Таким образом, нужны люди, которые способны найти выход из актуальной проблемы, которые нестандартно мыслят и принимают нестандартные решения, а также, умеющие мыслить творчески.
В связи с этим, возрастает роль учебных заведений для воспитания активных, инициативных и творческих детей. Развитие творческих способностей – один из способов повышения мотивации учащихся. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте, заключаются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.
В самом начале жизни человека процесс познания кажется простым и примитивным, но это только на первый взгляд. Информация, которую мы получаем со временем дает нам возможность рассуждать, обобщать, творить и создавать множество вариаций и комбинаций происходящего в мире. В основе всех этих действий лежит возможность мыслить [28].
С.Л. Рубинштейн пишет, что «мышление» – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности [8]. Л. С. Выготский под мышлением понимал «сложнейший вид интеллектуальной деятельности человека, выражающийся в приспособлении к новым условиям, в разрешении новых задач. Он говорил, что процесс мышления сводится к образованию общих представлений и понятий, суждений и умозаключений» [3].
В психологическом словаре под мышлением понимают «психический процесс отражения действительности, высшую форму творческой активности человека» [2].
То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления [6].
Американский психолог Джой Гилфорд разделил человеческое мышление на два вида: конвергентное и дивергентное [4]. «Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий». «Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи».
Большинство людей, к сожалению, обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение какое-то задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое. Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей.
Таким образом, дивергентным можно назвать мышление, работающее в разных направлениях, или параллельно. Дж. Гилфорд писал, что дивергентное мышление является основой креативности, которую он понимал, как «способность отказываться от стереотипных способов мышления».
По мнению большинства исследователей, (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова), дивергентное мышление поддается развитию в сензитивные периоды, а, младший возраст как раз является таковым [5]. Задача учителя начальных классов – постараться активизировать творческую деятельность ученика. Школьник должен приобрести навык выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом свое воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
В психолого-педагогической литературе такими условиями являются следующие:
- «Изменение роли ученика.
- Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей.
- Создание внутренней мотивации учения.
- Корректная педагогическая помощь ребенку.
- Сочетание разнообразных форм работы.
- Межпредметность.
- Самостоятельность выполнения творческого задания.
- Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности.
- Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников» [1].
Таким образом, в начальной школе развитие креативного мышления становится основной целью, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрытию индивидуальных способностей. Большой интерес представляют творческие задания, как наиболее эффективное средство развития креативного мышления.
В школе учителя должны научить ребенка работать с информацией, анализировать её, синтезировать знания, в ходе этого ребенок может выйти за рамки привычного рассуждения, используя при этом свое воображение. Поэтому, необходимо постараться на каждом уроке и во внеурочное время применять творческие задания, так как они играют важную роль в формировании креативного мышления. Творческие игры, различные приемы и задания способствуют созданию у школьников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без скуки, добиться прочного его усвоения, формируют умения самостоятельно вести поиск решения, развивают умственную активность, инициативность, способствуют обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор.
Список литературы:
- Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды [Текст] / П.П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 164 с.
- Большой психологический словарь / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва: Прайм-Еврознак, 2007. – 632 с.
- Выготский Л.С. Основы науки думать [Текст]: Кн.1 – Рассуждение, гл.8 / Л.С. Выготский. – Москва, 2003.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / На русском языке опубликована в сборнике переводов «Психология мышления», под редакцией А.М.Матюшкина. – Москва: Прогресс, 1965. – 534 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 3-е изд. – 188 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности / О.И. Мотков. Практическое пособие. – Москва: «Треугольник», 1993. – 96 с.
- Петухов В. В. Психология мышления / Учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство Московского университета, 1987. – 45 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 720 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-14606-1478373702.jpg)
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально-игровой драматизации.
Внеурочная деятельность в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135008-1351689524.jpg)
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте.Следует отдавать предпочтение новым идеям и поискам в работе, которые направляли бы внимание ребёнка не ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-14606-1478373702.jpg)
Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/05/picture-454685-1401969375.png)
Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы
В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-550671-1422910869.jpg)
Развитие математической культуры у учащихся начальной школы.
О пробелах и проведении необходимой коррекционно-компенсационной работы, которая способствует преодолению неуспешности в обучении и развитию математической культуры младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-420409-1423919622.jpg)
Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы
Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. ...