РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка (1 класс)

Слащева Ольга Львовна

Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в младшем  школьном возрасте.Следует отдавать  предпочтение новым идеям и поискам в работе, которые направляли бы внимание ребёнка не на своё «Я», а на окружающую жизнь, людей.

Уже у первоклассников мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально – бережное отношение к окружающему, проявление альтруистических чувств и социальной чуткости. Ребёнок должен сам замечать, что друг грустит, и утешать его, без напоминания помогать младшему.Социальную чуткость нужно развивать и воспитывать как в семье, так и в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soc_chutkost.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЩЕВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ГОУ СОШ №163

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

т. 89119398534, т 272-93-19

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЧУТКОСТИ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в младшем  школьном возрасте.

Следует отдавать  предпочтение новым идеям и поискам в работе, которые направляли бы внимание ребёнка не на своё «Я», а на окружающую жизнь, людей.

    Уже у первоклассников мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально – бережное отношение к окружающему, проявление альтруистических чувств и социальной чуткости. Ребёнок должен сам замечать, что друг грустит, и утешать его, без напоминания помогать младшему.

    Социальную чуткость нужно развивать и воспитывать как в семье, так и в школе.

    Вот характерные признаки проявления социальной чуткости у учащихся начальной школы:

 1.Радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха. Ребёнок старательно делает из бумаги птицу, а другой наблюдает за ним и говорит:  «Вот молодец! Как красиво получилось!»                                                                                      

    Выражать признание успехам товарища надо учить на всех уроках, особенно на уроках труда и изобразительной деятельности. При подведении итогов и анализе работ можно предложить каждому ребёнку рассказать о рисунке друга, отметить что – то хорошее, достойное признания. Учитель дополняет оценку своим мнением, обращая внимание на то, что ребёнок не заметил.    

2.Отказ от чего – либо в пользу другого ребёнка.                                                                                              

   Отказ, от  какого – то права, преимущества, как один из видов альтруистической деятельности, часто требует от ребёнка  определённого внутреннего само преодоления.

    Но детей никогда не надо принуждать к отказу ради кого – либо то. Надо постараться объяснить им, что отказ должен доставлять радость, а не вызывать сожаление.

    Можно заметить, что девочки отказываются от чего – либо в пользу другого из нежности и потребности заботиться. Например, пирожок, который ребёнку дают в столовой оставляет для младшего брата или сестры.

   3. Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.

     Для ребёнка очень важна обратная связь. Ему необходимо видеть на лице другого человека радость или удовольствие, от сделанного им хорошего поступка. Если этого не последует за хорошим поступком, то учитель должен позаботиться о том, чтобы ребёнок был твёрдо уверен в правильности своего поступка. Можно просто поощрить ребёнка, можно в его присутствии спросить другого, испытывает ли он радость, можно высказать одобрение и показать положительную направленность поступка. Главное – распознать, уловить это мгновение. Чтобы не пропустить возможность похвалить ребёнка за его доброе дело.

  4. Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.

     Часто дети не замечают, что один ребёнок стоит рядом и наблюдает за игрой. Он хотел бы принять участие, но что – то мешает ему. Может быть, эта игра для него новая и незнакомая и ему трудно сразу найти в ней роль для себя. Может быть, он боится, что ему откажут, ведь так уже случалось раньше. Тяжёлое переживание помнится долго. Такое можно увидеть в группе продлённого дня.

    Учитель не должен «втискивать» ребёнка в игру других детей. Но, тем не менее может направлять их внимание на одиноко стоящего товарища, например, тихо спросить у кого – либо из детей:  «Как ты думаешь, всем сейчас хорошо?» или « Посмотри вокруг, вдруг кто-нибудь печально стоит один?». Обычно ребята сразу обнаруживают свою «ошибку» и тут же быстро исправляют её: приглашают ребёнка играть вместе (2).

 5. Забота о равноправии всех детей.        

    В начальной школе мы часто играем. Учитель должен следить, чтобы каждый ребёнок был и в руководящей роли, и в роли исполнителя, чтобы никто из детей не требовал для себя особых правил.

  6. Умение приносить извинения и умение принимать их.

    Необходимо, чтобы ребёнок ощущал потребность извиниться, если сделал что – то плохое, признать свою вину и сохранить хорошие отношения с товарищами. Очень важно, как дети извиняются и как принимают извинения. Недовольный вид ребёнка, повернувшегося, спиной, к приносящему, извинение, вызывает у последнего неприятное ощущение, что его не простили. Такое положение приводит в дальнейшем к нежеланию извиняться. Извинения должны вызывать радостное чувство освобождения, желание не повторять допущенную ошибку.

    Есть дети, которые друг с другом плохо контактируют. Их обучают извиняться словесно. Если тот, которому приносят извинения, не отвечает товарищу, то вмешивается учитель, дружелюбно спрашивая: « Ты его простил?». Обычно ребёнок в ответ кивает головой. Педагог подтверждает: « Всё в порядке, он простил тебя, теперь опять можете вместе делать уроки».

Более близким друзьям советуем обняться, что уже без слов доказывает: прощение принято.

  7. Словесное или физическое ободрение другого ребёнка.

    Если в класс приходит новенький, надо найти того, кто возьмёт над ним шефство, только не навязчиво, а очень аккуратно. Это сблизит детей между собой. А затем надо похвалить шефа, за поддержку нового товарища или погладить по голове в знак одобрения. Для ребёнка младшего школьного возраста учитель авторитет , но и похвала товарища так же дорога(4,с.41).

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Ганса Христиана Андерсена "Гадкий утенок", учитель предлагает  детям ответить на следующие вопросы:

Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Учитель предлагает найти в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждают, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

Основной задачей общественного образования является воспитание современного культурного человека. Какими же качествами должен обладать член цивилизованного общества? Несомненно, в первую очередь, это чувство самоуважения и уважения окружающих. И роль школы в формировании навыков умения строить взаимоотношения с окружающим миром выходит на первый план. Задача педагогов заключается в том, что бы научить детей взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания (1).

Сейчас мы очень много говорим о толерантности. Воспитание толерантности у детей важно потому, что для гармоничного сосуществования людей в социуме необходимо иметь нравственную позицию, которая будет основана на открытости, и желании понять различия между социальными группами, имеющими различные религиозные убеждения, основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении(3).

Многие дети, придя в школу, не понимают таких абстрактных понятий, как ДОБРОТА, ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ и другие. И мы учителя делаем всё возможное, чтобы ребенок осознал эти абстрактные понятия, принял их сердцем и душой.  

В результате многолетней работы можно прийти к выводу, что социальная чуткость – необходимое качество ребёнка. Оно помогает ему в любой ситуации хорошо себя чувствовать и успешно действовать.

Литература.

1.Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.

2.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение» 2011

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9

4. Реккаро А. О развитии социальной чуткости…// Дошкольное воспитание, 1989 № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы

В статье  представлены материалы по вопросу развития  основ   экологической культуры учащихся начальной школы.  В работе рассматриваются педагогические условия и д...

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...

Развитие математической культуры у учащихся начальной школы.

О пробелах и проведении необходимой коррекционно-компенсационной работы, которая способствует преодолению неуспешности в обучении и развитию математической культуры младших школьников....

Проблема развития навыка чтения у учащихся начальной школы

Проблема становления навыка чтения, обучение восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения -одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.     ...

Программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.

В процессе обучения по программе  учитываются  индивидуальные особенности  познавательных процессов  и осуществляется дифференцированный подход к детям  с различным когнитивны...