Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса
статья

Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В этом и заключается главная особенность интерактивных технологий, которые  основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. А применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой.

Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса

Садовина В. Е., учитель начальных классов МБОУ СШ № 37 г. Архангельска

Список ИПМ:

ИПМ – 1. Теоретическая интерпретация

ИПМ – 2. Система работы

ИПМ – 3. Интерактивные технологии кооперативного обучения

ИПМ – 4. Интерактивные технологии кооперативно-группового обучения

ИПМ – 5. Технологии ситуационного моделирования

ИПМ – 6. Технологии обработки дискуссионных вопросов

ИПМ – 7. Заключение

Библиография

Приложение 1. Приёмы организации работы в паре на уроках в начальной школе

Приложение 2. Игры на сплочение группы

Приложение 3. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка

Приложение 4. Технология «Мозаика» (второе название - «Пила»). 

ИПМ – 1. Теоретическая интерпретация

Актуальность

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это всё то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Меняется при этом и роль учителя. Её можно описать словами К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Перед учителем стоит сложная задача. Ситуация осложняется и тем, что изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей.
  • Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров; трудности развития логического мышления и воображения.
  • Современные дети ограничены в живом общении со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.
  • Дети различаются по уровню умственного и познавательного развития, уровню сформированности   познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят попадают в категорию группы риска – детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями в обучении», и просто трудных и проблемных детей.  

Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

В своей практике учителя используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные. При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых (слушают и смотрят).

При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения. Ученик выступает «субъектом» обучения.

Наиболее интересными (перспективными) в настоящее время являются интерактивные методы обучения.

Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «ctiontion», что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «ction» – действие. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы или диалога с чем-либо (с компьютером) или кем-либо.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа – обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное – специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися. Я остановлюсь на втором – бескомпьютерном.

Через использование интерактивных технологий на уроках могут быть ликвидированы следующие противоречия:

  - большая наполняемость класса затрудняет учёт индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;

  - низкая познавательная активность учащихся;

  - нежелание некоторых обучающихся объединяться в микро  группы;

  - пассивность на уроках, нежелание участвовать в общей работе, незаинтересованность в своих успехах, в получении лучшего результата некоторых учащихся.

Сущность опыта

           В основу моего педагогического опыта положена система интерактивных технолгий, направленных на активизацию учебного процесса.

Вклад автора 

           Интерактивные методы обучения представлены системой правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.              

Данный вид обучения характеризуется следующими чертами:

- это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);

- это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нём и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

          Главной целью применения на уроках в начальной школе интерактивных технологий обучения является успешное освоение учащимися учебного материала, повышению качества образования. Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

- повышение познавательной мотивации;

- обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;

- воспитание лидерских качеств;

- умение работать с командой и в команде;

- принимать на себя ответственность   за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Ведущими принципами интерактивного взаимодействия являются:

- Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

- Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

- Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

- Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

- Свобода выбора.

- Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

- Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Результативность: 

Применение интерактивных технологий даёт ученикам:

- развитие личностной рефлексии;

- осознание включённости в общую работу;

- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

- развитие навыков общения;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- повышение познавательной активности.

Классному коллективу:

- формирование класса как групповой общности;

- повышение познавательного интереса;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

мне, как учителю:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных ситуациях;
- вовлечение в процесс познания практически всех учащихся, имеющих возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;

- пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предметам;

- повышение качества знаний по предметам;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Условия применения опыта работы.

Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу:

- Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;

- Подбирать для учащихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы учащимся «ключ» к усвоению темы;

- Учитывать темп работы каждого учащегося и его способности;

- На одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных методов;

- Сначала стоит использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон».

ИПМ – 2. Система работы

 

ИПМ – 3. Интерактивные технологии кооперативного обучения.

Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками.

Работа в парах. Эта технология особенно эффективна на начальных этапах обучения детей работе в малых группах. Её можно использовать для достижения любой дидактической цели. В условиях парной работы все дети в классе получают редчайшую для традиционного обучения возможность говорить, высказываться. Работа в парах даёт ученикам время подумать, обменяться идеями с партнёром и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умения убеждать и вести дискуссию. Использование такого вида сотрудничества способствует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, которые в других условиях требуют большой затраты времени. (см. приложение).

 Ротационные (изменяемые) тройки. Деятельность учеников в этом случае аналогична работе в парах. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному, обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.

«Два-четыре - все вместе». Ещё один вариант кооперативного обучения, который является производным от парной работы, эффективный для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию.

«Карусель». Этот вариант кооперативного обучения наиболее эффективен для одновременного включения всех участников в активную работу с различными партнёрами по общению для обсуждения дискуссионных вопросов.

«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Работа в малых группах. Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного разума. Малые группы используют только в тех случаях, когда задача требует совместной, а не индивидуальной работы. Важными моментами групповой работы являются разработка содержания и представление группами результатов коллективной деятельности. (см. приложение)

В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп:

1. «Диалог». Суть его заключается в совместном поиске группами согласованного решения. Это находит своё отражение в конечном тексте, перечне признаков. Диалог исключает противостояние, критику позиции той или иной группы. Всё внимание сосредоточено на сильных моментах в позиции других.

 2. «Синтез мыслей». Очень похож по цели и начальной фазе на предыдущий вариант групповой работы. Но после объединения в группы и выполнения задания ученики не делают записей на доске, а передают свой вариант другим группам, которые дополняют его своими мыслями, подчёркивают то, с чем не согласны.

3. «Совместный проект». Имеет такую же цель, как и диалог. Но задачи, которые получают группы, разного содержания и освещают проблему с разных сторон.

4. «Поиск информации». Разновидностью, примером работы в малых группах является командный поиск информации (обычно той, что дополняет материал предыдущего урока, домашнее задание), а затем ответы на вопросы. Используют для того, чтобы «оживить» сухой, иногда неинтересный материал.

5. «Круг идей». Целью «Круга идей» является решение острых спорных вопросов, создание списка идей и привлечения всех учеников к обсуждению поставленного вопроса. Технологию применяют, когда все группы должны выполнять одно и то же задание, состоящее из нескольких вопросов (позиций), которые группы представляют по очереди.

«Аквариум». Ещё один вариант кооперативного обучения, который является формой деятельности учащихся в небольших группах, эффективен для развития навыков общения в небольшой группе, совершенствования умения дискутировать и аргументировать своё мнение. Может быть предложен только при условии, что учащиеся уже имеют хорошие навыки групповой работы. Технология  «Аквариум»  заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

ИПМ – 4. Интерактивные технологии кооперативно-группового обучения

К этой группе относят интерактивные технологии, предусматривающие одновременную совместную (фронтальную) работу всего класса.

Обсуждение проблемы в общем кругу. Это общеизвестная технология, которую применяют, как правило, в комбинации с другими. Её целью является прояснение некоторых положений, привлечение внимания учащихся к сложным или проблемным вопросам в материале, мотивация познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и т. п.

Микрофон. Разновидностью общегруппового обсуждения является технология «Микрофон», которая предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди отвечая на вопросы, высказывая своё мнение или позицию. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

Незаконченные предложения. Этот приём часто сочетают с «Микрофоном». Он даёт возможность основательнее работать над формой выражения идей, сравнивать их с другими. Работа по такой методике даёт возможность преодолевать стереотипы, свободно высказываться по предложенным темам, отрабатывать умение говорить кратко, но по сути и убедительно.

Мозговой штурм. Известная интерактивная технология коллективного обсуждения, которую широко используют для выработки нескольких решений конкретной проблемы. Мозговой штурм побуждает учащихся проявлять воображение и творчество, позволяет им свободно выражать свои мысли. Цель «мозгового штурма», или «мозговой атаки», заключается в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме всех учащихся в течение ограниченного периода времени.

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и находится верное решение.

   «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

    Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

    Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

    Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

   Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Броуновское движение (УЧА-УЧУСЬ ) предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Используется при изучении информации или при обобщении и повторении изученного. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к обучению.

Алгоритм действия:

1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.  

2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.

3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Проверьте, понимают ли они прочитанное.

4. Предложите им ходить по классу и знакомить со своей информацией других одноклассников.

5. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. В течение отведенного времени нужно обеспечить общение каждого ученика с максимальным количеством других для получения максимально полной информации.

6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

Обучая – учусь. Этот метод используют при изучении блока информации или при обобщении и повторении изученного. Он даёт возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода повышает интерес к учёбе. Поощряет учеников помогать друг другу, учиться обучая.

«Мозаика». Данную технологию используют для создания на уроке ситуации, которая позволяет ученикам работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени. (см. приложение)

 «Дерево решений». Как вариант технологии решения проблем можно использовать «дерево решений», которое помогает детям проанализировать и лучше понять механизмы принятия сложных решений. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

ИПМ – 5. Технологии ситуационного моделирования

Модель обучения в игре – это построение учебного процесса посредством включения ученика в игру. Использование игры в учебном процессе всегда сталкивается с противоречием: обучение всегда является процессом целенаправленным, а игра по своей природе имеет неопределённый результат (интригу). Поэтому задача педагогов при применении игры в обучении заключается в подчинении игры определённой дидактической цели.

Игровая модель обучения призвана реализовать ещё и комплекс целей:

- обеспечение контроля вывода эмоций;

- предоставление ребёнку возможности самоопределения;

- вдохновение и помощь в развитии творческого воображения;

- предоставление возможности роста навыков сотрудничества в социальном аспекте;

- предоставление возможности высказывать свои мысли.

Участники учебного процесса при использовании игровой модели находятся в других условиях, чем при традиционном обучении. Учащимся предоставляют максимальную свободу интеллектуальной деятельности, которая ограничена лишь установленными правилами игры. Ученики сами выбирают свою роль в игре, выдвигая предположение о вероятном развитии событий, создают проблемную ситуацию, ищут пути её решения, беря на себя ответственность за выбранное решение. Учитель в игровой модели выступает как инструктор, судья, тренер, председатель, ведущий. Арсенал интерактивных игр достаточно велик, но наиболее распространены из них моделирующие игры.

    Стимулирующие, или имитационные, игры. Имитационные игры развивают воображение и навыки критического мышления, способствуют применению на практике умения решать проблемы, а стимуляция даёт возможность ученикам глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри.

Разыгрывание ситуаций по ролям. («Ролевая игра», «Проигрывание сценки») Цель ролевой игры — определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путём проведения игры, помочь научиться с помощью опыта.

ИПМ – 6. Технологии обработки дискуссионных вопросов

Дискуссии являются важным средством познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Они в значительной степени способствуют развитию практического мышления, дают возможность определить собственную позицию, формируют навыки умения отстаивать своё мнение, углубляют знания обсуждаемой проблемы. Современная дидактика признаёт большую образовательную и воспитательную ценность дискуссий.

 Метод ПРЕСС. Метод учит вырабатывать и оформлять аргументы, высказывать мнение по дискуссионным вопросам в выразительной и стилистической форме, убеждать других. Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырёх этапов:

– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

– Обоснование своей мысли («… Так как…»)

– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»)

Займи позицию. Этот метод демонстрирует многообразие взглядов на изучаемую проблему до или после овладения учащимися определённой информацией по проблеме и осознания ими возможности противоположных позиций по их решению. Зачитывается какое - нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Измени позицию. Такая технология аналогична предыдущей. Она также даёт возможность обсудить дискуссионные вопросы с участием всех учеников. Метод позволяет стать на позицию другого человека, развивать навыки аргументации, активного слушания.

Совместный проект. Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Непрерывная школа мыслей. («Бесконечная цепочка») Одна из форм обсуждения дискуссионных вопросов, целью которой является развитие у учащихся навыков принятия личного решения и совершенствование умения аргументировать своё мнение.

Дискуссия. Дискуссия — это широкое публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Она является важным средством познавательной деятельности, способствует развитию критического мышления учащихся, даёт возможность определить собственную позицию, формирует навыки аргументации и отстаивания своего мнения, углубляет знания по обсуждаемой проблеме.

ИПМ – 7. Заключение

Применение интерактивных технологий в обучении позволяет ученикам:

 - основательно анализировать учебную информацию, творчески подходить к усвоению учебного материала;

 -  научиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение;

 -  моделировать и решать познавательные, жизненные и социальные ситуации, таким образом обогащая личный познавательный и социальный опыт;

-  учиться строить конструктивные отношения в группе, определять своё место в ней, избегать конфликтов, решать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу, находить общее решение проблемы;

- развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, выполнения творческих работ и т. п.

Учитель должен рассматривать каждого ученика как отдельную личность с её взглядами, убеждениями, чувствами. Конечно, внедрение данных технологий не является лёгким делом даже для опытного педагога и требует основательной подготовки (подбора материалов, составления плана, тщательного изучения индивидуальных особенностей учащихся класса и др.). Но тот учитель, который стремится раскрыть все способности и таланты своих учеников, научить их учиться, находить истину, обязательно будет искать пути совершенствования своей методики. Таким образом, благодаря эффекту новизны и оригинальности использования интерактивных методов при правильной их организации растёт интерес к процессу обучения, учащиеся формируют мировоззрение, ориентировочно определяют жизненную позицию, своё место в современном мире.

Библиогафия

  1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245.
  2. Балицкая Н. Г. Интерактивные технологии как средство формирования ключевых компетенций // Н. Г. Балицкая, – Екатеринбург: У-Фактория, 2018. –92 с.
  3. Границкая А. С. «Научить думать и действовать», - Москва, «Просвещение», 1991 г.
  4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 2007г. с.162.
  5. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М.В. Кларин. — 2016. – 168 с.
  6. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // И.В. Курышева – М.: Просвещение, 2019. – 235 с.
  7. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
  8. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
  9. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 2005г. №1 с.12.
  10. Селявко М.П. Современные образовательные технологии / М.П. Селявко. — М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 125 с.
  11. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. С.312-315

Приложение 1

Приёмы организации работы в паре на уроках в начальной школе

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава), динамическая (пара сменного состава), вариационная. В статистической паре работа ведётся в режиме «взаимообучение»; «взаимоконтроль». В динамической паре работа ведётся в режиме «коллективного взаимодействия». В вариационной паре ведётся в режиме «обработки разнообразных материалов».

Для работы в паре на уроке могут быть предложены следующие задания:

- Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые (мяч, варежки, сюжетные картинки)

- Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать, и цвет, и направление штриховки)

- Устный счёт в парах (тут возможно два варианта работы: либо учитель сам заранее готовит карточки и карточки с ответами, по которым дети будут проверять друг друга; либо детям заранее предлагается дома самим подготовить эти карточки для следующего урока),

- Также детям можно предложить раскрасить картинку при этом выполнять устные вычисления. Какая пара быстрее?

- Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски.

-  С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

- Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

- В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».

- По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

- После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачёт для соседа»; обычно в неё включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Приложение 2

Игры на сплочение группы

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

  1. «Печатная машинка»

Прежде чем вы начнёте работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесёт одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причём каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

      2.  «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

      3. «Что в нём нового»

Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трёхминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днём вы в нём увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

      4. «Озеркаливание»

Инструкция: Выполните четыре несложных задания, точнее, сымитируйте их выполнение. Задания следующие:

- пришиваем пуговицу;
- вырезаем круг;
- печём пирог;
- выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причём партнёры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнёра. Затем партнёры поменяются ролями.

       5. «Без маски»

Каждому участнику даётся карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придётся брать ещё одну карточку.

Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верю, что я…»
«Мне бывает стыдно, когда…»
«Особенно меня раздражает, что я…»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…» и т. п.

        6. «Как учитель скажет» — т. е. группы комплектуются учителем по своему усмотрению сильный/слабый, девочки/мальчики, учащиеся, которые дружат между собой/учащиеся, находящиеся в оппозиции и т. д. Такой способ представляется методически целесообразным, однако не всегда не эффективен, т. к. опосредуется межличностными отношениями обучающихся («Я с ним работать не хочу» и т. д.).

        7. «По списку», т. е. учитель делит класс на группы формально

- по списку журнала, например А-И, К-О и т. д.

- по первой букве имени или фамилии

Например:
1-й стол — буквы А, В.
2-й стол — буквы Л, М.
3-й стол — буквы П, Ж, Л, Б, К.
4-й стол — буквы Д, С.

       8. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки — получилась группа.

       9. Загадки. Учитель назначает командиров групп — например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

        10. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд — лень, правда — ложь и т. д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

         11. Лото. Дети берут картинки лото и ищут «своё» место на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т. д.

Приложение 3

Использование интерактивных технологий на уроках русского языка

Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени  меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:

Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.

Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:

 «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.

После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.

Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку: для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание, следует отметить, что на доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например, 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.

Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.

Действенными являются так же интерактивные диктанты, например, диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций, в данном случае помощником может быть этимологический словарь, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет понять его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.

Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Приложение 4

Технология «Мозаика» (второе название - «Пила»). 

Работа строится следующим образом:

1. Класс делится на малые группы с равным числом участников.

2. Все малые группы получают для изучения одну и ту же тему (это может быть статья в распечатке или параграф учебника). Тема делится на части по числу участников малой группы. Каждый участник получает свой фрагмент материала и обязан основательно его изучить, стать «экспертом» по данному вопросу.

3. После того, как «эксперты» индивидуально поработали над своими вопросами, организуются «встречи экспертов»: малые группы временно распадаются, и эксперты, изучающие один и тот же вопрос, но относящиеся к разным малым группам, сходятся вместе, коллективно обсуждают свой вопрос, выясняют трудные места, при необходимости получают консультацию учителя.

4. Затем «эксперты» расходятся по своим группам. В каждой группе «эксперты» последовательно выступают с докладами, каждый по своему вопросу. Остальные слушают, спрашивают, уточняют. Каждый «эксперт» добивается ясного понимания своего вопроса остальными участниками малой группы.

5. По окончании работы в малых группах учитель даёт тест по всей теме. Каждый ученик выполняет этот тест индивидуально. Таким образом, реализуется принцип индивидуальной ответственности: учимся вместе, педагогический контроль проходим индивидуально. После проверки учителем тестов становится ясно, «эксперты» какой группы поработали лучше, а какой - хуже.

6. Занятие завершается коллективной рефлексией.

             Данный метод универсален, его можно применять на различных уроках. Самое широкое применение возможно на уроках литературного чтения и окружающего мира, когда необходимо познакомиться с большим количеством информации, но и на уроке математики и русского языка этот метод тоже можно применять.

Окружающий мир   4 класс – природные зоны, тундра.

Участники делятся на группы по 5 человек в каждой.

1 эксперт изучает географическое положение и климат,

2 эксперт – растительный мир,

3 эксперт – животный мир,

4 – деятельность людей в данной природной зоне,

 5- экологическую обстановку.

Встретившись опять в домашней группе, каждый рассказывает свою часть учебного материала, и вместе заполняют таблицу (приём «Белые пятна»).

Литературное чтение – работа с текстом, стихотворением.

Текст делится на части, каждый эксперт работает над своей частью, отвечает на вопросы, подбирает иллюстрации, можно озаглавить часть, составить характеристику героя, делает выводы, подбирает пословицу или поговорку, соответствующую его тексту.

 Математика 2 класс.  Решение задач в два действия.

Составная задача делится на две простых.

1 экспертная группа получает задание решить 1 задачу, вторая – 2 задачу, а третья записать краткую запись к составной задаче с пропущенными данными.

Затем они возвращаются в домашнюю группу, 1 эксперт объясняет решение своей задачи, а 2 эксперт решение своей задачи.  3 эксперт дополняет данные своей задачи и краткой записи, используя две предыдущие задачи и уже вместе решают составную задачу.  Проверкой может быть самостоятельная работа по решению подобных задач.

Русский язык 3 класс. 3 склонения имен существительных.

1 эксперт работает над именами существительными 1 склонения, определяет род, выделяет окончания, отвечает на вопросы, формулирует выводы.

Соответственно 2 и 3 эксперты работают над 2 и 3 склонением.

По сигналу учителя участники переходят в экспертные группы в соответствии со своим номером. Сверяют свои ответы и решают, что они расскажут в своей домашней группе.

Вернувшись в домашние группы, каждый по очереди объясняет ту часть материала, в которой он стал экспертом.

В качестве проверки можно использовать самостоятельную работу по определению склонения имени существительного. После проверки подсчитывается количество баллов в каждой группе. Выигрывает та, которая набрала наибольшее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО "

Интерактивное творчество учителя безгранично. Важно только направить его в нужное русло для достижения поставленной цели....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Интерактивная модель обучения ставит своей целью такую организацию учебного процесса, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой. Взаимодействие осуществляется на уровне «равный — ра...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе...