«Метод социальных историй».
учебно-методический материал
Дети с РАС–это особые дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, у них отсутствует или имеется недоразвитие речи ( ребенок не способен употреблять язык , как средство общения).одним словом нарушено социальное взаимодействие. Педагоги при работе с такими детьми сталкиваются с большими трудностями, особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра ставят в тупик даже опытных учителей и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: «Метод социальных историй».
Дети с РАС–это особые дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, у них отсутствует или имеется недоразвитие речи ( ребенок не способен употреблять язык , как средство общения).одним словом нарушено социальное взаимодействие.
Педагоги при работе с такими детьми сталкиваются с большими трудностями, особенности поведения детей с расстройством аутистического спектра ставят в тупик даже опытных учителей и воспитателей.
Послушайте, пожалуйста, такую ситуацию.… Однажды, стоя в очереди в кафетерии, Костя внезапно начал кричать о кровавом убийстве! Мы понятия не имели, почему он кричал, и в чем заключалась дилемма. Был ли он ранен? Ему было больно? Он испугался
- Педагоги ваши предположения, чем вызвано такое поведение ребёнка?
- Как можно исправить ситуацию?
Социализация детей с РАС - это многогранный процесс. И одна из эффективных методик - это социальные истории, которые позволяют при работе с особыми детьми, решать трудные вопросы, связанные с поведением ребенка
Социальные истории помогают при:
- самообслуживании и личной гигиене
- коммуникации и социально взаимодействовать
-поведении в общественных местах
- управлять собственными эмоциями и регулировать их
Главная цель социальной историй раскрытие потенциала детей с рас за счёт социального взаимодействия в реальной жизни.
Разработала эту методику Кэрол Грей в 1991г. Можно использовать социальные истории, написанные ей, а можно их составлять самостоятельно.
Что такое СоциальнЫЕ ИсториИ?
Это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций, событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, и как следует себя вести.
1. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников).
2. Важно собрать информацию о том, как происходит то или иное действие. Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее.
3. Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица.
4. При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка.
При составлении социальных историй используются различные типы предложений
Тип предложений | Описание | Пример |
Описательные | Эти предложения объективно описывают ситуацию, что и где происходит, как часто, кто в этом действии принимает участие и т.д. | Я обедаю каждый день. |
Перспективные | Перспективными называются предложения, которые описывают ситуацию с точки зрения (перспективы) других людей: описывают их чувства, идеи и суждения. Такие предложения помогают детям понять точку зрения окружающих. | Когда нет шоколадного молока, это меня расстраивает. |
Директивные | Эти предложения направляющего характера. Такие предложения описывают, как нужно действовать в данной ситуации. Они являются прямой инструкцией к действию. Ориентируясь именно на эти предложения, ребёнок меняет своё поведение. Важно, чтобы предложения такого типа были написаны утвердительно, по возможности без использования отрицаний, так как описание того что не стоит делать не даёт ребёнку модели верного поведения. | В следующий раз, когда не будет шоколадного молока, я попробую выбрать что-нибудь другое, чтобы выпить, или спросить у дам в кафетерии, есть ли еще шоколадное молоко, или спросить друга, не хотят ли они обменять молоко. |
Подтверждающие | Предложения такого типа подтверждают важность того что было сказано в предыдущем предложении. | Использование моих слов вместо крика сделает моих друзей и учителей счастливыми. Я буду гордиться тем, что смог решить проблему без крика. |
Поддерживающие | Такие предложения описывают, кто из людей может оказать ребёнку поддержку в данной ситуации. | Я всегда могу обратиться за помощью к учителю или к моим друзьям. |
Эти предложения можно использовать в различных комбинациях для создания вашего социального повествования. Ваши социальные повествования не должны быть списком желаемого поведения, а скорее рассказом, который содержит конкретные детали, которые помогут сделать правильный выбор поведения
Предлагаю составить историю к нашей ситуации с мальчиком Костей.
( составление истории)
Как мы знакомим ребенка с социальной историей
- История даётся ребёнку в то время, когда он спокоен и расслаблен.
- Запрещается использовать историю в качестве наказания.
- Повторять историю можно при необходимости несколько раз в день или в конкретных случаях.
- В момент чтения социальной истории будьте терпеливы и положительно настроены. Подбадривайте!
- Будьте дружелюбны и спокойны. Устраните посторонние раздражители.
- Одна история за один раз.
Хотя соц истории не являются универсальным эффективным методом для управления своим поведением или эмоциями, однако они однозначно полезны в разнообразных жизненных ситуациях детей (людей) с РАС при правильном использовании и создании. Также данная методика является абсолютно безопасной, доступной и недорогой, что позволяет родителям и всем педагогам ее создавать самостоятельно. На данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения детей с рас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
освоение метода социальных проектов в процессе работы над методом здоровьесбеергающего направления
Данная работ а рассказывает о применении комплекса упражнений в начальной школе для повышения качества знаний учащихся, для сохранения и укрепления их здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/28/picture-1097552-1545999731.jpg)
Социальные истории для детей с РАС.
Социальная история - это эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам....
Социальная история, как метод обучения правилам поведения ребенка с РАС
В данной статье речь пойдет о социальных историях, как стратегии поддержки ребенка с РАС....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-721330-1575462745.jpg)
Социальные истории - как один из методов для формирования учебного поведения детей с РАС
Социальные истории (Social Stories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/08/picture-1141992-1557296963.jpg)
Создание социальных историй ,как метод коррекции поведения.
СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-487096-1413465642.jpg)
Консультация для родителей «Метод социальных историй в работе с детьми РАС»
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют значительные нарушения в социальной сфере, у них возникают трудности, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека.Для грамо...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/06/picture-1075465-1738826243.jpg)
мастер-класс: «Метод социальных историй».
Дети с РАС–это особые дети, они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, у них отсутствует или имеется недоразвитие речи ( ребенок не способен упо...