Программа коррекционно – развивающих занятий « ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»
рабочая программа
Исходными теоретическими положениями представленной программы «Дары Фребеля» (далее - Программа) являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии.
В трудах Л.С.Выготского, выдающегося отечественного психолога, создателя концепции развития высших психических функций доказано, что социальная среда формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка.
Ключевой позицией в развитие детей с ОВЗ является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dary_frebelya.docx | 333.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Павлово – Посадского городского округа Московской области
Программа коррекционно – развивающих занятий
« ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»
Павловский Посад 2024 год
Программа направлена на создание условий для коррекции и развития познавательной и речевой сфер ребенка с использованием игрового набора «Дары Фребеля». Работа по Программе позволяет добиться качественных и более устойчивых результатов занятий с детьми 6 – 9(10) лет, как с нормальным уровнем интеллектуального развития, так и с нарушениями интеллекта.
Потенциальные пользователи: учитель – дефектолог.
Пояснительная записка.
В настоящее время особое внимание в теории и практике индивидуальной работы обращено на создание новых и совершенствование имеющихся подходов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ).Тенденции к обобщению теоретических и практических подходов в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ являются закономерными и необходимыми.
Исходными теоретическими положениями представленной программы «Дары Фребеля» (далее - Программа) являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии.
В трудах Л. С. Выготского, выдающегося отечественного психолога, создателя концепции развития высших психических функций доказано, что социальная среда формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка.
Ключевой позицией в развитие детей с ОВЗ является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта.
Дети имеют различные речевые нарушения, нарушения интеллекта различной степени выраженности, испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве, у них отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Нарушение интеллекта у детей представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую, дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях.
Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Поиск новых эффективных приемов, методов и технологий для развития детей с ОВЗ достаточно актуален, так как обеспечивает повышение эффективности и качество мероприятий.
Современного ребёнка трудно заставить что-то сделать, если не заинтересовать его, не увлечь в мир знаний и открытий. Следовательно,
современному специалисту, работающему с детьми, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность осуществить это.
Использование в работе игрового набора «Дары Фребеля» позволяет решать данную проблему более эффективно.
Игровой набор "Дары Фребеля" - это уникальный комплекс развивающих материалов, созданный для развития и воспитания личности школьника. Игровой комплекс направлен на развитие физических, интеллектуальных и коммуникативных возможностей ребенка.
Игровой набор применяется на занятиях с детьми, имеющими нормальный уровень интеллектуального развития и с детьми, имеющими нарушения в его развитии.
Практическое применение Программы показало, что дети с нарушением интеллекта умеренной степени, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с множественными нарушениями развития при необходимом воздействии овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.
Цели и задачи:
Цель программы – создание условий для коррекции и развития познавательной сферы (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение) и речи детей с применением инновационных методов, повышающих познавательную мотивацию в процессе психолого-педагогической работы.
Задачи программы: Развивающие:
▪ формировать и развивать навыки игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры);
▪ развивать элементарные математические представления (цвет, форма, величина предметов; знакомить с цифрами);
▪ развивать пространственно – временные представления;
▪ развивать внимание, восприятие, речь, мышление.
Обучающие:
▪ освоить предметно-практическую деятельность (конструирование);
▪ расширить знания и представления об окружающем мире;
▪ формировать диалогическую и монологическую форму речи, расширить активный словарь;
▪ обучить соотнесенному пересчету.
Воспитательные:
▪ воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, работать в коллективе; ▪ воспитывать познавательный интерес.
Целевая группа: дети в возрасте от 6 до 9 (10) лет с нормальным уровнем интеллектуального развития и с нарушением уровня интеллектуального развития.
В большинстве случаев уровни интеллектуального развития сочетаются с другими проблемами и состояниями, такими как:
∙ Нарушение слуха;
∙ Нарушение зрения;
∙ Нарушения опорно-двигательного аппарата;
∙ Нарушение активности и внимания;
∙ Расстройства аутистического спектра;
∙ Синдром Дауна.
Сроки реализации: в течение курса обучения
Принципы формирования программы:
- принцип преемственности: обеспечивает связь данной программы с другими разделами индивидуальной программы;
- принцип комплексности: развивающее воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
- принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализуособенностейразвитияи коррекции
нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
- принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения помощи детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации мероприятий Программы у детей ожидаются следующие позитивные изменения:
∙ расширение круга знаний и представлений об окружающем мире, обогащение активного словаря, развитие связной речи;
∙ ускорение процесса формирования простейших математических представлений;
∙ ускорение процесса формирования пространственно – временных представлений;
∙ совершенствование координации движений, мелкой моторики рук;
∙ повышение уровня работоспособности;
∙ развитие и совершенствование навыков группового взаимодействия и положительной коммуникации.
Тематическое планирование занятий
№ | Часы | Тема | Цели и задачи | Оборудование |
Занятие 1. | 3часа | Диагностическое занятие (Приложение 1) | Цель:определить уровень имеющихся знаний, умений, навыков. Задачи: -выявить уровень актуального развития (основные цвета, геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве); -развивать внимание,восприятие, речь, мышление; -воспитывать любознательность; умение работать в коллективе. | Оборудование: кукла Буратино; макет -золотой ключик; дары № 2,7; предметные картинки: солнышко, ель, собака, волны |
Занятие 2. | 4часа | Изучение основных цветов ( Приложение2) | Цель: знакомство детей с цветами основной цветовой гаммы. Задачи: - познакомить детей с основными цветами (красный, зеленый, синий, желтый), -учить соотносить и различать их; - развивать восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук; -воспитывать познавательный интерес | Оборудование: картина леса, предметные картинки: черника, солнце, клубника, лягушка; дар № 10 |
Занятие 3. | 4часа | Изучение основных геометрических фигур ( Приложение3) | Цель: знакомство с основными геометрическими фигурами. Задачи: -учить правильному различению и дифференциации геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); - развивать восприятие, мышление, внимание, память, мелкую моторику; -воспитывать познавательный интерес, умение работать в коллективе умение работать в коллективе | Оборудование: Предметные картинки: колесо, ель, печенье, картина; геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат); доска, (наборное полотно); дары № 7, 8. Сенсорные пластины АЛМА |
Занятие 4. | 4часа | Понятия «большой -маленький» (Приложение 4) | Цель: знакомство с понятиями «большой – маленький» Задачи: - уточнять знания о понятиях «большой - маленький»; -отрабатывать их дифференциацию, -развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук; - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе | Оборудование: предметные картинки: слон большой, слон маленький; дар № 9. |
Занятие 5. | 4часа | Числовой ряд1-5. Соотнесенный пересчет (Приложение 5) | Цель: развитие навыков порядкового счета и соотнесенного пересчета в пределах 5 Задачи: - закреплять знания о порядковом счете (1 – 5); развивать знания о соотнесенном пересчете; - развивать мышление, внимание, пространственное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук; - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе | Оборудование: Карточки с цифрами; кукла Маша; дар № 8. Сенсорные пластины АЛМА. |
Занятие 6. | 4часа | Мягкие и твердые предметы (Приложение 6) | Цель: знакомство с понятиями «твердый - мягкий». Задачи: - формировать знания о качестве предметов; учить различать и называть качества «твердый -мягкий»; - развивать память, внимание, речь, мышление, мелкую моторики рук; - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе. | Оборудование: дары № 1, 2; пластилин; игрушки: матрешка (деревянная), заяц (мягкий); камешек. Сенсорные пластины АЛМА |
Занятие 7. | 4часа | Развитие и уточнение пространственных представлений (Приложение 7) | Цель: знакомство с понятиями «лево – право» Задачи: -учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; -развивать пространственное восприятие и представление; познавательную деятельность; - мелкую моторику рук; - воспитывать интерес к занятиям | Оборудование: Дары № 1,3,4; предметные картинки: дом, солнце, рыба, хлеб |
Занятие 8. | 4 часа | Конструирование (Приложение 8) | Цель: развитие пространственных представлений Задачи: -учить создавать простые конструкции (стол, стулья, диван, кровать); - развивать внимание, пространственное восприятие, мышление, мелкую моторику; - воспитывать умение работать в коллективе | Оборудование: Дары №5,6,11,13; воздушные шарики |
Занятие 9. | 3 часа | Итоговая диагностика (Приложение 9) | Цель: выявление уровня полученных знаний и умений Задачи: -определение уровня имеющихся знаний, умений, навыков после прохождения реабилитационного курса по Программе; - развитие познавательной деятельности; - воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки | Оборудование: дары № 1,7,8, шаблон; кукла Лунтик Сенсорные пластины АЛМА |
Содержание программы
Количество занятий – 34часа в течение курса обучения
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Длительность занятий – 25-30 минут.
Структура занятия:
Каждое занятие состоит из трех частей:
Вступительная часть. Установление эмоционального контакта педагога с детьми, создание эмоционального настроя в группе. Формирование положительного настроя на работу
Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия: выявление и расширение уровня знаний; ознакомление с новым материалом. В нее входят упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию сенсорно-перцептивной, когнитивной и моторной сферы.
Заключительная часть. Подведение итогов. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Основные направления работы по Программе:
1. Диагностическое (Приложение 1,9):
- выявление особых развивающих потребностей детей при освоении индивидуальной программы;
- проведение комплексной диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ОВЗ;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей детей;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка.
2. Коррекционно-развивающее:
- реализация комплексного сопровождения детей в процессе обучения с учётом особенностей их психофизического развития;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков личностного общения в группе сверстников.
3. Консультативное:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, единых для всех участников обучающего процесса;
- консультирование специалистов смежного профиля по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии обучающего процесса в дальнейшем.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий – индивидуальная и групповая. Численность группы – 1-4 человека.
Методы работы: ∙ Словесный. ∙ Наглядный.
∙ Практический. ∙ Проблемный.
∙ Интерактивного общения.
Приемы работы:
∙ Тестирование
∙ Познавательная беседа. ∙ Практическая работа.
∙ Настольная игра.
∙ Самостоятельная работа.
Условия реализации программы Материально – техническое оснащение: «Набор Фребеля», включающий 14 модулей:
∙ Модуль 1 «Шерстяные мячики» ∙ Модуль 2 «Основные тела»
∙ Модуль 3 «Куб из кубиков» ∙ Модуль 4 «Куб из брусков»
∙ Модуль 5 «Кубики и призмы»
∙ Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики» ∙ Модуль 7 «Цветные фигуры»
∙ Модуль 8 «Палочки»
∙ Модуль 9 «Кольца и полукольца» ∙ Модуль 10 «Фишки»
∙ Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
∙ Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка» ∙ Модуль 13 (5B) «Башенки»
∙ Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры» Оборудование:
∙ Доска или наборное полотно ∙ Игрушки – куклы
∙ Предметные картинки
∙ Картина с изображением леса
∙ Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) ∙ Карточки с цифрами (1 – 5)
∙ Пластилин
∙ Деревянная матрешка ∙ Игрушка заяц (мягкий) ∙ Игрушка лиса (мягкая) ∙ Кукла Лунтик
∙ Кукла Буратино ∙ Кукла Маша
∙ Столы ∙ Стул
«Сенсорные пластины АЛМА»
- Сенсорные пластины
- Наушники
- Маска для глаз
7. Список литературы
1. Карпова, Ю. В., Кожевникова В. В.,. Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. -«Социально-коммуникативное развитие»: методические рекомендации / Ю.В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова – М.: «Варсон», 2014. - 44с.
2. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей; под ред. Л.М. Волобуева. - М.: «Карапуз», 2001. - 288с.
3. http://www.children37.ru/groups/ladushki/frebel/2011/03/25/-1024x768-normal-0-false.html-фото
4. http://genius-kids.ru/sistema-frebelya/
5. http://rodnaya-tropinka.ru/dary-frebelya/
Занятие 1. Тема: «Диагностическое занятие».
Цель: определение уровня имеющихся знаний, умений, навыков. Задачи:
∙ выявить уровень актуального развития (основные цвета, геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве);
∙ развивать внимание, восприятие, речь, мышление;
∙ воспитывать любознательность; умение работать в коллективе. Оборудование: кукла Буратино; макет -золотой ключик; дары № 2,7,
предметные картинки: солнышко, ель, собака, волны. Ход занятия:
1. Организационный момент. Мы друг к другу повернулись, Мы друг другу улыбнулись,
А сейчас начнем играть, Много думать, отвечать.
- У нас в гостях сегодня Буратино, он никак не может добраться до Золотого ключика, потому что не знает, как правильно выполнить задания. Поможем ему?
2. Основной этап. 1) «Дорожки».
Перед вами разноцветные веревочки. Нам нужно сделать дорожку из фигур такого же цвета,как цвет уверевочек. Фигуры накладываем сверхуна подходящую по цвету веревочку.
Физминутка.
Раз – мы встали, распрямились. Два – согнулись, поклонились. Три – руками три хлопка,
А четыре – под бока. Пять – руками помахать.
Шесть – на место сесть опять.
2) «Домики».
- По разноцветным дорожкам мы пришли к домикам.
- Мы должны их достроить (фигуры выкладываем на листке бумаги, так чтобы получился домик)
- Крыша –
- А под ним – - Дверь –
- А окошко –
- Получился домик тут! 3) «Дорисуй картинку».
- Сверху солнышко блестит. - Снизу реченька бежит.
- Справа – ель стоит.
- Слева – собака сидит.
(Дети выкладывают предметы относительно домика).
3. Итог занятия.
- Ребята, посмотрите на Буратино. У него в руках появился Золотой ключик. Значит, мы справились с заданиями.
Занятие №2. Тема: «Изучение основных цветов».
Цель: знакомство детей с цветами основной цветовой гаммы Задачи:
∙ познакомить детей с основными цветами (красный, зеленый, синий, желтый), учить соотносить и различать их;
∙ развивать восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук; ∙ воспитывать познавательный интерес.
Оборудование:картина леса, предметные картинки:черника, солнце, клубника, лягушка; дар №10.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.
2. Основной этап.
- Сейчас мы с вами отправляемся в лес и увидим там много интересного, поможем украсить его.
Зеленеют все опушки, 1) Зеленеет пруд
И зеленые лягушки Громко песенки поют.
(прикрепили картинку лягушку на картину с изображением леса) 2) Желтый цвет дарит тепло –
Солнце, любит нас оно.
(прикрепили солнце на картину с изображением леса) 3) Синий цвет – черники цвет,
Да и василек в него одет.
(прикрепили картинку черники на картину с изображением леса)
4) Самый вкусный – красный цвет,
Вкуснее цвета в мире нет! Тут смородина и вишня, И клубника – посмотри, Там в лесу или на грядке, Летом в чашку собери!
(прикрепили картинку клубники на картину с изображением леса) - Вы отлично справились с заданием. Какие цвета мы узнали? Физминутка
На лугу растут цветы,
Небывалой красоты (руки в сторону) К солнцу тянуться цветы,
С ними потянись и ты (руки вверх) Наклонились цветочки,
Опускают лепесточки, (наклонились) А потом опять встают
И по-прежнему цветут. 1. «Волшебники».
- А сейчас мы с вами превратимся в волшебников, вырастим свои цветы в нашем чудесном лесу (дар № 10 и шаблоны цветов, для тех, кто затрудняется).
(Дети выкладывают из разноцветных предметов (дар №10) цветы. Для тех, кто затрудняется – шаблоны. Дети выкладывают на шаблоны). Релаксационная пауза.
Ведущий:
Ребята, давайте представим, что….
Вы маленькие цветочки. Вы растете. Вам тепло и спокойно. Ваши лепестки тянуться вверх, к солнцу (руки поднимаем и тянем вверх). Мы посмотрели вокруг (посмотрите по сторонам). Вас окружают такие же красивые и радужные цветы. Улыбнитесь друг другу!
3. Итог занятия
- С какими цветами мы сегодня познакомились? Молодцы! Занятие закончено.
Занятие 3. Изучение основных геометрических фигур.
Цель: знакомство детей с основными геометрическими фигурами Задачи:
∙ учить правильному различению и дифференциации геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
∙ развивать восприятие, мышление, внимание, память, мелкую моторику; ∙ воспитывать познавательный интерес, умение работать в коллективе. Оборудование:
Предметные картинки: колесо, ель, печенье, картина; доска, (наборное полотно); дары №7, 8. Сенсорные пластины АЛМА.
Ход занятия:
1. Организационный момент Весь мир устроен из фигур, Лишь присмотритесь – я не лгу: Дома, машины, люди, звери, Столы, картины, окна, двери, Пруды, каналы и поля,
И в целом вся наша Земля.
- Сегодня мы будем знакомиться с геометрическими фигурами. 2. Основной этап.
Знакомство с фигурами. 1)Прокатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру Догадался, милый друг? Ну конечно, это … (круг)
- Демонстрируется геометрическая фигура – круг.
-Найдите (из предложенных картинок) фигуру, похожую на круг.
2) Жаждет знать любой школьник,
Что такое треугольник? Треугольник – это клин, Клином в небе журавли Пролетают мимо. Праздничная елка – Тоже «треуголка».
- Демонстрируется геометрическая фигура – треугольник.
- Найдите, глядя на предложенные картинки, фигуру, похожую на треугольник.
3) Словно стол стоит квадрат, Он гостям обычно рад. Он квадратное печенье
Положил для угощенья. Он квадратная корзина И квадратная картина. Все четыре стороны
У квадратика равны!
- Демонстрируется геометрическая фигура – квадрат.
- Найдите (из предложенных картинок) фигуру, похожую на квадрат. Физминутка.
На доске геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Ведущий проводит указкой по контуру каждой из фигур, дети следят и повторяют движения глазами.
Конструирование.
Сейчас мы будем учиться составлять из палочек геометрические фигуры -треугольник, квадрат, а из полукругов – круг.
Предлагаются листы – шаблоны для тех, кто затрудняется сделать самостоятельно.
Сенсорные пластины « АЛМА» работа с тактильными карточками. Определение на ощупь предлагаемые фигуры.
3. Итог занятия.
- С какими геометрическими фигурами мы сегодня познакомились? Все
справились с заданиями, молодцы!
Приложение 4 Занятие 4. Тема: «Понятия «большой-маленький».
Цель: знакомство детей с понятиями «большой – маленький» Задачи:
∙ уточнить знания о понятиях «большой-маленький»; отрабатывать их дифференциацию;
∙ развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук; ∙ воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки: слон большой, слон маленький; дар № 9. Ход занятия:
1. Организационный момент. - Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели, Заниматься начинаем
Много нового узнаем. 2. Основной этап.
- Перед вами две окружности (маленькая и большая). Как вы думаете, чем они отличаются?
- У нас в гостях сегодня два слона (большой и маленький). Они любят играть с колечками. Разложите каждому слону подходящее по размеру кольцо. Физкультминутка
Сначала буду маленьким (присели), К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим (встали, потянулись), До лампы дотянусь.
(дети повторяют за ведущим движения) «Конструирование»
- Слоны так играли колечками, что поломали их. Поможем починить? - Девочки складывают маленькие колечки.
- Мальчики – большие колечки.
(используется дар № 9)
3. Итог занятия.
- С какими понятиями мы познакомились сегодня на занятии? Все занимались отлично! Молодцы!
Занятие 5.
Тема: «Числовой ряд 1-5. Соотнесенный пересчет». Цель: развитие навыков порядкового счета и соотнесенного пересчета в пределах 5
Задачи:
∙ закреплять знания о порядковом счете (1 – 5); развивать знания о соотнесенном пересчете;
∙ развивать мышление, внимание, пространственное восприятие, память, речь, мелкую моторику рук;
∙ воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе. Оборудование:
карточки с цифрами; кукла Маша; дар №8. Ход занятия:
1.Организационный момент. Один, два, три, четыре, пять Будем цифры повторять. Работайте старательно! Думайте внимательно!
- У нас вгостях сегодня Маша. Мы должны ей помочь справиться с заданиями. 2.Основная часть.
«Беспорядок»
- Маша не может правильно разложить цифры. Давайте, поможем ей. (предлагаются карточки с цифрами, необходимо их разложить по порядку). «Потерялась цифра»
- Маша раскладывала цифры по порядку, но некоторых нет. Найдите цифрам их место.
(перед детьми выложены по порядку цифры, некоторые пропущены). Физминутка.
Один, два, три, четыре, пять. Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать Тихо сесть, начать считать. «Что к чему?»
- Ребята, перед вами цифры и палочки. К каждой цифре нужно положить соответствующее количество палочек (дар № 8). Покажите, пожалуйста, Маше, как нужно это сделать.
Сенсорные пластины « АЛМА» работа с тактильными карточками. Сенсорное восприятие числового ряда от 1-5 с закрытыми глазами.
3. Итог занятия.
- Какие цифры мы сегодня повторяли, назовите их по порядку. Все справились с заданиями и помогли Маше, молодцы!
Приложение 6 Занятие 6. Тема: «Мягкие и твердые предметы».
Цель: познакомить детей с понятиями «твердый», «мягкий» Задачи:
∙ формировать знания о качестве предметов; учить различать и называть качества «твердый», «мягкий».
∙ развивать память, внимание, речь, мышление, мелкую моторику рук; ∙ воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе. Оборудование: дары № 1, 2; пластилин; игрушки: матрешка (деревянная), заяц (мягкий); камешек.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Станем рядышком, по кругу, Скажем: «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнется –
День наш с доброго начнется. Добрый день!
2. Основной этап.
На столе лежат 3 пары игрушек, одна из которых изготовлена из мягкого материала, другая из твердого (деревянный шар и вязаный мячик, игрушка из меха и матрешка, камешек и кусочек пластилина).
- Ребята, сегодня на занятии вы узнаете, какими разными бывают предметы.
(Показываем пластилин). - Что это? (пластилин)
- Да, это пластилин. Он мягкий. Его можно мять. Вот так. Пластилин мягкий. Ребята, какой пластилин? (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа)
- Подойдите ко мне, возьмите по кусочку пластилина. Он легко мнется. Попробуйте. Мнется? Он мягкий (спрашиваем название качества и действия у нескольких детей – какой пластилин? Что с ним можно делать?)
- Положите пластилин на доску. Сейчас возьмите по одному камешку. Что у вас в руке (камешек). Попробуйте мять камешек. Его можно мять? Правильно, камешек не мнется. Он твердый. Какой камешек? (2-3 индивидуальных ответа).
- Послушайте, я постучукамешком по столу. Вот какой сильный звук: тук-тук-тук. И пластилин постучу. Не слышно, только весь смялся, потому что пластилин (мягкий), а камешек (твердый).
- А сейчас сравним вязаный мячик и шар. Попробуйте их помять. - Их можно помять? Какой мяч? (мягкий)
- Мнется шар? Значит, какой шар? (твердый).
- А теперь сравним игрушки – зайчика и матрешку.
- Возьмите зайчика, попробуйте его помять. Можно его помять. Какой он на ощупь?
Значит зайка, какой? (мягкий)
- А теперь возьмите матрешку, попробуйте ее помять. Не получается? А она какая на ощупь?
Значит матрешка, какая? (твердая). Физминутка «Пробуждение зайки»
Серый зайка просыпается, (дети сидя подтягивают стопы) В гости к другу собираются (стопы параллельно друг другу) Вымыл ножки (круговые движения стоп)
Застегнул сапожки (имитация движения) И коленочки потер,
Как учил его бобер (массируют колени)
Вымыл носик (массируют пальцами в области гайморовых пазух) Глазки (проводят указательным пальцем по линии бровей)
Правое ухо, левое ухо (указательным и большим пальцем растирают мочку
правого уха, затем левого)
Вытерся, и стало сухо! (Встают на ноги, руки скрестить, проглаживают два раза ладонями от плеч до локтей. Разводят обе руки в стороны)
Сенсорные пластины « АЛМА» работа с тактильными карточками. Сенсорное восприятие мягких и твердых форм с закрытыми глаазми.
3. Итог занятия.
Ребята, с какими понятиями сегодня мы познакомились? Все очень хорошо работали, молодцы!
Приложение 7 Занятие 7. Тема: «Развитие и уточнение пространственных представлений».
Цель: знакомство с понятиями «лево – право» Задачи:
∙ учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; ∙ развивать пространственное восприятие и представление, познавательную деятельность, мелкую моторику рук;
∙ воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: дар № 1, 3, 4; предметные картинки: дом, солнце, рыба, хлеб. 1. Организационный момент.
Здравствуй, правая рука! (протягиваем вперед правую руку) Здравствуй, левая рука! (протягиваем вперед левую руку) Здравствуй, друг! (беремся одной рукой с соседом) Здравствуй, друг! (беремся другой рукой с соседом) Здравствуй, здравствуй дружный круг! (качаем руками)
2. Основной этап.
- Лиса пришла к нам на занятие: «Научиться я хотела -
Где тут право? Где тут лево?
И запуталась немножко, Здесь, какая ручка? Здесь, какая ножка? Дети, помогите,
Право, лево, покажите. - Поможем лисе?
Вместе с собой лиса принесла волшебный мешочек, давайте посмотрим, что находиться внутри? (в мешочке лежат Шерстяные шарики (дар №1)
1) Раздаем детям по шарику (основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый).
Дети называют название цвета, который им достался (если затрудняются, помогаем).
В правую руку шарик возьмем, В левую руку шарик возьмем,
Правую ножку поднимем немножко, Левую ножку поднимем немножко. Правую ручку соседу пожмем, Шарик в левую руку возьмем. Правой рукой мы пишем, рисуем, Левой рукой мы держим листок. (для левшей наоборот)
А теперь по кругу передаем мячик в правую сторону, а затем в левую. Физкультминутка (дети повторяют движения за ведущим)
«Танец «Буги-вуги» Ручку правую вперед, А потом ее назад,
И опять ее вперед
И немножко потрясем Мы танцуем буги-вуги По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
(Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д.
2) А теперь мы с вами превратимся в строителей и построим домики. (дары № 3,4, лист бумаги)
Снизу мы положим лист, Справа кубик, слева тоже. Сверху крышу от дождя.
Давайте подумаем, кто будет жить в нашем домике?
Рядом с домиком нужно разложить картинки (с левой и правой стороны). Что расположено слева от домика, а что справа от него?
3. Итог занятия.
- Ребята, мне кажется, мы с вами помогли лисе понять, где право, а где лево.
Лиса:
Начинаю понимать -Право - лево различать! Говорю теперь, я, смело! - Вот тут право!
- Вот тут лево! Все молодцы!
Приложение 8 Занятие 8. Тема: «Конструирование».
Цель: развитие пространственных представлений Задачи:
∙ учить создавать простые конструкции (стол, стулья, диван, кровать); ∙ развивать внимание, пространственное восприятие, мышление, мелкую
моторику;
∙ воспитывать умение работать в коллективе; Оборудование: дары №5, 6, 11, 13; воздушные шарики. Ход занятия:
1. Организационный момент. Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая, И скажу, вам, не тая,
Руки все нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить (все берутся за руки). 2. Основной этап.
-Ребята, сегодня у Оли день рождения, и пойдем к ней в гости. Хотите к Оле в гости?
- Идём со словами: маленькие ножки шли по дорожке – маленькими шагами; большие ноги шли по дороге – большими шагами. А теперь пойдём по тропинке (ходьба по ограниченной плоскости).
Подходим к мосту.
Ведущий декламирует стихотворение А.Барто «Бычок». Вот и пришли к дому Оли.
- Посмотрите в домик, он пустой, нет никакой мебели: ни стола, ни стульев, ни дивана, ни кровати. Давайте поможем Оле сделать мебель.
(Дети садятся за столы).
- А что мы будем конструировать, сейчас я вам скажу: С пирогами чай попьём
За обеденным… (столом), ведущий показывает этапы постройки стола А сейчас мы сконструируем вот что:
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит (стул).
(Дети вместе с ведущим строят стулья).
- Что ещё мы не сконструировали для Оли? Если ты захочешь спать,
В спальне ждёт тебя…… кровать.
(Дети вместе с ведущим строят кровать).
- Ребята, а еще на чем можно лежать? (на диване). (строят вместе диван).
- Какая красивая мебель получилась у Оли! 3. Итог занятия.
Ребята, что мы сегодня научились конструировать? Молодцы ребята, Оля вам очень благодарна!
Приложение 9 Занятие 9. Тема: «Итоговая диагностика»
Цель: выявление уровня полученных знаний и умений Задачи:
∙ определения уровня имеющихся знаний, умений, навыков после прохождения реабилитационного курса по программе «Дары Фребеля»;
∙ развитие познавательной деятельности;
∙ воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки; Оборудование: дар № 1, 7, 8; шаблон; кукла Лунтик.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Все ребята занимались
Вы старались, упражнялись Много нового узнали
И сейчас покажем мы Что ребята – молодцы!
2. Основной этап. Задание «Строитель».
- Ребята, сегодня я мы с вами отправляемся в путешествие. И полетим мы на космическом корабле. У каждого он будет свой. И построить вы должны его сами.
(детям предлагается сконструировать космический корабль из геометрических фигур, представленных на столе). Для тех, кто затрудняется, предлагается шаблон.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? Покажите подходящую цифру.
- Сколько треугольников вам понадобилось? Покажите подходящую цифру. - Сколько кругов? Покажите подходящую цифру.
- Какие еще предметы вам были необходимы? Сколько их? Покажите походящую цифру.
-Посмотрите внимательно на свои работы. Они похожи или нет? Чем они похожи?
- А в чем их различие? Физминутка.
Я хочу стать космонавтом, (руки поднять вверх) Надеваю я скафандр, (присесть и встать) Полечу я на ракете, (руки соединить над головой)
И открою все планеты! (сделать круг руками над головой)
Игра «Волшебный мешочек»
Мы оказались с вами на планете знаний. Для нас здесь Алиса приготовила волшебный мешочек.
Вам нужно на ощупь догадаться, что за предметы внутри него и описать их. ( название предмета, уточнить его размер и сказать твердый он или мягкий)
(в мешочке лежат мягкий вязаный мяч, деревянный шары разного размера, геометрические фигуры, палочки разной длины).
Сенсорные пластины « АЛМА» работа с тактильными карточками.
Сенсорное восприятие числового ряда от 1-5 с закрытыми глазами.
3. Итог занятия.
Ребята, вы продемонстрировали, что все узнали очень много нового! Теперь и Алиса тоже все это знает. Она говорит вам, большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ
Программа коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, имеющими трудности, при освоении образовательных программ...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»
Занятие формирование целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА С РЕБЕНКОМ ОВЗ (ЗПР.1) КАК ЧАСТЬ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР.1...
программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся по программе 7.2 1-4 класс
программа по работе с детьми 5.2...