Психологическая характеристика готовности к школе ученика
тест (1 класс)
Готовая психологическая характеристика готовности к школе ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика готовности к школе ученика 1 класса, Егора И.
Егор И., 7 лет. Живёт в с……. Отец-….., мать- …….. Согласно сведениям из медицинской карты, ребёнок совершенно здоров, отклонений не имеет.
Со слов Егора, он ждал с нетерпением 1 сентября, так как хотел поскорее завести новые знакомства. Процесс адаптации проходит легко, ребенок свободно общается со своими сверстниками и заводит друзей. С учителем конфликтных ситуаций не возникало. Активно работает на уроках, мальчик довольно умный, делает все задания быстрее своих одноклассников, однако немного не контролирует свои действия, когда нужно перед ответом поднять руку кричит всегда с места, даже не смотря на то что ответ все равно правильны.Несмотря на свою активность Егор на уроках она очень торопится и приступает к заданию до команды учителя, в результате чего быстро утомляется, а пока остальные ребята заняты делом она лежит на парте. Выделяется из класса тем что для своего возраста может грамотно сформулировать предложение и быстросправиться с заданием.
Самое главное увлечение - это вольная борьба. Родители относятся к нему положительно.
Для диагностики умений ребенка был проведен ряд методик:
При диагностики воображения была выбрана методика «Дорисовывание фигур»
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из шести карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Для выполнения задания Егор использовал цветные карандаши. Задание успешно выполнено.
В ходе анализа рисунков у Егора был выявлен 2 тип, так как на рисунках исходные предметы задействованы, но они никак не задействованы.
При исследовании внимания была использована методика «Поиск отличий».
Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»
Обработка результатов:
Высокий уровень – работа выполнена до 1 минуты
Средний – работа выполнена от 1 до 2 минут
Низкий – работа выполнялась больше 2 минут
В результате данной диагностики было выявлено, что уровень развития внимания у Егора средний, так как было затрачено 1мин. 12сек. На нахождение 5 отличий
Для выяснения уровня слуховой памяти была использована методика «10 слов».
Цель: выявление уровня развития слуховой памяти.
Описание:Ребенку зачитываются 10 слов: стул, малина, мёд, стол, парк, ногти, рука, калитка, окно, бык. Ему необходимо воспроизвести их по памяти.
Инструкция: «сейчас я прочитаю тебе по порядку 10 слов, тебе будет необходимо их запомнить, а затем повторить в том же порядке»
Обработка результатов:
Высокий уровень – воспроизведено от 6 и более слов
Средний уровень – 5-6 слов
Низкий уровень – меньше 5.
В результате было выяснено, что уровень слуховой памяти у мальчика соответствует среднему уровню. Им были названы следующие слова: малина, мёд, рука, окно, бык.
Для определения уровня развития речи была выбрана методика «Составь рассказ».
Цель: определить уровень развития речи
Описание:составить рассказ по серии картин.
Инструкция: ребёнку предлагаются 4 картинки из сборника «Рассказы в картинках» Н.Радлова. Инструкция. «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказ. Что было сначала? Потом? Расскажи, про что здесь нарисовано».
Оценка результатов: оценивается правильность расположения картинок, качество рассказа, состояние словаря и грамматического строя речи, умение озаглавить рассказ.
Высокий уровень – испытуемый четко выражает свою мысль, речь четкая, внятная, запас используемых слов разнообразен.
Средний уровень - испытуемый способен донести мысль своих слов, но выражение вызывает затруднение, речь понятна, но трудна для восприятия на слух, однотипный запас используемых слов.
Низкий уровень – с трудом выражает свою мысль, речь тяжела для понимания окружающих, испытуемый путается в своих словах.
В результате проведения данной методике было выяснено, что мальчик обладает высоким уровнем развития речи.
Им был составлен следующий рассказ под названием «Кот Васька»: Жил был кот Васька. Пошел он гулять в лес. Там встретил бабушку. Познакомился с ней. Она вязала носочки. Васька заигрался с клубком шерсти и укатил его далеко-далеко от бабушки. А клубок размотался и закончился.
Уровень письма оценивался с помощью методики «Напиши сам».
Цель: выявление уровня письма
Описание: попросить ребенка написать его имя и фамилию.
Инструкция: напиши, пожалуйста, на листе бумаги свое имя и фамилию.
Оценивается: высокий – испытуемый умеет писать свое имя и фамилию, аккуратно написано, от 0-2 ошибок.
Средний – умеет писать, написано небрежно, ошибок от 2-4.
Ниже среднего – умеет писать, написано грязно, больше 4 ошибок.
Низкий – написать не может.
На основе данной методики было выявлено, что у испытуемого высокий уровень письма.
Уровень нравственного развития оценивается на основе методики «Ответь на вопрос».
Цель: определение уровня нравственного развития
Описание: был предложен тест, состоящий из 4 вопросов с 4 вариантами ответа. Для ответа на вопрос ей необходимо было выбрать один из вариантов.
Инструкция: "Я прочитаю тебе четыре вопроса. Тебе нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень
На основе данной методики было выяснено, что у Егора И. средний уровень нравственного развития.
Уровень навыка чтения методика «Прочитай и пойми»
Цель: определить уровень развития навыка чтения
Описание: ребенку необходимо прочитать предложенный текс и ответить на вопросы по тексту. Во время чтения подмечаются ошибки и способ чтения ребенка.
Инструкция: «Прочитай, пожалуйста этот текст», «о чем этот текст? Подходит ли название? Кто главный герой?»
Обработка результатов:
Высокий уровень – при чтении преобладает чтение полных слов над слоговым, текст понят верно.
Средний – испытуемый в основном читает по слогам, но иногда проявляется полное чтение слов, текст понят не до конца
Низкий уровень – читает только по слогам или отдельными буквами, много сбивается, плохо понимает смысл прочитанного.
В ходе данного исследования было выяснено, что Софья О обладает низким уровнем навыка чтения.
Уровень развития математического пространства с помощью методики «Белочки».
Цель: определить сформированность понятий «больше», «меньше», «слева», «справа»; пространственных представлений; умение соотносить число и цифру.
Описание: перед испытуемым кладется картинка с тремя одинаковыми белочками далее даются указания, которые необходимо выполнить испытуемому.
Инструкция: Нарисуй средней белке 5 орехов. Белке, которая находится слева, нарисуй больше орехов, чем средней. А белке, которая находится справа, нарисуй орехов меньше, чем средней белке.
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ 1 бал.
Высокий уровень – 3 бала
Средний – 2 бала
Низкий – 1 бал
В ходе проведения данной методики было выяснено, что уровень развития математического пространства Егора высокий.
В ходе наблюдения за ребенком в школе и результатам его диагностики можно сказать, что мальчик имеет хороший уровень подготовки к началу школьной жизни. Процесс адаптации к новым условиям не стал негативным потрясением для него. Однако стоит уделить внимание его неуместной активности, то, как он торопится и быстро утомляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Психологическая готовность к школе
В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....
Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к школе. Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Психологическая гостиная на тему: "Психологическая готовность к школе"
Определение понятия "психологическая готовность к школе"; компоненты психологической готовности к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников....

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."
Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...

«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития.
Статья о психологической готовности к школе старших дошкольников с ЗПР...