«Читательская грамотность способы ее формирования в начальной школе на уроках литературного чтения»
статья (1 класс)
В данной статье рассматривается в теоретическом и практическом ключе проблема читательсокй грамотности обучающихся.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На современном этапе развития общества интерес к чтению находится на низком уровне, а способствует всему этому, загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире. Качественное чтение призвано способствовать личностному развитию современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень чтения определяет ключевую проблему в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Читательская грамотность способы ее формирования в начальной школе на уроках литературного чтения»
Н.А. Захарова , учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Все больше мы сегодня слышим о функциональной грамотности. Что же это такое?
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
На современном этапе развития общества интерес к чтению находится на низком уровне, а способствует всему этому, загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире. Качественное чтение призвано способствовать личностному развитию современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень чтения определяет ключевую проблему в образовании.
Вспомните ту часть урока, когда вы даете классу задание для самостоятельной работы. Как часто учащиеся задают вам уточняющие вопросы , казалось бы, достаточно понятному заданию? И все равно при проверке работ вы видите, что ученики не до конца поняли поставленное задание.
И действительно, сейчас в современном мире, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, ни для кого, ни секрет, что дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осмысленному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
И зачастую в своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами: ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста.
В результате не успевает по всем предметам. Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
Навык чтения имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.
Перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося. Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Следовательно, обучение приемам работы с текстом приобретает всеобъемлющий, надпредметный характер. От того, как дети понимают информацию и умеют с ней работать, зависит формирование основ их читательской грамотности. Текст на всех школьных предметах должен стать полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи. Уроки литературного чтения имеют наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности.
В своей работе по формированию читательской грамотности у младших школьников также я использую определенные приемы и техники
Отработка технической стороны чтения
1. «Жужжащее чтение»- Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
2. «Ежеурочные пятиминутки»- чтение в начале урока по 5 минут
3. «Чтение вслух;
4. «Чтение про себя»
5. «Хоровое чтение»
6. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по другому «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.
7.Систематический замер и самозамер техники чтения. Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения.
Отработка смысловой стороны чтения
1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.
Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:
- Этап “До чтения”
- Этап “Во время чтения”
- Этап “После чтения”
1 этап. подготовки к чтению текста
Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста .
- Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
- Просмотрите иллюстрации к тексту.
- Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.
Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.
2 этап. Во время чтения.
Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста
Длится 15-20 минут. Возможно несколько вариантов реализации:
1. Вы читаете текст ученикам вслух
Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас. При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).
По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).
2. Дети читают текст самостоятельно
Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.
3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах
Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.
Приемы:
1.Ассоциации
2.Обращение к жизненному опыту
3. «Дерево предсказаний»
4. Верите ли вы?
5. Чтение фамилии автора, название текста;
6. Чтение выделенных слов;
7. Рассматривание иллюстраций;
8. Высказывание предположений о теме, содержании текста
3 этап.
Цель Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла
Длится 15-20 минут. Третий этап тоже может быть вариативным:
- Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".
- Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
- Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
- Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).
Приемы могут быть разн «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы».
- постановка проблемного вопроса к тексту;
- повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
- высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
- характеристика событий, места действия, поступков героев;
- выполнение творческих заданий учащимися.
Познакомимся с некоторыми заданиям
-Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
-Прочитай только чёрные буквы и определи лексическое значение слова.
-Дополни недостающими словами из текста предложения.
- Читай предложение наоборот справа налево:
- Читай предложение наоборот справа налево:
- Чтение через слово
- чтение только второй половинки слов
Таким образом
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие
преимущества:
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного,
Информационно-насыщенного текста;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
обостряется любознательность, наблюдательность;
развивает активное слушание;
повышается самооценка.
В результате применения в своей работе описываемых приёмов и техник
у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.
УМК «Перспективная начальная школа»Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-128610-1351343148.jpg)
Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) в рамках УМК "Перспективная начальная школа"на уроках литературного чтения 1-4класс
Приемы формирования УУД на материале УМК "ПНШ" для 1,2,3,4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055135-1536334176.jpg)
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-1473376-1683787681.jpg)
Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...