УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit.chtenie_3_klass_a.s.pushkin.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока литературного чтения в 3 классе.
Учитель высшей категории МОУ Гимназия №5 г. Новороссийска
Мкртычян Татьяна Михайловна
Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро».
Цели урока:
- развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
- познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, воспитывая любовь к русской поэзии;
- познакомить с новыми литературными выражениями «строфа», «эпитет»;
- развивать словарный запас слов детей; прививать чувство прекрасного.
Планируемые результаты.
Школьники должны:
- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;
- высказывать свое мнение, уметь обосновывать свою позицию, делать выводы;
- уметь выразительно и красиво читать стихотворения;
- уметь пользоваться на уроке толковым словарем.
- понять, что в поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением-эпитетом; часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк – строфа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Знаешь ли, ты, сказки Пушкина?»; портрет А.С.Пушкина.
Ход урока:
-Давайте подарим, друг другу улыбку и начнем урок! Сегодня мы отправимся в прошлое России, в 19 век.
- Мотивация к учебной деятельности.
а) Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность всех учащихся («хочу играть»).
На доске: портрет А.С.Пушкина (1799 -1837).
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт.
С творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина мы знакомы с детства, читаем и любим его сказки. Назовите его сказки! Молодцы!
-Все сказки его учат мудрости. Ребята, хотите поиграть в викторину?
Нам нужно разделиться на группы.
Вот вам конверты с вопросами. (Начинается обсуждение.)
-Самое главное, ребята, вы должны суметь выслушать каждого члена команды.
- Должны суметь договориться и выбрать правильный вариант ответа!
(на мультимедийном экране появляются вопросы для каждой группы, один из ребят читает вслух вопрос и отвечает).
б) Актуализация требования к каждому ученику со стороны учебной деятельности («надо», «мы должны выиграть», « я должен помочь своей команде» и все дети включаются в работу).
в) Вопросы по произведения А.С.Пушкина.
- От кого князь Гвидон спас царевну-лебедь? Дайте полное название этого произведения.
(«Ты не коршуна убил, Чародея погубил»).
- В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, инеем море волны хлещут?
(«Сказка о царе Салтане»).
- Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок). Дайте полное название этого произведения.
- К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?
- (К солнцу, к месяцу, к ветру). Дайте полное название этого произведения.
- Какой сказочный персонаж в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» помог Королевичу Елисею отыскать невесту?
(Ветер)
- Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою). Дайте полное название этого произведения.
- О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне…»? (О зиме). Докажите.
Обсуждение, подведение итогов.
- Подготовка к восприятию темы урока.
-Ребята, мы не случайно заговорили о зиме. За окном золотая осень, а у нас в классе сейчас наступит….. зима.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро». За свою недолгую жизнь поэт написал огромное количество стихов, сказок, рассказов.
- Что вы знаете об А.С.Пушкине? В каком веке он жил? (выслушать детей, дополнить рассказ детей о биографии поэта).
- Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное творческого вдохновения. Стихотворение написано было очень быстро, в 1 день – 3 ноября 1829г. В Тверской губернии.
- Постановка темы урока.
-Ребята, давайте подумаем
«Чему сегодня на уроке вы должны научиться?» (Мнение детей).
-Сквозные герои в учебнике предлагают свои темы: «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» - так определил тему Михаил Потапович, а Анишит Йокоповна объявила тему так: «Учимся переживать красоту вместе» (Стр. 44).
-Я хочу дополнить ко всему сказанному, что мы сегодня на уроке попытаемся понять смысл стихотворения «Зимнее утро» и настроение лирического героя. Что значит «лирический герой»? И, конечно, научимся выразительно читать стихотворения.
4. Реализация построенного проекта. Чтение и анализ стихотворения.
- Чтение стихотворения учителем.
-Каким настроением проникнуто стихотворение? (веселым, бодрым). - Что именно радует поэта?
- Самостоятельное чтение учащимися. Во время чтения подчеркните простым карандашом слова, значение которых вам будут не понятны.
-Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какую картину вы себе представили? (Солнечное зимнее утро, вьюжный ветер).
- Словарно-лексическая работа.
- Самостоятельный поиск слов Т (дети ищут слова «вечор» (устаревш.) – вчера вечером; «предадимся» (устаревш.)- «отдадимся» в Толковом словаре).
(на мультимедийном экране)
«нега» - наслаждение, блаженство;
« взоры» - взгляд, в тексте употребляется в значении «глаза»
«Аврора» - богиня утренней зари;
«янтарный блеск» - прозрачно-желтый цвет;
«янтарь» - драгоценный камень;
«звезда севера» - самая яркая звезда» ;
«нынче» - (устаревш.) сегодня.
- Стихотворение делится на части. Так удобнее читать. Эти части называются строфами.
В переводе с греческого «строфа» - изменение, поворот. В стихотворном произведении: часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк.
- Сколько строф в стихотворении? Какая строфа может быть, самостоятельным стихотворением?
-Выберите понравившуюся строфу и выучите дома наизусть!
- Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы. Чтение стихотворения выразительно читающим учеником.
- Беседа.
-Какой вы представляете себе героиню? Подтвердите ваши слова, строками из стихотворения. (Нежная, хрупкая, молчаливая, печальная, грустная, необыкновенно красивая, любима лирическим героем).
Чтение информации с учебника (стр.45) (Диалог сквозных героев).
-Герой – рассказчик будит свою возлюбленную, и просит её:
«….Освети наше холодное утро
Своей сияющей красотой».
- Разве у Пушкина сказано про холодное утро? – удивился Миша.
- Аврора – имя римской богини утренней зари. Так называли наступающее утро, - объяснила Волшебница.
-А севером называли Россию – холодный край. Но в этих строках Пушкина есть игра слов. Герой говорит героине:
«… Поприветствуй Аврору – богиню утренней зари,
Ведь ты сама подобна Венере – богине любви и красоты!»
- Здесь ничего не сказано про Венеру! – расстроился Миша.
-«Звездой Севера» или «утренней звездой», называли планету Венера. А она получила это имя в честь римской богини, объяснила волшебница.
Физминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
- Этап первичного закрепления.
А теперь прочтем каждую строфу про себя и ответим на мои вопросы.
- После прочтения первой строфы:
-Какую картину вы увидели, прочувствовали? (зимнее утро, прекрасный солнечный день, радостное настроение.)
- После прочтения второй строфы:
-Что изменилось? Какое настроение у автора, у вас? ( появилась тревога, исчезли жизнерадостные нотки).
- После прочтения третьей строфы:
Что видит поэт? (солнечное утро). Какое у него настроение? Пушкин хотел поделиться не только с тем, что выпал снег. А что преобразился мир, стал прекрасен и великолепен!
- После прочтения четвертой строфы:
Прокомментируйте эту строфу. Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате, здесь стало уютно и радостно. Ему скорей хочется на улицу!
- После прочтения пятой строфы:
Герой с легкой грустью вспоминает эти места, которые предстоит навестить.
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего леса?
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? Хочет ли он все свои переживания и впечатления делить с героиней?
Да! Вот он лирический герой, нежно любящий природу, Родину, героиню.
-Посмотрите на мультимедийный экран ( 3 иллюстрации ) и ответьте, к какой строфе можно отнести 1(2, 3) иллюстрацию? Подтвердите свой ответ, строками из стихотворения.
- Этап самостоятельной работы.
- Перечитайте еще раз стихотворение про себя.
- И все-таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком? –
- Обращение к героине придает стихотворению особый характер - переживание красоты зимнего утра.
Выскажите свое мнение, сделав обоснованный вывод.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
- А.С.Пушкин прославлял русскую природу, оживлял её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Давайте вспомним заученные наизусть стихотворения гениального поэта.
- Можно ли определить настроение Пушкина, читая его произведения?
( В каждом его произведении тайна, хранящая частичку поэта).
8.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Итак, какое же чувство осталось у вас после чтения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»?
- Все ли поняли смысл стихотворения и настроение лирического героя?
- У настоящего поэта особое зрение. Он по-другому ощущает окружающую нас среду. Поэт тоньше чувствует, лучше может передать свои впечатления. Он удивляется, глядя на самые, обыденные вещи, видит красоту там, где мы ее не замечаем.
- Какие слова помогают поэту нарисовать прекрасное зимнее утро? (прилагательные). В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением, т.е. эпитетом.
Загляните в свою фантазию и попробуйте передать красками, то зимнее утро, о котором писал великий русский поэт.
- Продолжите фразу:
«Я узнал(а) сегодня на уроке………
Домашнее задание: дорисовать рисунок к стихотворению, выучить понравившуюся строфу наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
УМК "Перспективная начальная школа" Русский язык, литературное чтение 1 класс
Русский язык, литературное чтение 1 класс...
УМК "Перспективная начальная школа" Русский язык, литературное чтение 1 класс
Русский язык, литературное чтение 1 класс...
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) в рамках УМК "Перспективная начальная школа"на уроках литературного чтения 1-4класс
Приемы формирования УУД на материале УМК "ПНШ" для 1,2,3,4 класса...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"
Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...
Методическая разработка урока Литературного чтения 3 класс "Школа России"
Методическая разработка урока...