УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit.chtenie_3_klass_a.s.pushkin.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока литературного чтения в 3 классе.

Учитель высшей категории МОУ Гимназия №5 г. Новороссийска

 Мкртычян Татьяна Михайловна

Тема: А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Цели урока:         

  1. развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  2. познакомить детей с  творчеством А.С.Пушкина, воспитывая любовь к русской поэзии;
  3.  познакомить с новыми литературными выражениями «строфа», «эпитет»;
  4. развивать словарный запас слов детей; прививать чувство прекрасного.

Планируемые результаты.

Школьники должны:

  1. добиться  понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя;
  2. высказывать свое мнение, уметь  обосновывать свою позицию, делать выводы;
  3. уметь выразительно и красиво  читать стихотворения;
  4. уметь пользоваться  на уроке  толковым словарем.
  1. понять, что  в поэтической речи имя прилагательное нередко  становится художественным определением-эпитетом; часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк – строфа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Знаешь ли, ты, сказки Пушкина?»; портрет А.С.Пушкина.

Ход урока:

-Давайте подарим, друг другу улыбку и начнем урок! Сегодня мы отправимся в прошлое России, в 19 век.

  1. Мотивация  к учебной деятельности.

а) Создать  условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность всех учащихся («хочу играть»).

На доске: портрет А.С.Пушкина (1799 -1837).

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

 С творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина мы знакомы  с детства, читаем и любим его сказки. Назовите его сказки! Молодцы!

-Все сказки его учат мудрости. Ребята, хотите поиграть  в викторину?

Нам нужно разделиться  на группы.

Вот вам  конверты с вопросами. (Начинается обсуждение.)

-Самое главное, ребята, вы должны суметь выслушать каждого члена команды.

- Должны суметь договориться и выбрать правильный вариант ответа!

(на мультимедийном экране появляются вопросы для каждой группы, один из ребят читает вслух вопрос и отвечает).

б) Актуализация требования к  каждому ученику со стороны учебной деятельности («надо», «мы должны выиграть», « я должен помочь своей команде» и все дети включаются в работу).

в) Вопросы  по произведения А.С.Пушкина.

  1. От кого князь Гвидон спас царевну-лебедь? Дайте полное название этого произведения.

(«Ты не коршуна убил, Чародея погубил»).

  1. В какой сказке Пушкина  «В синем небе звезды блещут, инеем море волны хлещут?

(«Сказка о царе Салтане»).

  1. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок). Дайте полное название этого произведения.
  1. К кому обращался  королевич Елисей,  когда  искал свою невесту?
  1. (К солнцу, к месяцу, к ветру). Дайте полное название этого произведения.
  1. Какой сказочный персонаж в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»  помог Королевичу Елисею   отыскать невесту?

(Ветер)

  1.  Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою). Дайте полное название этого произведения.
  1. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне…»? (О зиме). Докажите.

Обсуждение, подведение итогов.

  1. Подготовка к восприятию темы урока.

-Ребята, мы не случайно заговорили о зиме. За окном золотая осень, а у нас в классе сейчас наступит….. зима.

Сегодня на уроке  мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина  «Зимнее утро». За свою недолгую жизнь поэт написал огромное количество стихов, сказок, рассказов.

- Что вы знаете об А.С.Пушкине? В каком веке он жил?  (выслушать детей, дополнить рассказ детей о биографии поэта).

- Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное творческого вдохновения. Стихотворение написано было очень быстро, в 1 день – 3 ноября 1829г. В Тверской губернии.

  1. Постановка темы урока.

-Ребята, давайте подумаем

«Чему сегодня на уроке вы должны научиться?»  (Мнение детей).

-Сквозные герои в учебнике предлагают свои темы: «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» - так определил тему Михаил Потапович, а Анишит Йокоповна объявила тему так: «Учимся переживать красоту вместе» (Стр. 44).

-Я хочу дополнить ко всему сказанному, что мы сегодня на уроке попытаемся понять смысл стихотворения «Зимнее утро» и настроение лирического героя.  Что значит «лирический герой»? И, конечно, научимся  выразительно читать стихотворения.

      4. Реализация построенного проекта. Чтение и анализ стихотворения.

  1. Чтение стихотворения учителем.

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (веселым, бодрым).                         - Что именно радует поэта?

  1. Самостоятельное чтение учащимися. Во время чтения подчеркните простым карандашом слова, значение которых вам будут  не понятны.

-Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какую картину вы себе представили? (Солнечное зимнее утро, вьюжный ветер).

  1. Словарно-лексическая работа.
  1. Самостоятельный поиск слов Т (дети ищут  слова «вечор» (устаревш.) – вчера вечером; «предадимся»  (устаревш.)- «отдадимся»  в Толковом словаре).

(на мультимедийном экране)

«нега» - наслаждение, блаженство;

« взоры» -  взгляд, в тексте употребляется в значении «глаза»

«Аврора» - богиня утренней зари;

 «янтарный блеск» - прозрачно-желтый цвет;

«янтарь» - драгоценный камень;

«звезда севера» - самая яркая звезда» ;

«нынче» - (устаревш.) сегодня.

  1. Стихотворение делится на части. Так удобнее читать. Эти части называются строфами.

В переводе с греческого «строфа» - изменение, поворот. В стихотворном произведении: часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк.

- Сколько строф в стихотворении? Какая строфа может быть, самостоятельным стихотворением?

-Выберите понравившуюся строфу и выучите дома наизусть!

  1. Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы.  Чтение стихотворения выразительно читающим учеником.
  1. Беседа.

-Какой вы представляете  себе  героиню?  Подтвердите ваши слова, строками из стихотворения. (Нежная, хрупкая, молчаливая, печальная, грустная, необыкновенно красивая, любима лирическим героем).

Чтение информации с учебника (стр.45) (Диалог сквозных героев).

-Герой – рассказчик будит свою возлюбленную, и просит её:

          «….Освети наше холодное утро

               Своей сияющей красотой».

- Разве у Пушкина сказано про холодное утро? – удивился Миша.

- Аврора – имя римской богини утренней зари. Так называли наступающее утро, - объяснила  Волшебница.

-А севером называли Россию – холодный край. Но в этих строках Пушкина есть игра слов. Герой говорит героине:

«… Поприветствуй Аврору – богиню утренней зари,

Ведь ты сама подобна Венере – богине любви и красоты!»

- Здесь ничего не сказано про Венеру! – расстроился Миша.

-«Звездой Севера» или  «утренней звездой», называли планету Венера. А она получила это имя в честь римской богини, объяснила волшебница.

Физминутка

Мы немного отдохнем.        

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,  

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

  1. Этап первичного закрепления.

А теперь прочтем каждую строфу про себя  и ответим на мои вопросы.

  1. После прочтения первой строфы:

-Какую картину вы увидели, прочувствовали? (зимнее утро,  прекрасный солнечный день, радостное настроение.)

  1. После прочтения второй строфы:

-Что изменилось? Какое настроение у автора, у вас? ( появилась тревога, исчезли жизнерадостные нотки).

  1. После прочтения третьей  строфы:

Что видит поэт? (солнечное утро). Какое у него настроение? Пушкин хотел поделиться  не только с  тем, что выпал снег. А что преобразился мир, стал прекрасен и  великолепен!

  1. После прочтения четвертой  строфы:

Прокомментируйте эту строфу. Яркое солнце не только преобразило все в природе, но и в комнате, здесь стало уютно и радостно. Ему скорей хочется на улицу!

  1. После прочтения пятой  строфы:

Герой с легкой грустью  вспоминает эти места, которые предстоит навестить.

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего леса?

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? Хочет ли он все свои переживания  и впечатления делить с героиней?

Да! Вот он лирический герой,  нежно любящий природу, Родину, героиню.

-Посмотрите на мультимедийный экран ( 3  иллюстрации ) и ответьте, к какой строфе можно отнести 1(2, 3) иллюстрацию? Подтвердите свой ответ, строками из стихотворения.

  1. Этап самостоятельной работы.                                                                                                                                                                                

- Перечитайте еще раз стихотворение про себя.

- И все-таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить  переживание красоты с близким человеком? –

- Обращение к героине придает стихотворению особый характер - переживание красоты зимнего утра.

Выскажите свое мнение, сделав обоснованный вывод.

  7. Этап включения в систему знаний и повторения. 

 - А.С.Пушкин прославлял русскую природу, оживлял её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий.  Давайте вспомним заученные наизусть стихотворения гениального поэта.

- Можно ли определить настроение Пушкина, читая его произведения?

( В каждом его произведении тайна, хранящая частичку поэта).

8.Этап рефлексии учебной деятельности.

  1. Итак, какое же чувство осталось у вас после чтения стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»?
  2. Все ли поняли  смысл стихотворения и настроение лирического героя?
  3. У  настоящего поэта особое зрение. Он по-другому ощущает окружающую нас среду. Поэт тоньше чувствует, лучше может передать свои впечатления. Он удивляется, глядя на самые, обыденные вещи, видит красоту там, где мы ее не замечаем.
  4. Какие слова помогают поэту нарисовать прекрасное зимнее утро? (прилагательные). В поэтической речи имя прилагательное нередко  становится художественным определением, т.е. эпитетом.

Загляните в свою фантазию и попробуйте передать красками, то зимнее утро, о котором писал великий русский поэт.

  1. Продолжите фразу:

«Я узнал(а) сегодня на уроке………

Домашнее задание:  дорисовать рисунок к стихотворению, выучить понравившуюся строфу наизусть.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс по ОС "школа 2100".Русская сказка "Кот и Лиса"

Данная методическая разработка полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Может быть использована как на уроках литературного чтения, так и на уроках внеклассного чтения в любом УМК. Конспект урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...