Использование современных педагогических технологий в начальной школе
статья
Материал содержит информацию о педагогических технологиях, которые можно использовать на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование современных педагогических технологий в начальной школе | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Как обычный урок сделать необычным, как не интересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс. Каждый учитель должен владеть образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе. Среди современных образовательных технологий я отметила для себя те, которые, можно использовать в работе с учащимися начальной школы. В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:
- личностно-ориентированное обучение,
- технология уровневой дифференциации,
- ИК–технология,
- технология проблемного обучения,
- проектная и исследовательская деятельность,
- здоровьесберегающие технологии,
- технология продуктивного чтения,
- игровые технологии,
- технология «Портфолио».
Данные технологии способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Эта технология привлекает меня возможностью построения урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по данной технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю правилами, помещёнными в учебниках. Вот пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
Учитель:
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Ученики:
– Солнце.
Учитель:
– Послушайте, как я произнесу это слово: [сонцэ].
– Посмотрите, как пишется это слово: солнце.
– Заметили что-нибудь необычное?
Ученики:
– Буква л в слове пишется, а при чтении звук [л] не произносится.
Учитель:
– Какой вопрос у вас возникает?
Ученики:
– Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
2. Проектная и исследовательская деятельность
Технология проектного обучения используется в работе как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Она не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. В своей работе широко применяю предметные проекты. «Моя школа», «Мои домашние питомцы», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Моя родословная» на уроках окружающего мира; «Загадаю — отгадай», «Занимательная азбука», «Рифма» на уроках чтения; «В мире чисел», «Сочиняем математическую сказку», «Геометрические фигуры в нашем доме» на уроках математики; «Скороговорки», «В словари за частями речи», «Семья слов» на уроках русского языка. В ходе выполнения проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательская деятельность – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. «Почему у животных разный окрас?», «История одной улицы моего посёлка», «Профессия моей бабушки». Такие исследовательские работы были проведены с учащимися класса, представлены на районном конкурсе «Росток», где заняли призовые места.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью — необходимое условие успешности современного человека. Особое место в начальной школе имеют здоровьесберегающие технологии, которые применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование разных видов деятельности. На уроках провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение — гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. На переменах провожу оздоровительные игры, до уроков — утреннюю зарядку. На классных часах и кружках внеурочной деятельности провожу беседы на темы «Чистота — залог здоровья», «Полезные продукты», «Режим дня» и другие. Для уроков математики подбираю валеологические задачи. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат.
В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, обсудить с детьми конкретные привычки образа жизни. Эти задачи имеют и здоровьесберегающее значение:
- снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении);
- облегчают процесс запоминания материала;
- формируют познавательный интерес к учебе;
- «разгружают» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление. Например:
Задача 1.Человек за 70 лет жизни в среднем выпивает 10 000 л молока, а воды – 50 000л. Во сколько раз и на сколько литров воды человек выпивает больше, чем молока?
Вопрос по ЗОЖ: Какое значение имеет вода для организма человека?
Задача 2. В сутки через легкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за неделю, месяц, год?
Вопрос по ЗОЖ: Что мы называем «Зелеными легкими Земли?»
Особое место в вопросе формирования ЗОЖ имеют уроки окружающего мира по теме «Наш организм», на которых проводится информационно-практическая работа. Дети не только знакомятся со своим организмом, но и дают оценку здорового образа жизни:
- получают знания о гигиенических нормах и культуре поведения;
- учатся составлять режим дня;
- узнают о полезных и вредных привычках;
- формируют навыки ЗОЖ.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
4. Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке — эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Приведу пример использования игры «Найди слово» на уроке русского языка по теме «Глагол как часть речи».
Цель: Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Очень нравятся учащимся уроки математики в форме игр-путешествий по станциям:
Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.
Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.
Помогайка. Работа в паре.
Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.
Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.
Знайка. Изучение нового материала.
Поиграйка. Математические игры.
Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.
На таких уроках у учащихся расширяется словесный запас, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.
5. ИК - технологии
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать у младших школьников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ появляется возможность осуществлять индивидуальный подход к ученику, получать поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе. Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению учебной мотивации;
- повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
- обеспечению дифференциации обучения;
- повышению эффективности урока;
- повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- формированию информационно-коммуникативной компетенции.
В своей работе я использую компьютер в двух аспектах: как средство обучения на различных уроках (ЭОР: электронные приложения к учебникам, тренажёры, тесты, обучающие программы, мультимедийные энциклопедии и презентации) и как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
Использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными. Доска позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки.
Интерактивная доска позволяет использовать разнообразные динамичные ресурсы и улучшать мотивацию, делать занятия увлекательными и для учителей, и для учеников.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами.
Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Очень любят дети уроки, когда используется «Сборник уроков Кирилла и Мефодия», коллекция электронных образовательных ресурсов по предметам 1- 4-го класса начальной школы. Все задания разработаны в соответствии с ФГОС, и рекомендованы как электронное дополнение к любой системе уроков Федерального перечня.
«Уроки Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий.
Использование ЭОР позволяет обеспечить на уроках:
• повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;
• дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;
• снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков;
• реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.
Использование учителем начальных классов в своей работе ИКТ и ЭОР позволяет придать образовательному процессу, реализуемому в соответствии с требованиями ФГОС НОО, максимальную интерактивность и информационную насыщенность, делает образовательный процесс интересным и привлекательным для детей, следовательно, формирование УУД младших школьников будет более успешным и плодотворным.
6. Технология уровневой дифференциации
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику, и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го, 2-го и 3-го уровней. Таким образом, они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках. Пример разноуровневого задания при изучении нового материала и учете знаний на уроке по теме: “Разнообразие растений:
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
Использую в своей практике и дифференциацию домашних заданий, которая способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке.
7. Технология “Портфолио”
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания портфолио используется для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Применение технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
8. Технология продуктивного чтения
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, не все владеют данной технологией на практике. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Таким образом, правильное чтение – это основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей «интереса и потребности в чтении (восприятии) книг».
Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую в своей педагогической деятельности, позволили мне, как учителю, спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я добиваюсь высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технолог...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Современные технологии в начальной школе....
Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
В данном материале говорится об использовании современных педагогических технологий в работе учителя начальных классов....
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:- общий спад интереса к чтению;- обилие источников информа...