Использование современных педагогических технологий в начальной школе
статья

Хомяченко Елена Александровна

В данном материале говорится об использовании современных педагогических технологий в работе учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ТМКОУ «Диксонская средняя школа»        

 Использование современных педагогических технологий в начальной школе

Выступление на педсовете

Учитель нач. классов: Хомяченко Е.А.

2019г.


Использование современных педагогических технологий в начальной школе

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Исходя из вышесказанного целью  моей  работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я использую  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода,  компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества,  развивающего обучения.

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

 

 

1

 

 

 

 

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

 

 

2

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах

Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная  технология

создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии

знакомство с новым материалом на ПК

разноуровневые задания на ПК 

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения 

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

 

 

4

 

  

Физкультминутка

 

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

 

 

5

 

 

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

 

6

 

 

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная  технология

 

- создание ситуации успеха

 

7

 

 

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология

 

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Моей задачей на уроке является не преподношение готовых знаний ученику, а организация самостоятельного познавательного процесса. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня

(в сложных словах).

Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21

    2+5*3=17.   Найди ошибку в записях. 

Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Использую гуманно-личностную  технологию,  продумываю структуру каждого урока так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Использование на уроках информационных технологий, позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современный учитель – это не только указка, мел и  доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

 В уроки включаю физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха,  дыхательную  гимнастику.  

Как всем известно, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Использование игры в обучении, как методический прием - это яркий и действенный способ деятельностного метода обучения. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»

   В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы  педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.  Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- Стабильно  высокое качество знаний по предметам (80%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе,  где работаю.

  - Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над  узколичностными.

- Учащиеся  моего класса систематически участвуют в конкурсах, олимпиадах   различного уровня, занимают призовые места.

Спасибо за внимание! И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных педагогических технологий в начальной школе Пгт Диксон, 2019г.

Слайд 2

личностно-ориентированный подход Здоровьесберегащ . подход Игровые технологии Информационно- коммуникативн . технологии компетентностно – ориентированное обучение Развивающее обучение Педагогика сотрудничества

Слайд 3

Этап урока Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы Актуализация знаний Игровые технологии - Создание игровой ситуации Педагогика сотрудничества -Совместная деятельность - Эвристическая беседа Здоровьесберегающ . подход -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

Слайд 4

Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение - Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа Информационно-коммуникативные технологии - Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

Слайд 5

Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход - Индивидуальная , групповая работа ( в парах, тройках, четвёрках ) Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Компетентностно - ориентированное обучение - Исследовательская работа в группах, парах Информационно-коммуникативные технологии - Знакомство с новым материалом на ПК; разноуровневые задания на ПК Развивающее обучение - Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – Сравнения , конкретизации , обобщения Игровые технологии - Игровая ситуация Проблемное обучение - Создание проблемной ситуации

Слайд 6

Физкультминутка Здоровьесберегающий подход - Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию Индивидуальная ( самостоятельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход - Разноуровневые задания Информационно-коммуникативные технологии -Тестирование на ПК - Разноуровневые задания на ПК Подведение итогов урока Педагогика сотрудничества - Коллективный вывод - Подведение итогов в паре (сравнение) Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Рефлексия Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Здоровьесберегающий подход - Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Слайд 7

Компетентностно - ориентированное обучение Лес и человек Подготовила Филатова С. Домашние животные Подготовил Рыжков Д .

Слайд 8

Проблемное обучение например: Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3 2 ) к 2 прибавь 5, помноженное на 3 У него получились вот такие записи: 2+5*3=21 2+5*3=17 Найди ошибку в записях.

Слайд 10

Информационные технологии

Слайд 11

Здоровьесберегающие технологии

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Использование современных педагогических технологий в начальной школе

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технолог...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...

Использование современных педагогических технологий в начальной школе

Последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:- общий спад интереса к чтению;- обилие источников информа...

Использование современных педагогических технологий в начальной школе

Материал содержит информацию о педагогических технологиях, которые можно использовать на уроках в начальной школе...