Использование современных педагогических технологий в начальной школе
статья
В данном материале говорится об использовании современных педагогических технологий в работе учителя начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТМКОУ «Диксонская средняя школа» |
Использование современных педагогических технологий в начальной школе |
Выступление на педсовете |
Учитель нач. классов: Хомяченко Е.А. 2019г. |
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.
Исходя из вышесказанного целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п | Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Методы и приёмы |
1 |
Актуализация знаний | Игровые технологии | - Создание игровой ситуации |
Педагогика сотрудничества | -Совместная деятельность - Эвристическая беседа | ||
Здоровьесберегающий подход | -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка | ||
2 |
Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | Работа в группах, парах Эвристическая беседа | ||
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) | ||
3
|
Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках) |
Гуманно-личностная технология | создание ситуации успеха | ||
Компетентностно- ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах | ||
Информационно-коммуникативные технологии | знакомство с новым материалом на ПК разноуровневые задания на ПК | ||
Развивающее обучение | Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения | ||
Игровые технологии | Игровая ситуация | ||
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | ||
4 |
Физкультминутка |
Здоровьесберегающий подход | Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию |
5 |
Индивидуальная (самостоятельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | -разноуровневые задания |
Информационно-коммуникативные технологии | -Тестирование на ПК -разноуровневые задания на ПК | ||
6 |
Подведение итогов урока. | Педагогика сотрудничества | - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение) |
Гуманно-личностная технология
| - создание ситуации успеха | ||
7 |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология
| - создание ситуации успеха |
Здоровьесберегающий подход | Тренинг «Я смог…что не получилось?» |
Моей задачей на уроке является не преподношение готовых знаний ученику, а организация самостоятельного познавательного процесса. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня
(в сложных словах).
Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21
2+5*3=17. Найди ошибку в записях.
Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Использую гуманно-личностную технологию, продумываю структуру каждого урока так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.
Использование на уроках информационных технологий, позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки включаю физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Как всем известно, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Использование игры в обучении, как методический прием - это яркий и действенный способ деятельностного метода обучения. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
- Стабильно высокое качество знаний по предметам (80%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.
- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.
- Учащиеся моего класса систематически участвуют в конкурсах, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места.
Спасибо за внимание! И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
личностно-ориентированный подход Здоровьесберегащ . подход Игровые технологии Информационно- коммуникативн . технологии компетентностно – ориентированное обучение Развивающее обучение Педагогика сотрудничества
Этап урока Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы Актуализация знаний Игровые технологии - Создание игровой ситуации Педагогика сотрудничества -Совместная деятельность - Эвристическая беседа Здоровьесберегающ . подход -Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок) - Психогимнастика -Алгоритмическая разминка Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
Сообщение темы и целей урока Проблемное обучение - Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества - Работа в группах, парах - Эвристическая беседа Информационно-коммуникативные технологии - Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход - Индивидуальная , групповая работа ( в парах, тройках, четвёрках ) Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Компетентностно - ориентированное обучение - Исследовательская работа в группах, парах Информационно-коммуникативные технологии - Знакомство с новым материалом на ПК; разноуровневые задания на ПК Развивающее обучение - Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – Сравнения , конкретизации , обобщения Игровые технологии - Игровая ситуация Проблемное обучение - Создание проблемной ситуации
Физкультминутка Здоровьесберегающий подход - Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию Индивидуальная ( самостоятельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход - Разноуровневые задания Информационно-коммуникативные технологии -Тестирование на ПК - Разноуровневые задания на ПК Подведение итогов урока Педагогика сотрудничества - Коллективный вывод - Подведение итогов в паре (сравнение) Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Рефлексия Гуманно-личностная технология - Создание ситуации успеха Здоровьесберегающий подход - Тренинг «Я смог…что не получилось?»
Компетентностно - ориентированное обучение Лес и человек Подготовила Филатова С. Домашние животные Подготовил Рыжков Д .
Проблемное обучение например: Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3 2 ) к 2 прибавь 5, помноженное на 3 У него получились вот такие записи: 2+5*3=21 2+5*3=17 Найди ошибку в записях.
Информационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся: личностно - ориентированная технология, здоровьесберегающая технолог...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
Современные технологии в начальной школе....
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)
МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...
Использование современных педагогических технологий в начальной школе
С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является раз...