Программа учебного курса "Юные гении" (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Тимошенко Марина Алексеевна

Программой предусматривается презентация творческих достижений учащихся, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей проявления творческой инициативы в учебной деятельности, приобретение опыта творческого применения знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yunye_genii.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________________Т.В.Дидич

                                               

«____»__________________ 20___ г.

         

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом от «_____»____________20___ г.

№________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Юные гении»

для обучающихся 3 А класса

Учитель: Тимошенко Марина Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.

Советский,‌ 2024 г.‌​ 

Пояснительная записка

Программа внеурочного занятия «Юные гении» предназначена для учащихся начальной школы, для овладения навыками творческой деятельности. Представленная программа  изучается в 3 классе в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).

В современных условиях основной задачей образования становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие.

Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени начального общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности.

В процессе занятий у учащихся закладываются первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества.   Формируется ценностное отношение к  творческой деятельности, возникает интерес и уважение к труду и творчеству старших и сверстников, происходит понимание активной преобразующей роли человека в обществе, обеспечивается мотивация в самореализации в социальном творчестве, потребность выражать себя в различных видах творческой деятельности.

Программой предусматривается презентация творческих достижений учащихся, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей проявления творческой инициативы в учебной деятельности, приобретение опыта творческого применения знаний и умений.

Творческая познавательная деятельность учащихся предполагает не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерную активизацию мышления учащихся, выявление разных сторон изучаемых явлений, развитие познавательных и творческих способностей.

Программой кружкового занятия «Юные гении» предполагается построение занятий на принципах сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся как в сотрудничестве с учителем, так и между собой.

К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на интересы, потребности, духовные ценности учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт их индивидуальных психолого-возрастных особенностей.

Цель программы «Юные гении»: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, обучение способам преодоления психологической инерции, освоение приёмов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию. План занятий курса (34 ч, 1 ч в неделю) Состоит из 6 модулей.1.Модуль «Знакомство с фантазированием (3 ч), 2. Модуль. Развитие ассоциативности (4 ч), 3. Модуль. Приёмы фантазирования (21ч.), 4. Модуль. Изобретательские ресурсы (2 ч), 5.Модуль. Фантазирование и прогнозирование (3 ч), 6.Модуль. Подведение итогов обучения (1 ч)

                         

Содержание программы

        

1.Модуль. Знакомство с фантазированием (3 ч)

1.1.

Понятие о фантазировании

Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?». Чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. Представление курса «Мир фантазии».


1.2. Что мешает придумывать?

Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией». Решение задач «да-неток».


1.3. Критерии оценки творческих работ

Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизны. Упражнение «Кляксы». Практическая работа по приёму «Думай о другом!».

2. Модуль. Развитие ассоциативности (4 ч)

2.1. Сочинение загадок

Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.


2.2. Придумывание метафор

Игра «Море волнуется…». Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.


2.3. Правила запоминания

Игра «Пол – потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запоминать словарные слова?».


2.4. Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3. Модуль. Приёмы фантазирования

«Морфологический анализ» (6 ч)

3.1. Приём «Объединение»

Упражнение «Кто больше знает?». Игра «да-нетка». Беседа «Сказочные животные». Фантазирование «Необычные животные». Рисование.


3.2. Морфологический анализ

Упражнение «Домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ». Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».


3.3. Игры со словами

Игра «Мальчики или девочки?». Упражнения «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.


3.4. Конструктор игр

Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история».


3.5. Придумывание сказок

Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по сочинению сказочных сюжетов.


3.6. Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3.7. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» (3 ч)

3.8. Признаки объектов

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы…».


3.9.. Действия объектов

Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевёртыши».

3.10. Метод фокальных объектов

Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.

3.11. Приёмы фантазирования  ДЖ. Родари.(5 ч)

3.12.Приём «Круги по воде»

Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение историй.


3.13.Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Бином фантазии». Объяснение приёма «Произвольная приставка». Фантазирование по приёмам.


3.14.Приём «Что потом?»

Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование «Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».


3.15.Приём «Творческая ошибка»

Игра «Запрещённое движение. Упражнение «Объясни ошибку». Сочинение сказки по приёму «Кит и Кот».


3.16.Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3.17. Типовые приёмы фантазирования (7 ч)

3.18.Приём «Оживление»

Игра «Одушевлённое – неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление». Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.


3.19.Приём «Увеличение – уменьшение»

Игра «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.


3.20.Приём «Ускорение – замедление»

Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение – замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло изменяться…».


3.21.Приём «Дробление – объединение»

Игра «В одном – много». Объяснение приёма «Дробление – объединение». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.


3.22.Приём «Наоборот»

Проблемная ситуация. Беседа о приёме «Наоборот». Упражнение «Что делают не-предметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-ловушки. Игра «Шифровки».


3.23.Приём «Бином антонимов»

Игра «Чёрное – белое». Объяснение приёма «Бином антонимов». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.


3.24.Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

4. Модуль. Изобретательские ресурсы (2 ч)

4.1. Метод Робинзона

Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение «Путаница».


4.2. Использование ресурсов

Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение «Кружок». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск объяснений».

5.Модуль. Фантазирование и прогнозирование (3 ч)

5.1. Сказки про животных

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение «Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?»


5.2. Сказки от слова «Почему?»

Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».


5.3. Правила прогнозирования

Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.

6.Модуль. Подведение итогов обучения (1 ч)

6.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа. Анкетирование. Беседа о творчестве.

Планируемые результаты освоения учебного курса

• ценностно-смысловые:

– способность ориентироваться в окружающем мире;

– интерес к творческой деятельности;

– понимание активной преобразующей роли человека в обществе;

• общекультурные:

– понимание роли труда и творчества в жизни человека;

– овладение эффективными способами организации свободного времени;

– интерес к национальной и общечеловеческой культуре, её особенностям;

• учебно-познавательные:

– формирование навыков общеучебной деятельности;

– овладение креативными навыками продуктивной деятельности;

– освоение эвристических методов решения проблем;

• информационные:

– умение осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;

– умение творческого преобразования информации;

– навыки создания устных и письменных сообщений;

• коммуникативные:

– навыки работы в группе;

– владение различными социальными ролями в коллективе;

– опыт проведения учебных дискуссий;

– опыт презентации результатов деятельности;

• социально-трудовые:

– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

– активное творческое отношение к окружающей действительности;

– уважительное отношение к труду и творчеству;

– бережное отношение к результатам труда и творчества;

• личностные:

– усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;

– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях;

– освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

– установка на творческую активную жизненную позицию.

К концу 3 класса учащиеся:

будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;

будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; использовать приёмы «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета сказк

                          Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Практические работы

1

Знакомство с фантазированием

 3

2

Развитие ассоциотивности

 4

3

Прием фантазирования «Морфологический анализ»

 6

4

Прием фантазирования «метод локальных объектов»

 3

5

Прием фантазирования Джанни Родари

 5

6

Типовые приемы фантазирования

 7

7

Изобрететельские ресурсы

 2

8

Фантазирование и прогнозирование

 3

9

Подведение итогов

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 

Календарно-тематическое планирование

3 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

1

Понятие о фантазировании

 1

3.09

2

Что мешает придумывать?

 1

10.09

3

Критерии оценки творческих работ

 1

17.09

4

Сочинение загадок

 1

24.09

5

Придумывание метафор

 1

1.10

6

Правила запоминания

 1

8.10

7

Обобщение изученного

 1

15.10

8

Приём «Объединение»

 1

22.10

9

Морфологический анализ

 1

5.11

10

Игры со словами

 1

12.11

11

Конструктор игр

 1

19.11

12

Придумывание сказок

 1

26.11

13

Обобщение изученного

 1

3.12

14

Признаки объектов

 1

10.12

15

Действия объектов

 1

17.12

16

Метод фокальных объектов

 1

24.12

17

Приём «Круги по воде»

 1

18

Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» 

 1

19

Приём «Что потом?»

 1

20

Приём «Творческая ошибка»

 1

21

Обобщение изученного

 1

22

.Приём «Оживление»

 1

23

Приём «Увеличение – уменьшение»

 1

24

Приём «Ускорение – замедление»

 1

25

Приём «Дробление – объединение»

 1

26

Приём «Наоборот»

 1

27

Приём «Бином антонимов»

 1

28

Обобщение изученного

 1

29

Метод Робинзона

 1

30

Использование ресурсов

 1

31

Сказки про животных

 1

32

Сказки от слова «Почему?»

 1

33

Правила прогнозирования

 1

34

.Конкурс загадок   Обобщающее занятие

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

Лист корректировки рабочей программы

№ урока (по КТП)

Дата по плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Рабочая программа клуба "Юный гений" (1 класс)

Рабочая программа составлена в соответствиис ФГОС НОО...

Рабочая программа клуба "Юный гений" 2 класс

Программа посвящена развитию логического мышления второклассников.Соответствует ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...