Программа погружения во внеурочную деятельность Ликвидация пробелов в знаниях
проект
Важной задачей современной школы в соответствии с требованиями ФГОС является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и творческих способностей. Поэтому работа педагога по развитию ребенка должна осуществляться в единстве урочной и внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности является эффективным методом повышения творческого потенциала обучающихся, их индивидуального развития. Помощь отстающим. Возможность возместить пробелы в знаниях через коллективное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pogruzheniya_vo_vneurochnuyu_deyatelnost.docx | 760.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа погружения
«Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по предметам »
Программа предназначена для обучающихся 2-8 классов.
Этапы реализации программы:
- Выявление учащихся с пробелами знаний по школе (Ф.И., класс, предмет, тема, учитель).
- Составление карточек, схем, инструкций.
- Работа по ИОП (индивидуально-ориентированный план).
- Проверка работ.
Реализация программы включает в себя:
- методики КСО (коллективные способы обучения):
-индивидуально-ориентированный план;
-табло учёта;
-карточки, схемы, инструкции.
Составление табло.
Программа включает в себя три части:
- модули, включающие разные виды внеурочной деятельности 2-6класс;
-сопровождение участников при составлении ИОП;
-организация выполнения ИОП.
Погружение во внеурочную деятельность позволяет обучающимся 2-6 классов развивать личностные и формировать метапредметные результаты: обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, возникновению желания активно участвовать в мероприятиях и учит жить в коллективе.
Обучающиеся имеют право:
- стать участником данной программы;
- выбирать любой вид деятельности самостоятельно;
- высказывать свое мнение относительно организации погружения во внеурочную деятельность.
Цель программы: создание условий для реализации программы по устранению пробелов в знаниях через методики КСО.
Задачи:
1. Организовать работу модулей для обучающихся 2-6 классов.
2.Сопровождать обучающихся в составлении и выполнении индивидуальных образовательных планов.
3.Научить детей работать по принципу «Научился сам - научи другого»
Модуль 1 - Мастерская «В мире литературы».
Цель: формирование умений работать с текстом.
Задачи:
- организовать работу с текстом в парах сменного состава (методика Ривина);
- формировать личностные качества обучающихся на основе содержания текстов.
Оборудование: карточки с текстами (сказка, притча, интересные факты о жизни животных); альбом для рисования, акварельные краски.
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
Литературные произведения разных жанров | ||||
1 | Сказки | Методика Ривина | 30΄+10΄ | Ответы на вопросы на понимание содержания текста. |
2 | Притчи | Методика Ривина | 30΄+10΄ | Ответы на вопросы на понимание главной мысли текста. |
3 | Интересные факты о жизни животных | Методика Ривина | 30΄+10΄ | Сформулированные вопросы к тексту. Соответствие вопросов и содержание текста. |
Выполнение заданий к прочитанным произведениям | ||||
4 | Рисование картины | Индивидуальная самостоятельная работа. | 40΄ | картина |
5 | Ответить на вопросы | I этап-работа в парах. II этап- Мини-конференция. | 15+20 | Защита ответа на вопрос на мини-конференции |
6 | Придумать вопросы к викторине по теме. | I этап-работа в парах. II этап- Викторина | 30΄ | Защита вопросов к текстам |
Модуль 2 - Мастерская «Акварелька».
Цель: обучение нестандартным приемам рисования.
Задачи:
- научить нестандартным способам рисования;
- формировать творческие способности;
- организовать работу по принципу «Научился сам – научи другого».
Оборудование: альбом для рисования, акварельные краски, гуашь, стаканчики для воды, цветные карандаши, мелки, цветная бумага, коктейльные трубочки, скотч.
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
Приемы рисования | ||||
1 | Монотипия (рисование симметричных предметов) | ВОЗ | 30΄+30΄ | Выполненные рисунки по образцу |
2 | Использование малярной ленты для рисования стволов берёзы. | ВОЗ | 30΄+30΄ | Выполненные рисунки по образцу |
3 | Рисование трубочкой. | ВОЗ | 30΄+30΄ | Выполненные рисунки по образцу |
Выполнение творческой работы. Рисование картины н свободную тему в свободной технике | ||||
4 | Рисование картины. | Индивидуальная работа | 50΄+10΄ | Картина |
5 | Подготовка выставки картин | Групповая работа | 30 | Выставка |
Модуль 3 - Мастерская «Необычный способ умножения» (на пальцах рук).
Цель: повышение интереса к изучению таблицы умножения.
Задачи:
- научить нестандартным приемам табличного умножения;
- организовать работу по принципу «Научился сам – научи другого».
Оборудование: карточки-инструкции.
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
Приемы умножения на пальцах | ||||
1 | Умножение на 9. | ВОЗ | 15+15 | Научил другого. |
2 | Умножение на 9, 6. | ВОЗ | 15+15 | Научил другого. |
3 | Умножение на 6, 7. | ВОЗ | 15+15 | Научил другого. |
Подготовка текста «Приемы быстрого умножения на пальцах» | ||||
4 | Тренировка умножения необычным способом. | В паре | 30΄ | |
5 | Составление схемы умножения на пальцах рук. | 1этап-в паре 2этап- в паре сменного состава | 30΄+30 | Схемы приемов умножения на пальцах |
Модуль 4 - Мастерская «Оригами».
Цель: формирование умений действовать по инструкции.
Задачи:
- научить работать по алгоритму;
- формировать творческие способности;
- организовать работу по принципу «Научился сам – научи другого».
Оборудование: цветная бумага, офисная бумага, карточка-инструкция.
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
Сбор фигуры по готовому образцу | ||||
1 | Голубь. | В паре. 1 этап- разобрать фигуру-образец 2 этап- собрать новую фигуру | 30΄ | 2 новых фигуры |
2 | Пингвин. | В паре. 1 этап- разобрать фигуру-образец 2 этап- собрать новую фигуру | 30΄ | 2 новых фигуры |
3 | Лиса. | В паре. 1 этап- разобрать фигуру-образец 2 этап- собрать новую фигуру | 30΄ | 2 новых фигуры |
4 | Скат. | В паре. 1 этап- разобрать фигуру-образец 2 этап- собрать новую фигуру | 30΄ | 2 новых фигуры |
5 - Клуб «Проба пера».
Цель: выявление потенциала учеников в способности рифмовать и сочинять.
Задачи:
- научить сочинять по методике «Буриме»;
- организовать работу по принципу «Научился сам – научи другого».
Оборудование: карточка-инструкция
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
1 | Занятие первое. Приёмы и средства сочинения стихов и прозы. Игра в рифму. | Групповая работа | 40΄ | |
2 | Занятие второе. Сочиняем стихи и прозу. | 1этап-в паре II этап –индивидуально III- учитель+ ученик | 30΄+10΄ | Пробы |
3 | Занятие третье. Составляем композицию «Лето» (стихи) | Групповая. | 40΄ | Композиция «Лето» |
Модуль 6- Мастерская «Туристические узлы».
Цель: формирование умений действовать по инструкции.
Задачи:
- научить работать по алгоритму;
- организовать работу по принципу «Научился сам – научи другого»;
Оборудование: карточка-инструкция, веревка – 6 штук по 50-60см.
№ п\п | Раздел, тема | Способ работы | Примерное время (мин.) | Материальные результаты первичного освоения |
Приемы завязывания туристических узлов | ||||
1 | Ткацкий узел. | Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | 30΄ | Умею завязать узел |
2 | Академический узел. | Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | 30΄ | Умею завязать узел |
3 | Простой проводник. | Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | 30΄ | Умею завязать узел |
4 | Восьмёрка. | Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | 30΄ | Умею завязать узел |
Участие в соревнованиях | ||||
5 | Подготовка к соревнованию «Кто быстрей завяжет узел» | В парах. | 30΄ | |
6 | Соревнование «Кто быстрей завяжет узел» | По подгруппам. | 30΄ | Умение завязывать узлы на скорость. |
Организационный блок.
Место проведения:
- Общий сбор- актовый зал.
- Штаб - кабинет 1-07.
- Мастерские:
«Акварелька» - кабинет 1-11,
«Оригами» - кабинет 2-07,
«Туристические узлы»- кабинет 2-09,
«Проба пера» - кабинет 1-10,
«Литературные тексты» - кабинет 2-10,
«Необычный способ умножения»- кабинет 1-06.
Приложение 1. РЕЖИМ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
14.00- 14.20 ч. – общий сбор (инструктаж), получение индивидуального маршрутного листа для планирования программы дня.
14.25-14.45 ч. – определение стартового маршрута.
15.00-16.40 ч. – работа по направлениям (мастерским).
16.45-17.00 ч. – рефлексия в малых группах (итоги дня).
17.05-17.30 ч. – рефлексия для педагогов.
Приложение 2 МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ (примерные, на один день) – 30человек.
Дата: 12.04 | |||||
«Оригами» Голубь | «Акварелька» | «Туристические узлы» | «Проба пера» | «Необычные способы умножения» | «Литературные тексты» (притчи) |
1. Сидорова | 1.Терешков | 1.Титов | 1.Васильев | 1.Волкова | 1.Алексеев |
2.Иванова | 2.Котлик | 2.Петрова | 2.Зайцева | 2.Медведев | 2.Лунин |
3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 3.Пушкин |
4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. | 5. | 5. | |
6. |
Приложение 3. ТАБЛО
№ п\п | МОДУЛЬ | «В мире литературы» | |||||
ТЕМЫ | 1.Сказки | 2.Притчи | 3.О жизни животных | 4.Рисование картины к произведению. | 5.Ответить на вопросы. | 6.Придумать вопросы к викторине по теме. | |
Способы Ф.И.О. |
|
| МР (пары сменного состава при изучении каждого следующего абзаца) | Индивидуально. Самостоятельно. | 1.В парах. 2.Мини-конференция | 1.В парах. 2.Мини-конференция. | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 |
«Акварелька» | «Оригами» | |||||||
Монотипия (способ) Проба. | С малярной лентой (способ) Проба. | Рисование трубочкой (способ) Проба. | Рисование картины | Голубь Голубь | Пингвин Пингвин | Лиса | Скат | |
ВОЗ (Научился сам- научи другого.) | ВОЗ (Научился сам- научи другого.) | ВОЗ (Научился сам- научи другого.) | Индивидуально. Самостоятельно. | В паре | В паре | В паре | В паре | |
«Необычный способ умножения» | «Я - помощник» | ||||||
Умножение на 9. | Умножение на 9, 10 Умножение на 9 | Умножение на 10 и 6. | Тренировка умножения необычным способом. | Составление схемы умножения на пальцах рук. | Помощь службам | Помощь дежурному учителю. Умножение на 9 | Помощь организатору |
ВОЗ | ВОЗ | ВОЗ | индивидуально | Индивидуально | Индивидуально | Индивидуально | |
«Туристические узлы» | «Проба пера» | |||||
«Ткацкий» «Академический» | «Простой проводник» «Восьмёрка» | Подготовка к соревнованию | Соревнование. Вязание узлов на скорость. | Приёмы и средста сочинения стихов и прозы. Игра в рифму. | Сочиняем стихи и прозу. | Составляем композицию «Лето» (стихи) |
В паре | В паре | В паре | По подгруппам | Учитель-коллектив | В паре, индивидуально | Групповая |
Приложение 4.
Индивидуальный образовательный план (6-10) на ________октябрь 201_ г.
Ф.И.____________________________________________________
№ п\п | Название мастерской (модуля) | Выбор темы | Изучил (отметка учителя) | Научил другого (отметка учителя) | Отметка дежурного (пульт управления) |
Приложение №4
Инструкция
дежурного учителя при «штабе»
- Дежурный находится на Пульте управления. Он помогает коллективу (6-10) ориентироваться в незнакомых ситуациях, находить информационные листы, табло и т.д. Оказывает помощь при заполнении ИОП на день.
- Даёт инструктаж при заполнении «Табло» до выполнения задания и после выполнения задания.
- Подписывает, т.е. регистрирует ИОП после просмотра.
- Контролирует своевременное вывешивание информационных листов и выставление отметки о выполнении задания в ТАБЛО. Проверяет соответственные записи в ИОП и в ТАБЛО.
Приложение №5.
Инструкции для организаторов модулей.
1.Каждый учитель составляет карточки , инструкции по своему модулю.
2. Проводит занятия по своему модулю по составленному расписанию. Расписание занятий по модулю может меняться с учетом ситуации.
3. Ежедневная рефлексия по проведению своего модуля в изучении теории и практики через составление и реализацию индивидуально-образовательного плана.
4. Дежурным учителем может быть любой участник реализации программы.
Расписание модулей на каждый день.
Информационный лист
1 октября 15.20-16.00
Мастерская «В мире литературы»
Сказки
Способ работы МР, 30΄+10΄
1.____________________________
2._____________________________
3.____________________________________
4.__________________________________
5.___________________________________
6______________________________________
Информационный лист
1 октября 15.20-16.20
Мастерская «Акварелька»
Монотипия (рисование симметричных предметов)
Способ работы ВОЗ, (запуск делает учитель) 30΄+30΄
1. 15.20-15.50_________________________
2.15.50-16.20__________________________
Информационный лист
1 октября 15.20-16.20
Мастерская «Необычный способ умножения» (на пальцах рук).
Тема: Умножение на 9.
Способ работы ВОЗ, (запуск делает учитель), 30΄+30΄
1. 15.20-15.50_________________________
2.15.50-16.20__________________________
Информационный лист
1 октября 15.20-16.20
Мастерская «Оригами».
Тема: Голубь
Способ работы «в паре», 30΄
15.20-15.50
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4._________________________-
Информационный лист
1 октября 15.20-15.50
Мастерская «Проба пера».
Тема: Игра в рифму. Приёмы и средства сочинения стихов и прозы.
Способ: фронтальная, 30΄
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4._________________________-
5._________________________
Информационный лист
1 октября 15.20-15.50
Мастерская «Туристические узлы».
Тема: Игра в рифму. Приёмы и средства сочинения стихов и прозы.
Способ работы «в паре по схеме», 30΄
1._________________________
2._________________________
3._________________________
4._________________________-
КАРТОЧКИ.
Мастерская «Необычный способ умножения (на пальцах рук)» Т. 1
ВОЗ | Тема 1. Умножение числа 9. | |
Просто положите обе ручки-ладошки на стол перед собой. Теперь мысленно нужно пронумеровать пальцы. От 1 до 10. Слева направо. Если мысленно тяжеловато, то сделайте вот так, напишите числа на бумажке. А теперь наконец-то приступаем к вычислениям! Попробуем умножить 9, например, на 4. Вы не против? Загнем пальчик № 4. Вот вам и готовый результат! Пальцы, находящиеся слева от загнутого, обозначают десятки. А справа — единицы. Получается 3 десятка и 6 единиц. То есть 36. Еще разок попробуем? Умножим девяточку на 8. Загинаем какой палец? Правильно! Восьмой! Считаем пальчики слева. Получаем 7 десятков. И теперь справа. Получаем 2 единицы. Итого, результат 72! Очень просто, легко и удобно! Согласны? |
Мастерская «Необычный способ умножения (на пальцах рук)» Т. 2
ВОЗ | Тема 2. Умножение числа 6. | |
Поверните кисти ладонями к себе и присвойте каждому пальцу цифры от 6 и до 10 начиная с мизинца. Умножим 6 на 6. Развернем руки ладонями к себе и коснемся мизинцем (6) левой руки мизинца (6) правой (см. рис.). |
Мастерская «Необычный способ умножения (на пальцах рук)» Т. 3
ВОЗ | Тема 3. Умножение числа 7,8. | |
Поверните кисти ладонями к себе и присвойте каждому пальцу цифры от 6 и до 10 начиная с мизинца. Умножим 7 на 8. Развернем руки ладонями к себе и коснемся безымянным пальцем (7) левой руки среднего пальца (8) правой (см. рис.). А теперь считаем пальцы: количество пальцев под соединенными — это десятки. А пальцы левой руки, оставшиеся сверху, умножаем на пальцы правой — это и будут наши единицы (3х2=6). Итог равен 56. Иногда бывает так, что при умножении «единиц» результат получается больше 9. В таких случаях нужно плюсовать оба результата в столбик. Например, 7х6. В этом случае получается, что «единицы» равны 12 (3х4). В десятки равны 3. 3 (десятки) + 12 (единицы) _______ 42 |
Мастерская « Туристические узлы».
Способ работы | Узел « Академический» | Карточка № 1. |
Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. |
|
Мастерская « Туристические узлы».
Способ работы | « Ткацкий узел». | Карточка № 2. |
Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | |
Мастерская « Туристические узлы».
Способ работы | « Восьмёрка» | Карточка № 3. |
Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. |
|
Мастерская « Туристические узлы».
Способ работы | «Простой проводник» | Карточка № 4. |
Работа в паре 1этап - по схеме разбираются в паре. 2этап-самостоятельно 3 этап - сверяются в паре с результатами работы. | Сложить одну веревку пополам и на ее конце завязать простой узел в виде петли. Ниже затянуть контрольный узел. |
Сказки. Составил: Глебец Е.Е. В мире литературы
Способ работы:
| Сказки | К - 1 |
Потерянное слово.1. Женился парень. Взял девушку в жёны не из своей деревни, а из дальнего села. Пожили они, мало ли, много ли, жена и говорит мужу: |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 2 |
Как лиса училась летать 1. Повстречались как-то раз Лиса и Журавль: 2. Журавль следом спустился: А летать так и не научилась Почему журавль не научил лису летать? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 3 |
Журавль и цапля 1. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. — Дай, пойду посватаюсь к цапле! Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил. Приходит и говорит: — Дома ли цапля? — Дома. — Выдь за меня замуж! — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый! 2. Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: — Журавль, возьми меня замуж! — Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся. Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. 3. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж». Приходит и говорит: — Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня! — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж! Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду». 4. Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся. Почему журавль и цапля не поженились? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 4 |
Барин и плотник 1.Ехал плотник из лесу, толстое бревно вез. Навстречу ему барин на тройке катит.
— Нет, барин, ты вороти. Я с возом, а ты порожняком — тебе и воротить. Не стал барин много разговаривать, крикнул кучеру да слуге: — Свалите, ребята, воз с дороги да всыпьте мужику хорошенько, чтобы знал, как барину перечить! Слуга с кучером не посмели барина ослушаться, с козел соскочили, воз опрокинули в канаву, а плотника побили. Потом сели и поехали, только пыль столбом завилась. Бился, бился плотник, вызволил кой-как воз из канавы, а сам думает: «Ладно, барин, даром тебе это не пройдет, будешь помнить, как мастерового человека обижать». 2. Добрался до дому, свалил бревно, захватил пилу да топор и отправился в помещичью усадьбу. Идет мимо барского дома и кричит: — Кому теплые сени сработать, кому баню срубить? А барин строиться любил. Услыхал и зовет плотника: — Да сумеешь ли ты хорошо сени построить? — Отчего не сумею? Вот неподалеку отсюда такой лес растет, что коли из того леса сени построить, так и зимой их топить не надо, всегда будет тепло. И зовет барина: — Пойдем со мной строевой лес выбирать. 3. Пришли в лес. Ходит плотник от дерева к дереву да обухом поколачивает. Ударит, потом ухом приложится, послушает. — Это нам не годится. А вот это — в самый раз подойдет. Спрашивает барин: — Как это ты можешь узнать, какое дерево годится? Научи и меня. Подвел его плотник к толстому дереву: — Обними вот это дерево и ухом крепче приложись. Я буду постукивать, а ты слушай, только крепче прижмись.— Да у меня рук не хватает обнять дерево. — Ничего, давай тебя привяжу. Привязал барина за руки к дереву, выломал березовый прут и давай его тем прутом потчевать. Бьет да приговаривает: — Я тебе и еще взбучку дам, будешь знать, как мужика напрасно обижать. Бил, бил и оставил барина к дереву привязанным. Сам ушел. Только на другой день нашли барина, отвязали его и привезли домой. 4. Слег барин с тех побоев в постель, хворает. А плотник прикинулся знахарем, переоделся так, что узнать нельзя, и пришел в усадьбу. — Не надо ли кого полечить, поправить? Барин услыхал и зовет: — Полечи, братец, меня. Кони понесли, да вот упал и с тех пор ни сесть, ни встать не могу. — Отчего не полечить? Прикажи истопить баню да скажи, чтобы никто к нам входить не смел, а то сглазят и все лечение пропадет, еще хуже тебе будет. Баню вытопили, привел плотник барина, двери запер и говорит: — Раздевайся и ложись на скамью, буду тебя едучей мазью мазать да парить; придется тебе потерпеть. — Лучше ты меня привяжи к скамье, а то как бы не упасть. Плотнику того и надо. Привязал барина к скамье крепко-накрепко и давай ремнем стегать. Бьет да приговаривает: — Не обижай напрасно мастерового человека, не обижай мужика... Напотчевал барина сколько надо и ушел домой. На другой день приехал барин в город, увидал на базаре плотника и спрашивает: — Скажи, мужичок, ты ведь вчерашний? А плотник смекнул, в чем дело, и отвечает:
Почему плотник решил проучить барина? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 5 |
Переполох 1.На поляне, возле норы, играли два лисёнка. Родители ушли на охоту, и малыши резвились без присмотра. Они гонялись друг за другом, кувыркались в траве и так увлеклись игрой, что не заметили меня. Я затаился всего в десяти шагах от поляны. 2.С молоденькой сосны, над лисьей норой, упала шишка. Может, белка обронила, может, бурундук. Упала шишка прямо на лисёнка. И, видно, так больно стукнула, что малыш пискнул и кинулся прочь с поляны. 3.Второй лисёнок испугался не меньше и припустился в другую сторону. От страха не заметил откос и кубарем покатился в реку. 4.Вдруг слышу рядом шум. Поднял голову: на сосновой ветке — белочка. Уставилась насмешливо, будто спрашивает: «Ну как, испугался?» Вот, оказывается, кто переполох устроил. Вот кто подшутил. Как ты понимаешь слово переполох? (по содержанию текста) |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 6 |
Счастливый малыш 1.Вова и Мишка тихо сидели в густой траве. Вдруг в кустах послышался шум — кто-то тяжело прошёл и выбрался к воде. Вова осторожно приподнялся и прижал палец к губам: неподалеку стояла лосиха — горбоносая, высокая, стройная. 2.Медленно двигая головой, она слушала лес. Тонкие ноздри её жадно ловили запахи. Не отрывая губ от воды она напилась и спокойно повернула голову к лесу. Из кустов выбежал длинноногий лосёнок. Он обнюхал песок, вошёл по колено в воду и начал пить. 3. Гляди и хвоста у него нет! — зашептал Мишка. Чувство восторга переполняло его. Щёлкнуть бы фотоаппаратом, вот это дело! — думал Вова. 4.Лосиха медленно поплыла, лосёнок устремился за ней. Почему рассказ называется «Счастливый малыш»? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 7 |
Малыш и Карлсон. 1.Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий, Потому что у папы, например, была мама. И у мамы был папа. Даже брат с сестрой всегда гуляли вместе. Только у Малыша никого нет. Сколько раз он просил, чтобы ему купили собаку! И что же? Ровно столько раз ему отказывали. Не нужно объяснять, как одиноко человеку, когда у него нет собаки. 2.И вот в эту минуту Малыш увидел Карлсона. Сначала он растерялся, В воздухе перед ним висел человек, который летает без самолёта, а просто сам по себе. — Садитесь, пожалуйста, — испуганно ответил Малыш. 3.Человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше и предложил: — Давай побалуемся... И начал медленно облетать комнату. Укажи причину грусти Малыша |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 8 |
Добрая хозяюшка 1.Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт: Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка! Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок. 2.Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку: Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам. Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт. 3.Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко несёт. 4.Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко. Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает. Кого автор называет доброй хозяйкой, почему? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 9 |
Тетёрка 1.Наступило лето. У всех лесных жителей появились дети. У тетёрки вывелись птенцы, но совсем не такие, как у зяблика, синицы и других птичек. 2.Тетеревята вылупились из яиц не голые, а в пёстром пушке и сразу же открыли глаза. 3.Не прошло и дня, а они уже окрепли, могли бегать за матерью. Тетёрка не носила детям еду и не совала им в рот, как зяблики, дрозды и другие птицы. Она сразу повела своих птенцов из гнезда и начала учить, как самим искать корм. 4.Тетёрка гуляла по лесной поляне. Птенцы бегали возле матери, искали на земле червяков, букашек, а мать оберегала птенцов. Чем птенцы тетёрки отличаются от птенцов других птиц? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 10 |
Прощание с летом 1.Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер… Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна. 2.Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал… 3.Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь… 4.Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар… Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно... Найди предложения, в котором раскрывается главная мысль рассказа. |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 11 |
Праздник синиц 1.Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы. 2.В наших парках и лесах живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. 3.Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится... 4.Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами. Какое время года является праздником синиц? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 12 |
Баба-Яга (отрывок из русской народной сказки) 1.Баба Яга отошла, а девочка дала коту ветчину и спрашивает: – Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда? – Вот тебе гребешок и полотенце, – говорит кот, – возьми их и убеги; за тобой будет гнаться Баба-Яга, ты приклони ухо и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце – сделается широкая-широкая река; если Баба-Яга перейдёт через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок – сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже никак не пролезет, не проберётся! 2.Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать – она бросила им хлебца, и они её пропустили; воротца хотели захлопнуться – она подлила им под пяточки маслица, и они её пропустили; берёзка хотела ей глаза выстегать – она её ленточкой перевязала, и та её пропустила. А кот сел за кросна и ткёт; не столько наткал, сколько напутал. Баба-Яга подошла к окну и спрашивает: – Ткёшь ли, девица, ткёшь ли, милая? – Тку, тётка, тку, милая! – отвечает грубо кот. 3.Баба-Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать... – Я тебе сколько служу, – говорит кот, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала. Чему учит эта сказка? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Сказки | К - 13 |
За добро – добром… (отрывок из русской народной сказки) 1.Ехал казак по белу свету, попался ему навстречу древний старичок. Просит старик: - Накорми меня, добрый молодец! Казак соскочил с лошади, отвязал бочонок, покатил его вправо – в ту же минуту чудный дворец явился. Взошли они оба в расписные палаты и сели за накрытый стол. - Эй, слуги мои верные! – закричал казак. – Накормите-напоите моего гостя. Не успел вымолвить – несут слуги целого быка и три котла питья. Начал старик есть да похваливать; съел целого быка, выпил три котла питья, крякнул и говорит: - Маловато, да делать нечего! Спасибо за хлеб и за соль. 2.Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону – и дворца как не бывало. - Давай поменяемся, - говорит старик казаку, - я тебе меч отдам, а ты мне бочонок. Мой меч – саморуб. Стоит только взмахнуть хоть какая сила будет несметная – всю побьёт! 3.Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошёл сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на неё мечом: - Меч-саморуб! Сослужи-ка мне службу: поруби войско вражее. 4.И часу не прошло, как вражьей силы не стало. Король выехал навстречу казаку, обнял его, поцеловал и тут же решил выдать за него замуж прекрасную королевну. Свадьба была богатая; на той свадьбе я был, мёд пил, по усам текло, во рту не было. Закончи поговорку: за добро – добром… (объясни, как ты понимаешь эту поговорку) |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 1 |
Загадки птичьих перелетов. 1.Перелеты птиц потрясали человеческое воображение с древнейших времен. Об этом говорят устные предания, относящиеся к дописьменной эпохе существования человека. Об этом писал великий Гомер три тысячи лет назад, этот вопрос приводил в замешательство библейских мудрецов, и над его решением бился один из величайших умов древности – Аристотель. 2.Однако, несмотря на все усилия Аристотеля, и других пытливых умов, дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, как именно птицы определяют время перелета, человек пока что не может. В контексте данной статьи, под перелетами подразумеваются сезонные передвижения птиц осенью на юг и весной на север, а также их перемещения с материковых глубин на побережье и с равнин на высокогорье. 3.Может показаться странным, но сама по себе низкая температура воздуха не является достаточной причиной для перелетов. Мало кому об этом известно, но птицы отличаются уникальной морозоустойчивостью. Например, такой выходец из жарких широт как канарейка, способен выжить при температуре около 45 градусов цельсия ниже нуля, однако для этого у птицы должно быть достаточно пищи. 4.Поэтому, гораздо более весомым аргументом для смены места жительства, является не холод, а связанный с ним голод. В чём заключаются загадки птичьих перелётов? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 2 |
Откуда у птиц компас?1.Исследователей до сих пор мучает вопрос, «как птицам удается найти во время перелетов дорогу к нужному месту?». В конце лета, в самых разных концах мира, многие птицы, покинув свои родные места, отправляются на зимовку на юг. Нередко при этом они отправляются на совершенно другие материки, преодолевая расстояния в несколько тысяч километров. С приходом же весны, эти птицы не просто возвращаются в родную страну, но, зачастую в то же самое гнездо, расположенное в том же самом доме или на том же дереве. 2.Как же им удается отыскать дорогу? Чтобы найти ответ на этот вопрос, было проделано множество интересных экспериментов. Например, во время одного из них, незадолго до прихода времени осеннего перелета, группа аистов была забрана из своих родных гнезд и перенесена на другое место. 3.Оказавшись на новом месте, им пришлось бы выбрать совсем другое направление, чтобы попасть в место своего назначения. В это мало кто верил, однако когда время перелета пришло, они именно это и сделали, очень точно определив, в каком направлении следует лететь, чтобы достичь нужного им места. 4. Это наводит на мысль, что птицы обладают каким-то инстинктом, который и указывает им, в каком направлении нужно перемещаться с приближением зимы. Почему птицы улетают, но всегда возвращаются обратно? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 3 |
Путь домой 1.Умение птиц находить путь домой просто удивительно. Например, во время другого эксперимента птиц увозили на самолете на расстояние в 400 миль от родных мест. Однако, когда птиц выпускали, они возвращались к себе обратно. 2.Но, следует признать, что если сказать, что в нужном направлении птиц ведет инстинкт, то это практически ничего не объяснит. Как именно работает этот инстинкт? Как именно птицы находят дорогу домой? Ведь все знают, что никаких уроков географии и ориентирования на местности птицы не получают. 3.Родители этому обучить тоже не могут, поскольку очень часто они и сами делают это впервые. Кроме того, перелеты зачастую происходят в ночное время и, следовательно, птицы не способны разглядеть ориентиров, которые могли бы им помочь определить свое местонахождение. А для птиц, летящих над большими водными пространствами, и вовсе не может быть никаких ориентиров. 4.Магнитные линии располагаются в направлении от северного магнитного полюса к южному полюсу. Не исключено, что именно эти линии, являются направляющими для птиц. Однако, как бы хороша эта гипотеза ни была, никакого подтверждения она не получила. По сути дела, наука так и не нашла исчерпывающих объяснений того, как именно птицам удается найти дорогу во время своих миграций и каким образом им удается отыскать свои родные места. Кстати, с птичьими перелетами связан один интересный исторический факт. Как птицы находят путь домой? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 4 |
Как видят насекомые 1.Муха резко уворачивается от летящего на нее предмета, бабочка выбирает определенный цветок, а гусеница ползет к самому высокому дереву. 2.У насекомых, как у людей тоже есть органы зрения, но видят и воспринимают они мир по-особому. Своим исключительным зрением, недоступным для человека. Некоторые насекомые могут определять только светлое и темное, а кто-то хорошо разбирается в оттенках. 3. Итак, как же насекомые видят мир? Интересная особенность, при которой не обязательно иметь глаза. Но ее большой минус в том, что насекомое может отличать только свет от темноты. Никаких предметов или цветов оно не видит. Как же это работает? Свет проходит через кутикулу, внешний слой кожи, и проникает к голове насекомого. Там происходит реакция в клетках мозга, и насекомое понимает, что на него падает свет. Такое устройство доступно не для всех, но очень помогает тем насекомым, которые живут под землей, например, дождевым червям или слепым пещерным жукам. 4.Эта разновидность зрения есть у тараканов, тли и гусениц. Насекомым, у которых простые глазки повезло больше. Они могут не только определять темноту от света, но и различать отдельные объекты и даже их форму. Такие глазки чаще всего встречаются у личинок насекомых. Например, личинки комаров вместо глаз имеют пигментные пятна, которые улавливают свет. Зато у гусениц по пять - шесть глазков с каждой стороны головы. Благодаря этому она хорошо разбирается в формах. Но вертикальные объекты она видит намного лучше, чем горизонтальные. Например, если ей предстоит выбрать дерево, то она скорее поползет к тому, что выше, а не к тому, что шире. Как же насекомые видят мир? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 5 |
Чем отличаются индийский и африканский слон 1.Сложно поверить, но 2 представителя из слоновьего семейства - африканский слон и его собрат - индийский слон, имеют столь явные различия, что биологи даже приписали этих животных к различным видам. Много различий наблюдается даже в их внешнем виде - каждому они бросаются в глаза, даже если посмотреть только на снимки этих слонов. 2.Всем известно, что на нашей планете нет сухопутного обитателя крупнее, чем слон. Существует и менее известный факт - африканский слон превышает размерами своего индийского (азиатского) сородича, то есть является самым большим млекопитающим на суше. 3.Его высота на уровне плеч может достигать целых 4 метров! А длина туловища - от 6 до 7 метров,иногда чуть больше. Масса тела этого гиганта - до 7000 кг. Азиатский слон поменьше - он вырастает до 3 м высотой, до 6 с небольшим метров в длину, вес его редко превышает 5000 кг. Разную форму и длину имеют слоновьи уши. Африканский слон - обладатель больших, удлиненных органов слуха закругленной формы. У азиатского уши поменьше, более вытянуты к земле, заостренные. 4.Слоны не похожи между собой даже очертаниями тела - слон из Африки имеет спину прямую, иногда немного вогнутую. Спина азиатского слона явно выпуклая. Конечности слона из Индии потолще и покороче, поэтому он смотрится более грузным. Длинные ноги нужны африканскому слону - он ест только листву деревьев, за которой тянется высоко. Его собрат из Индии ест и некоторую пищу с земли, а не только листья и ветки с дерева. Чем отличается индийский слон от африканского слона? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 6 |
Почему животные не говорят? 1.Что человеку послужило сильным стимулом к развитию речи? Людям, загнавших мамонта в яму, или соорудив тёплую пещеру, требовалось поделиться своей радостью. Для общения, для лучшей передачи своей мысли, человеку необходимо было обозначить окружающие его предметы. Назвать небо, лес, траву, реку. Затем обозначить их признаки и действия. Желание общаться являлся только дополнительным стимулом развития речи. Затем не разговаривать, а научить соплеменника делать также, как сам, передать опыт. 2.Труд создал человека, он и послужил причиной развития его речи. Даже простейшие приёмы лепки и обжига горшков нужно было озвучить. Обозначить название материала, действия и подобрать слова одобрения, поощрения или порицания. Общий труд сплотил человеческое общество. 3.Однако труд всего лишь следствие, а не причина. Причиной является желание древнего человека комфортных для себя условий. Для своего комфорта человек принялся лепить горшки, не ходить же каждый раз к водоёму, когда хочется пить. Он хотел хотя бы погреться у огня, у древнего костра, зажжённого молнией. Для поддержания костра требовалось много людей – стая. Им потребовалось как-то индивидуализировать друг друга, дать имена. Нужно было научиться жить в мире. Для этого придумывать новые слова, чтобы с их помощью, а не кулаками объяснить свои желания и действия. Сначала были жесты, а потом образовались слова. У животного сначала была угрожающая или покорная поза. Потом появился более действенный крик. 4.Для передачи информации животные использовали свои тактильные ощущения. Слепые рабочие термиты, тесно прижавшись, передают информацию. Для обезьян важно прикосновение друг к другу. Так они крепче ощущают своё единство. Зрение Пчелы танцуя, передаёт остальным место, где можно много собрать нектара. Человек на заре развития речи вместо слов так же сначала использовал жесты. Он, встречая незнакомца, протягивал к нему руки, ладонью вверх. Так он ему сообщал о своих мирных намерениях. Что у него в руках нет никакого оружия. Почему животные не говорят? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 7 |
Почему дельфины выбрасываются на берег 1.Дельфины не обладают привычным для остальных животных этого класса зрением, обонянием или слухом, но безошибочно определяют, где относительно их расположен косяк рыб, а где – преграды на пути следования. Всё это возможно, благодаря уникальной в животном мире системе эхолокации. Дельфин воспринимает звук определённой частоты. Для безошибочной ориентации в пространстве млекопитающее издаёт своеобразные звуки. Обычно это щёлканье или свист. Звуковая волна сквозь толщу воды достигает объекта, расположенного на пути следования животного, отражается от него и улавливается органами слуха животного. 2.Учёные полагают, что из-за ряда обстоятельств, нормальное функционирование системы ориентации нарушается. Влиять на слух животных может как отравление токсическими веществами, попавшими в воду, так и работа различных приборов. 3.Именно из-за этого они дезориентируются и могут массово оказываться на пляжах или застревать в прибрежных скалах. 4.А вот паника, которую вызывает у стаи дельфинов группа или парочка касаток может заставить первых выброситься на берег. Вернее, они оказываются на мели, а прибойная волна выкатывает животных на сушу. Почему дельфины выбрасываются на берег? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 8 |
Китоглав 1.Китоглав – огромная птица, высота тела которой составляет 1- 1,2 метра, масса тела 7-15 килограмм, крылья в размахе – 2-3 метра. Основное отличие от семейства аистообразных – наличие тяжелой головы и большого клюва с крюком. Иногда голова превосходит по ширине само тело птицы, что также весьма удивительно и не имеет аналог среди птиц, населяющих планету в наши дни. 2.Несмотря на столь большие габариты, у китоглава очень тонкие шея и ноги, а хвост короткий, напоминающий утиный. Окрас ничем не примечателен и не имеет отличительных признаков между особями мужского и женского пола. Глаза расположены в передней части головы, что позволяет видеть предметы объемными. 3.Привычным местом обитания для китоглавов считаются болотистые места, а также территории у водоемов Восточной Африки, а именно в Южном Судане, Заире, Танзании. Излюбленным местом считаются болотистые берега Нила. Птица приспособлена к данным территориям благодаря тонким ногам и раздвинутым когтям, что позволяет не проваливаться ей в топких почвах. Всю свою жизнь птицы проводят на одном месте, оседло, предпочитают жить в одиночку, парами встречаются только в период спаривания. 4.Питаются китоглавы водной и околоводной пищей, а также мелкими земноводными (сомами, змеями, лягушками) или детенышами черепах и крокодилов. Излюбленное лакомство этой птицы - протоптеры (двоякодышащие рыбы). Где обитает и чем питается китоглав? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 9 |
Удивительные животные 1.Намбат - это сумчатый муравьед, хотя ни сумки у него нет, ни муравьев они не едят, откуда появилось такое название? Любимое лакомство этого зверька – термиты. Натуралисты впервые познакомились с намбатом в начале девятнадцатого века. Знаменит намбат своим количеством зубов, их у него 52! Хотя пища животного достаточно мягкая. Но по этим зубам ученые выяснили, что намбат – одно из самых древних млекопитающих. Древесный кенгуру 2.Древесный кенгуру - этот кенгуру единственный, который живет на деревьях. От своих сородичей он мало чем отличается, так же прыгает, как и остальные виды, правда, задние лапы у него короче, чем у других кенгуру, а длинные и острые когти позволяют зверьку ловко передвигаться по деревьям. Древесный кенгуру днем отдыхает в горизонтальном положении на ветвях, а вечером слазит за пропитанием и водой. Питается он ягодами, клубнями растений, листьями папоротника, мелкой живностью. Если потребуется, может спрыгнуть с двадцатиметровой высоты. 3.Вомбат - этот добродушный сумчатый толстяк отдаленно напоминает медвежонка. Лапы у него очень сильные, с мощными когтями, похожими на лопату. Ими он роет коридоры к своей норе, в которой устраивает удобное гнездо. Питается травой, грибами, молодой корой и корнями. 4.Тасманийский дьявол - самый крупный сумчатый хищник. Коренастым сложением и темной окраской напоминает небольшого медведя. Голос у него неприятный и зловещий. Сейчас сумчатого дьявола можно встретить только высоко в горах на острове Тасмания. Охотится он по ночам. Предпочитает мелких кенгуру и попугаев. Иногда на берегу водоема поедает раков и лягушек. Может напасть на более крупного зверя, например, на овцу или исполинского кенгуру. Этот зверь очень чистоплотен: сложив ладошки, тщательно моет слюной мордочку и уши, каждый день чистит свою шерстку. Очень любит купаться и греться на солнышке. Тасманийские дьяволы нежно заботятся о своем потомстве. Хищники, которых удалось приручить, совершенно не проявляют свой «дьявольский» характер. О каких удивительных животных ты узнал из статьи? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Интересные факты из жизни животных | К - 10 |
Почему саранча вредитель 1.Раньше считалось, что на такие подвиги саранча идет из – за голода. Тем не менее факты опровергают эту точку зрения, в стаю саранча сбивается даже когда казалось бы, что зелени достаточно и нет никакой засухи. Но, зато ученные заметили, что во время миграций саранча откладывает яйца, а из них вылупляются стайная саранча. 2.Чтобы разгадать эту загадку Британские ученные разделили подопытных насекомых на три группы. Первую группу кормили большим количеством белка, вторую где белка и всего остального поровну, третьей группе дали минимальное количество белка. Эксперимент продолжался более трех суток, после чего, ученные стали смотреть за поведением насекомых. Выяснилось, что насекомые первой группы продолжали вести одиночный образ жизни, Во второй группе тоже самое. А, вот третья группа стала собираться в стаю, у них изменилась окраска, они стали более агрессивными. Собираться в стаи саранчу заставляет недостаток белковой пищи. 3.Когда на одной территории собрали все три группы вместе, насекомые из третьей группы (в которой не хватало белка) стали набрасываться на своих сородичей. В свою очередь представители первой и второй группы стали от них убегать. При этом для спасения первая и вторая группы тоже объединились в стаю, укрупнились и озлобились. 4.Но помимо того, что саранча наносит вред, она еще и пригодна в пищу. В некоторых странах это деликатес, а в других – ежедневная пища. Например, китайцы очень любят жаренную на палочках саранчу, греки любят саранчу в меде, в Мексике любимое лакомство аборигенов – это жаренная саранча в пресной лепешке, в ресторанах западных стран саранча , это дорогой деликатес. Ученные доказали, что в кузнечиках, сверчках и саранче содержится огромное количество протеинов и белка, они вполне могут заменить мясо на столе. Почему саранчу считают вредителем? |
Притчи. Составил карточки: Коллер Н.В.
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 1 |
Мудрая притча « О спешке» (Отрывок) 1. — Учитель, почему вы не даете мне больше заданий, тогда как другие получают чуть ли не каждый день новые? — спросил ученик Учителя. — Я отвечу тебе, но только не сейчас. Сейчас давай пообедаем. Ученик согласился, тем более что он был голоден. — Только позволь мне самому тебя кормить? Ученику это показалось странным, но, тем не менее, он согласился, думая, что так Учитель проявляет к нему больше внимания, чем к другим ученикам. 2. Принесли угощенье. Учитель набрал в ложку вкусного, ароматного и сочного плова и поднес ее ко рту ученика, который с аппетитом принялся есть сказочное кушанье. От удовольствия он закачал головой, закрыл глаза и хотел было в восхищении похвалить умение повара, но как только он открыл рот, чтобы сказать: «Вай, вай, какое это чудо», как очередная ложка оказалась у него во рту. Он начал пережевывать, но, не успев дожевать, его рот пополнился еще одной ложкой великолепного блюда. Он жевал все быстрее и быстрее, и, несмотря на это, ложка с пловом все чаще и чаще оказывалась у него во рту даже прежде, чем он успевал прожевать предыдущую. 3. Наконец ученик не выдержал и с полным ртом воскликнул: — Мы что, куда-то спешим? Почему вы наполняете мой рот прежде, чем я успеваю прожевать и насладиться вкусом этого чудесного плова? Неужели нельзя есть не спеша, за приятной беседой?... Почему Учитель именно так кормил ученика? Приведи свой пример. |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 2 |
Притча «Школа» (отрывок).1.Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит. — Ты кто? — спрашивает Гусь. — Гусеница. — Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница. 2.Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал. — А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно. — У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет. — У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае? — А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю. — Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы. 3.Они помолчали. Потом Гусь сказал: — Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься. Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день. — Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь. Так говорил Гусь. Он был силён в теории. Из-под капусты высунулась чья-то голова: — Можно и мне? Я буду сидеть тихо. — Ты что — тоже Гусеница? — Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать... — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства. — Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе... 3. Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. На уроках Гусеница занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку. — Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен. Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки. 4. И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка. — А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна? — Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?... Почему некоторые «взлетают», хотя получили мало знаний? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 3 |
Притча «Слон в тёмной комнате». Отрывок. 1.Одному падишаху некий индийский раджа прислал в подарок слона. И поскольку там, куда он привез слона, его никто никогда не видел, раджа решил сыграть шутку. 2.Он завел слона в темную комнату и предложил падишаху по очереди направлять в комнату своих советников — мудрецов, чтобы они ощупывали слона и затем, выйдя из комнаты, рассказывали своему правителю, каков же он — этот слон. Первый советник, выйдя из комнаты, сказал: — О, великий! Слон этот — толстое и высокое дерево. Второй советник сказал: — Нет, великий падишах, тебе сказали неправду. Слон похож, скорее, на большую извивающуюся змею. Третий советник, выйдя из комнаты, возразил: — О, падишах! Зачем ты держишь при себе этих обманщиков? Слон — скорее обычная не очень толстая веревка. 3.Четвёртый доказывал, что слон — плоский и широкий, как лист пальмы. Пятый убеждал, что слон похож на большую и длинную изогнутую кость. Падишах был в недоумении… Почему каждый мудрец рассказывал о слоне разное? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 4 |
Притча «Сердце»1.В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья. 2.Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню: 3.Парень взглянул на сердце старика и засмеялся: Толпа замерла. Молодой человек, молча, стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы. Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое… Почему сердце старика красивее, чем у молодого человека? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 5 |
Притча «Как отвечать на оскорбления» (отрывок) 1.Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: Почему Омар Хайям не отвечал на оскорбления? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 6 |
Притча «Как мир относится к человеку?» (отрывок) 1.Ученик спросил дервиша: |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 7 |
Притча «О пользе образованности» (отрывок)1.В юридическом институте на лекции преподаватель предложил студентом разобраться с жалобой одной старушки на своего соседа по саду. Суть жалобы заключалась в том, что рядом с забором, разделяющим садовые участки, у соседа растёт яблоня. 2.Некоторые её ветки свисают через забор на территорию старушки, которая жалуется на то, что когда созревшие яблоки падают, то прибивают тюльпаны, которые она выращивает как раз возле этого забора. 3.Среди студентов началась дискуссия. Одни утверждали, что поскольку яблоня принадлежит соседу, то он отвечает за яблоки, растущие на ней, и виноват в ущербе, причинённом старушке в виде помятых тюльпанов. В этом случае сосед должен возместить ей ущерб и сделать так, чтобы яблоки с его яблони не падали больше на соседский участок. Другие считали, что если яблоки висят над территорией, принадлежащей старушке, то они уже принадлежат ей. Она может их сама срывать и сама заботиться о том, чтобы они не портили клумбу. В этом случае сосед ей ничего не должен, а она сама должна решить свою проблему. 4.Спор длился долго, но к единому мнению студенты так и не пришли. Тогда они обратились к преподавателю с вопросом: «Как же правильно?»… Кто из них прав бабушка или сосед и почему? |
«В мире литературы»
Способ работы: МР | Притча | К - 8 |
Притча «Почему существуют трудности?»1.- Мастер, - однажды спросил ученик, - почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость? - То, что ты называешь трудностями, - ответил Учитель, - на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь. 2.Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жёсток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву. 3.- Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, - сказал ученик обиженно. - Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Мир сопротивляется моему движению вперед? - Никогда не смотри на других, - улыбнулся Учитель. - У каждого свой лук, своя мишень и свое собственное время для выстрела. Одни делают своей целью точное попадание, другие - возможность научиться стрелять. 4.Учитель понизил голос и наклонился к ученику: - И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестань жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять в упор... Почему существуют трудности? |
Составил: Метёлкина Л.Н. Мастерская - «Акварелька»
№ п/п | Тема рисунка | Способы рисования |
1 | Городские дома | Рисование свечкой |
2 | Ёжик | Рисование вилкой |
3 | Бабочки, цветы | Монотипия (рисование симметричных предметов) |
4 | Берёзы | Использование малярной ленты для рисования стволов берёзы. |
5 | Пейзаж | По мокрому пальчиками |
6 | Дерево колдуньи, водный мир | Рисование трубочкой |
7 | Лебеди | Ладошками |
8 | Дерево | Рисование «тычками» ватными палочками. |
9 | Пчёлы на сотах | Пальцами |
Нетрадиционные техники рисования позволяют творчески всматриваться в окружающий мир, приобретать опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Лучше усвоят практическую работу, если будут обучать другого ученика.
Мастерская «Очумелые ручки», Астахова В.И.
Голубь
Мастерская «Проба пера», Коллер Н.В.
Для составления четверостишия учитель использует способ «Буриме». Тема о жизни в лагере, о себе, о лете.
- Учитель даёт готовые рифмы, объясняет задание.
- Ученик сочиняет слова впереди заданных слов.
- Учитель объясняет и контролирует, чтобы была смысловая связь в предложениях и в стихотворении в целом. (Объединяет одна тема).
- Научившись, ученик 1 составляет слова для рифмы для ученика 2.
- Обучает способу сочинения стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.
В публикуемом материале раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся....
Консультация – внеаудиторное занятие по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.
В данной статье вы узнаете , как организовать деятельность учащихся по ликвидации пробелов в знаниях по различным предметам....
Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе.
Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся в начальной школе....
Карта индивидуального образовательного маршрута по ликвидации пробелов в знаниях
Карта индивидуального образовательного маршрута...
Индивидуальный образовательный маршрут по ликвидации пробелов в знаниях
Цель: ликвидация пробелов в знаниях обучающегося по предметам начальной школы Задачи обучения:- успешное освоение программы по русскому языку;- развитие привычки к самоконтролю и самооценке.Ожида...
Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП, в ходе проектной деятельности..
Работа над проектом....
ПЛАН ликвидации пробелов в знаниях учащегося 4 г класса
ПЛАНликвидации пробелов в знанияхучащегося 4 г класса...