Проектная задача- прообраз проектной деятельности
проект
Проектная задача для обучающегося — это возможность раскрытия его творческого потенциала, формирования способностей и компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решаем проектную задачу | 918.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача- прообраз проектной деятельности.
Проектная задача – это система или набор заданий, при помощи которых целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). Основная цель проектных задач заключается в том, что, решая их, обучающиеся фактически осваивают основы способа проектирования. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения учебного содержания образовательных про-грамм. Проектная задача для обучающегося — это возможность раскрытия его творческого потенциала, формирования способностей и компетенций.
В начальных классах основная педагогическая цель проектных задач направлена на формирование способов коммуникации и сотрудничества, поскольку выполняются учащимися совместно.
Основное же назначение проектной задачи состоит в овладении новыми способами действий и приобретение умения применять их в нестандартных ситуациях, приближённых к реальным. Именно такие задачи дают нам возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий
Особенности проектной задачи.
Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Алгоритм составления проектной задачи.
- Определить место проектной задачи в тематическом планировании.
- Монопредметная или тематическая задача – рассмотреть тематическое планирование по какому – либо предмету.
- Межпредметная задача, тематическая, стартовая, итоговая, межвозрастная – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.
- Сформулировать цель проектной задачи.
- Сформулировать проблему (условие задачи).
- Наличие квазижизненной ситуации, которую смоделировали для решения проектной задачи.
- Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
- Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
- Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
- Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
- Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
- Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
- Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Например, в качестве сюжета задачи взято путешествие всем известной лягушки-путешественницы из произведения Всеволода Михайловича Гаршина.
Давайте выявим проблему из сказки. ПРОБЛЕМА: лягушка отправляется в путешествие – цель: собрать лягушку в путешествие.
В рамках этого сюжета мы должны составить ряд заданий для работы в группе и микро группах (парах) по предметам, которые изучают в начальной школе.
Смысловое чтение: работа с разными видами текстов. Окружающий мир: работа с информацией.
Русский язык: умение работать с текстами; умение грамотно составлять собственные тексты.
Какие приемы нам могут помочь при составлении задачи? (письмо с пропуском, зашифрованное письмо с ошибками).
Математика: проведение несложных расчётов; «чтение» таблиц; измерение/отмеривание величин.
Технология: чтение схемы; работа с бумагой, конструирование.
Окружающий мир: работа с информацией, работа с картосхемой. Математика: действия с числами.
Литература: работа с разными видами текстов; определение смысла текста, создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.
Итог решения проектной задачи. Реальный «продукт»: текст, схема, макет, график, таблица и др. Продукт решения данной проектной задачи:
1. Напиши обращение – совет своим друзьям. Объем текста должен быть не менее 3-5 предложений.
2. Или составь памятку для тех, кто отправляется в путешествие.
3. Инсценировка сказки.
И так оказалось, что составить проектную задачу легко, главное, чтобы в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексию (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагание (ставить и удерживать цели);
- планирование (составлять план своей деятельности);
- моделирование (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
- проявление инициативы при поиске способа решения задачи;
- умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Слайд 23 Принципы разработки проектных задач:
- Учитывая возраст участников, проектная задача должна иметь интересный сюжет (проблему), которую можно решить разными способами и могут решить дети. Выбор способа предъявления результата – за детьми.
- . Чем младше дети (чем менее они подготовлены), тем более четким должен быть алгоритм выполнения действий, заданный в инструкции.
- Количество заданий (действий) должно быть необходимым и достаточным для решения задачи (т.е. создания продукта).
- Проектная задача должна содержать задания разного уровня сложности, а также предлагать разные способы деятельности и активизировать разные мыслительные операции, чтобы максимально включить в работу всех участников проектной группы.
Применение проектных задач является надежным и эффективным инструментом формирования УУД младших школьников, даёт возможность повысить познавательные способности у ребят.
Таким образом, проектная задача- некий прообраз проектной деятельности. И он интересен именно тем, что даёт возможность воспитать у ребят интерес к проектной работе, развивать умения применять известные способы действий в новой ситуации. На мой взгляд, проектная задача- это более изящное явление, чем учебный проект. Введение проектных задач в учебный процесс формирует у учащихся основные навыки, необходимые для успешного проведения учебных проектов.
Остапенко Н С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Решение проектных задача в учебной деятельности младшего школьника
Действительно ли так актуальна «Технология проектной деятельности»?Учебный проект для ученика и учебный проект для учителя – это одно и то же? О чем необходимо продумать, предусмотреть и подготовить д...
Характеристика и конспект проектной задачи во внеурочной деятельности «Семейные традиции русской крестьянской семьи»
Данная проектная задача является одним из итоговых моментов по работе над проэктом "Семейные традиции русской семьи», которая велась три года и включала в себя урочную деятельность. п...
Использование проектной задачи в образовательной деятельности.
Использование проектной задачи в образовательной деятельности....
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОЕКТ «ТОРТ»
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход – вовлечение обучающихся в учебную деятельность. Он предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каж...
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...