Развитие познавательной мотивации учащихся через создание проблемной ситуации
учебно-методический материал
Развитие познавательной мотивации учащихся через создание проблемной ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_motivatsii_uchashchihsya_cherez_sozdanie_problemnoy_situatsii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной мотивации учащихся
через создание проблемной ситуации
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.
Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.
На этапе целеполагания полезно следующие приемы:
Проблемная ситуация с удивлением
Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкиваются разные мнения учеников в вопросах или практических заданиях.
Пример. Урок математики, 2 класс. Тема: порядок действий в выражении со скобками.
Учащимся предлагается выражение: 12-(5+2). Ученики выполняют вычисления и получают разные значения.
Детям задаются следующие вопросы:
- Почему получились разные значения?
-Какое действие выполняли первым? (Дети устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий).
- Какова тема и цель урока? (Порядок действий).
Проблемная ситуация с затруднением
Её смысл состоит в том, чтобы дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.
Пример. Урок математики, 2 класс. Тема: конкретный смысл умножения.
Детям предлагается решить задачу:
«В коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? Учащиеся находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 6+6+6+6=24. Далее предлагается ответить на вопрос: сколько карандашей будет, если каждому из 32 учеников нашего класса купить по одной коробке карандашей? Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Учитель задает вопрос:
- Значит, что мы должны сегодня открыть? (Короткий способ записи)
В своих уроках активно применяю такой метод постановки учебной проблемы, как
подводящий проблемный диалог.
Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом подводят ученика к определению темы урока.
Пример. Урок русского языка. 1 класс. Тема: Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
На доске записаны имена существительные, имена прилагательные и глаголы: ветер, дует, моросит, перелетные, дождик, холодный, птицы, осенний, улетают. Учащиеся группируют слова в три столбика. Далее детям предлагается задать вопросы к словам каждого столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Таким образом, выстроенная цепочка вопросов подводит детей к определению новой темы.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
К учебной проблеме целесообразно идти через проблемную ситуацию. Но не всегда учителю удается ее создать. Тогда возможно подвести к теме урока от пройденного материала. А если начинается изучение совершенно нового раздела? Что должен сделать учитель: сообщить тему в готовом виде? В ряде случаев так и делают. Однако не секрет, что объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается традиционный урок.
Где же выход? Для этого существуют специальный мотивирующий прием, условно называемый «яркое пятно».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, то есть любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание учеников, но связанный с темой урока.
Приведу пример использования в работе приема «яркое пятно».
Пример. Русский язык. 1 класс. Тема: согласные звуки [л], [л']. Буква Лл.
- Послушайте стихотворения. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.
-Какие звуки чаще встречаются в этом стихотворении?
-Какая тема сегодняшнего урока? (Согласные звуки [л], [л']).
Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать работу детей, чтобы дети сами дошли до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....
Развитие познавательной деятельности учащихся путем применения проблемного метода обучения.
В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, ...
«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»
Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...
Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса
Отчет по самообразованию на тему: "Влияние парной работы на развитие познавательной мотивации учащихся 1 класса"...
Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.
Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, п...