Технология педагогических мастерских на уроках ОРКСЭ
материал
Мастер-класс "Технология педагогических мачтерчких на уроках ОРКСЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih_na_urokah_orkse_master-klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г.Бирюсинска
Технология педагогических мастерских на уроках ОРКСЭ
(мастер-класс)
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №10 г.Бирюсинска
Малинина Ольга Владимировна
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Одной из технологий, способных реализовать данную цель является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
«Французская мастерская» - это нестандартная организация учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту учителя и образовательному – ученика, дарит радость сотворчества.
Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Активное восприятие учащимися учебного материала;
-творческое осмысление учебного материала;
-саморазвитие ученика;
-повышение интереса к процессу обучения;
-развитие креативности;
-повышения уровня грамотности;
-повышение навыков аргументированного разговора и письма;
-развитие социальной компетенции.
Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:
Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.
Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Шестой этап – разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Предлагаю несколько вариантов 1 этапа педагогических мастерских по некоторым темам «Светской этики». («Основы светской этики», учебник для 4 класса// А.И. Шемшурина.- М.: Просвещение, 2014г.)
Тема «Нравственный поступок»
Рассмотрите иллюстрацию. Опишите словами изображенную здесь ситуацию.
А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой. Расскажите о своих впечатлениях.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Как бы вы оценили поступок мальчиков? Почему?
Вы знаете, что лежит в основе каждого нашего поступка? А хотите узнать?
Тема «Род и семья»
Вспомни свою любимую детскую фотографию. Почему вы ее любите? Кто на ней изображен?
Возьмите фигуру на столе. (Разложены фигуры в виде дома) Что она вам напоминает?
Поселите в этот дом тех, с кем вы живете.
Какое слово, объединяющее всех ваших родных и близких, вы напишите на крыше? (семья)
Раскрасьте это слово разными цветами. Почему вы использовали эти краски?
Посмотрите на слайд (написаны слова род, фамилия, семья). Чем, по-вашему, связаны эти слова?
6 этап. Рефлексия.
Тема «Дружба»
А какими качествами друга обладаете вы? Впишите в кружочки ваши ответы.
Тема «Альтруизм и эгоизм»
К уроку учитель готовит картинки, отражающие соответствующие понятия, и лист ватмана, на котором написаны слова «альтруизм», «эгоизм». Учащиеся разбиваются на две группы: 1 группа – прикрепляет картинки, иллюстрирующие понятие «альтруизм», 2 группа – «эгоизм». Затем представитель от каждой группы комментирует свой выбор.
Предлагаю побывать на фрагменте урока ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики». Тема урока «Каждый интересен» (5 урок). Цель занятия: сформировать позицию, что интересен каждый человек, благодаря своему внутреннему миру.
Дети приходят в класс и по желанию садятся на выбранное место.
Индукция.
- Кто может объяснить, почему он выбрал именно это место? (Подвести к выводу, что мое место зависит от сидящего рядом человека)
- Чем именно интересен вам этот человек?
- Кто может сказать: мне интересен каждый?
(на доске появляются таблички «Каждый интересен», «Чем интересен?», «Почему интересен?»)
- Послушайте притчу, которая поможет найти нам ответ на эти вопросы.
(видеоролик)
Самоконструкция.
Какие чувства вызвала у вас притча? Почему? Кто нашел ответы на поставленные вопросы?
Какой вывод можем сделать? Важна не внешняя оболочка, а внутреннее содержание.
Правильно ли я вас поняла, что интересен может быть любой человек, независимо от его статуса и положения в обществе, главное, чтоб душа была!
О чем узнал Светлячок, благодаря слепому мальчику? (о дружбе)
Посмотрите на поставленные вопросы, кто сможет ответит на один из них? (Почему интересен) (хочу с ним дружить)
Какими качествами должен обладать друг? А вы?
Социоконструкция.
Чтобы ответить на эти вопросы, поработаем в группах.
1 группа - Ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать друг?
2 группа – Ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать человек, который хочет дружить?
3 группа - Ответить на вопрос: что мешает и помогает дружбе?
Дети рассаживаются за столы и работают.
Каждой группе раздается набор слов и понятий, которые необходимо сгруппировать и дать ответ на поставленные вопросы
Социализация.
Обратите внимание на то, что каждая группа работала над своей проблемой, а вывод сделали почти один и тот же. Кто еще раз озвучит его?
Правильно ли я вас поняла, что интересен может быть любой человек, независимо от его статуса и положения в обществе, от его внешнего вида, главное, чтоб он обладал определенным набором человеческих качеств! Что мы можем сказать еще об этом человеке, какой он? (Добрый, добропорядочный, справедливый)
Разрыв.
От кого зависит, интересны ли вы другим людям или нет? (от самих)
Почему так решили?
Учитель «нечаянно» рассыпает из книги осенние листья. Дети их собирают. Опишите свои ощущения, какой листок?
Кого напоминают вам листья? Почему?
Подвести к выводу, что они хрупкие, нежные, разные и похожи на нас – людей
Подарите свой листочек другу, что почувствовали?
А теперь те, у которых оказался листок, сожмите его. Что произошло? Что почувствовали? Почему? Похоже ли это на человеческие отношения?
Какие правила необходимо соблюдать в отношениях с людьми? Подвести к тому, что отвечать надо доброжелательно и только о том, чем они хороши и приятны, тогда им захочется быть еще лучше
Вспомним тему занятия, кто ее напомнит? На какие вопросы искали ответ? Как вы на них ответите? Поиграем?
Учитель объясняет правила игры.
Зеркало одноклассники. Перед ними встают по очереди все желающие и обращаются со словами:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Чем ребятам интересен?
Чем бываю им полезен?
Рефлексия.
Раздать листочки, на которых учащиеся пишут продолжения данных предложений, по желанию могут озвучить или отдать учителю. На следующем уроке обязательно об этом поговорить.
Приобретенный в творческой мастерской опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Приложения
Задание для группы 1
Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать друг:
понимающий внимательный злой красивый богатый здоровый | доброжелательный равнодушный чуткий упрямый заботливый крепкий |
Свой ответ начните так:
Мы считаем, что друг должен обладать следующими качествами: (перечислите), потому что….
Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)
Задание для группы 2
Подчеркните те характеристики, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, который хочет дружить:
понимающий внимательный злой красивый богатый здоровый | доброжелательный равнодушный чуткий упрямый заботливый крепкий |
Свой ответ начните так:
Мы считаем, что человек, который хочет дружить, должен обладать следующими качествами: (перечислите), потому что….
Такой человек нам будет (интересен, неинтересен)
Задание для группы 3
Разбейте слова на два столбика, которые, на ваш взгляд, мешают дружбе – помогают дружбе: Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ | МЕШАЕТ ДРУЖБЕ _____________________________________ ______________________________________ ______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
Свой ответ начните так: Мы считаем, что дружбе мешает…., а помогает……
Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ |
Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ | Я узнал (а)_______________________________ Я почувствовал (а)________________________ Я понял (а)_______________________________ Было интересно___________________________ Мне захотелось___________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.
Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющ...
Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.
Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...
Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».
Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...
Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»
Актуализация проекта.Сегодня, в связи с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...
Урок английского языка в технологии педагогических мастерских во втором классе.
Тема урока: Home sweet home. (Обобщающий урок по сказке The Town Mouse and the Country Mouse)Цели: Развивающий аспект: развитие способности обобщать, формулировать выводы, развитие способности о...
Использование технологии Педагогических мастерских на уроках познания мира.
Знакомство с технологией педагогических мастерских. Разработка открытых уроков по данной технологии....
Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских
Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю...