Урок литературного чтения с использованием технологии педагогических мастерских
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лещенко Наталья Владимировна

Технология Педагогических Мастерских, используемая на уроках, показала, как меняются восприятие художественной литературы у наших учеников, их взгляды на мир, способы общения. Все это помогает учителю не утратить чувство исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

с использованием технологии «Творческая мастерская»:

Тема:  К. Паустовский  «Барсучий нос».

  1. Индукция – создание эмоционального настроя.

-Ребята, сегодня я приглашаю всех в нашу мастерскую. Надеюсь, работать нам будет интересно.

- Прочитайте, пожалуйста,  девиз нашего занятия :

«Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

- Как вы понимаете значение этих слов?

-А вам когда –нибудь хотелось знать больше?

-А становилась ли интереснее ваша жизнь от того, что вы узнавали что-то новое?

-Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)  родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у бабушки с дедушкой. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву. Работал репетитором, кондуктором трамвая, рабочим на заводе. (Слайд №4)

Он много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Мещера – это обширная лесистая низменность, находится на территории Рязанской области. (Вы это видите на слайде) Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Метод ассоциаций.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «природа»?

- Посмотрите, как объясняется значение этого слова в словаре С.Ожегова

ПРИРО́ДА

1. Всё существующее во Вселенной.

2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространса). 

-Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского. А вот, какой он и как выглядит можете увидеть на экране. Вы узнали что это за зверёк?

2. Самоконструция – индивидуальное создание гипотезы.

- Откройте учебники на странице 98 и прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня будем работать.

- Можно ли по названию рассказа определить, каким будет рассказ: шуточным, серьёзным или поучительным?

3. Социоконструкция – работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и по ключевым словам определить, о чём будет рассказ?

Осень, маленький мальчик, берег озера, маленький барсук, обожженный нос.

Словарная разминка:

- В этом рассказе встретятся трудные, незнакомые  слова.

Приём «Чтение с пометками»

- У каждого из вас на столе карточки с этими словами. Прочитайте эти слова, сделайте около каждого из них пометки:

V- то, что вам знакомо и можете объяснить;

+ - новое для вас слово;

? – не понятное для вас слово.

- А теперь посмотрите, какое значение имеют эти слова:

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам

        Выдумщик – сочинитель, фантазёр

        Юркнуть – шмыгнуть, убегать

        Лязгать - производить, вызывать звонкий звук металлическими или любыми твёрдыми предметами

Оловянные - состоящие из олова (пепельно-серебристый, мягкий, легкоплавкий, легкий весом металл)

Паро́м  - плоское судно или плот для переправы через реку (озеро, пролив) людей, транспортных средств, грузов.

- Совпали ли ваши предположения с толкованием слов?

Приём «Чтение с остановками»

- Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор.

Чтение 1части -читает учитель:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени автора)

          - О каких приметах осенней природы рассказывает писатель? (Желтые листья, туманы)

          - Что с чем сравнивает Паустовский? ( Воду с чёрным дёгтем, зубы как иглы)

         - Как называется этот литературный приём? (Сравнение)

         -Почему плотва названа оловянной? (Серебристого цвета)

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре? (Отгоняли волков)

         -Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя.

Физкультминутка.

Чтение 2 части -читают ученики про себя. 

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, этот мальчик,  но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переплавлялись при свете ночной небывалой радуги.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, - кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

- Какими словами автор характеризует мальчика? (Он всё замечал и рассказывал, выдумщик)

- Человек-выдумщик – это хорошо или плохо?

- Можно ли мальчика назвать пустым выдумщиком?

- Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых….. всё замечал и рассказывал»?

- Как повели себя взрослые, когда услышали фырканье и шипение зверя?

-Почему барсук прыгнул к горячей сковородке? (Любопытный, вкусно пахло.)

Чтение 3 части - читают ученики. 

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

- Теперь  мы остановимся и закроем книги.

4. Социолизация – групповая работа.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах,  попробовать себя в роли писателей, и сочинить своё продолжение рассказа. Как же мог барсук лечить свой нос? Напишите небольшой текст не более 3-4 предложений.

5.Афиширование – представление коллективных работ, ознакомление с результатами каждой группы.

Каждая группа представляет свои работы.

6. Разрыв – участники мастерской осознают разнообразие вариантов решения проблемы. (Чтение участниками своих рассказов)

-А теперь прочитаем, как автор описывает лечение барсука. (Читает учитель)

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

- Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

- Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

-Какие чувства к зверьку вы испытали?

- Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, происходит анализ выполненной работы.

- Что же объединяет ваши творческие работы  и рассказ Паустовского?

- То есть в вашем творчестве и в рассказе Паустовского общее то, нужно быть внимательным к природе и её обитателям.

        – Какова главная мысль рассказа? (Воспитание любви к природе. Необходимо видеть эту красоту, наблюдать, понимать и беречь)

8.Домашнее задание

Составить план рассказа, передать кратко содержание понравившейся части.

         - А завершить наше занятие мне хотелось бы теми словами, которые были нашим девизом. Кто – нибудь вспомнит, какие слова Паустовского были написаны в начале урока?

«Чем больше знаешь, тем интереснее жить»

       - Поэтому, ребята, больше читайте, узнавайте много нового и интересного, любите природу,  учитесь любить и понимать её красоту!

            - Благодарю всех за участие. Наше занятие окончено!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проектной деятельности "Мир писателей и поэтов"...