Использование технологии встречных усилий на уроках для развития ключевых компетенций обучающихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Использование технологии встречных усилий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологий встречных усилий на уроках. | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Сафонова Смоленской области
Использование технологии встречных усилий на уроках
для развития ключевых компетенций обучающихся
Учитель: Зыликова Т.В.
2022 г
B современной педагогике действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ученик как субъект.
Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит - объясняет, а ученик внимательно слушает - воспринимает - воспроизводит!», постепенно и без колебаний заменяется подходом, когда «ученик сам изучает - выявляет - познает - понимает - осмысливает - применяет». Это самый продуктивный путь познания.
В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанного в технологии встречных усилий, в которой процесс освоения новых знаний основывается на взаимоподдержке обеих
сторон : учителя и ученика. Это творческо -- поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли
руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми».
Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы помогать ученикам, избегая давать конкретные указания» (М. В. Кларин). В таком случае каждый ребенок полностью выявит свои истинные возможности и реализует свои стремления.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовитель- ный, «вызов», сотворчество, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединять усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Что может способствовать этому? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным?
В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества.
Сотрудничество - это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе процесса и результатов учебной деятельности.
Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, - демократический: не запрещать, а направлять; не управлять, но соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Урок условно делится на 5 этапов: "разминка", “контрольно-подготовительный”, “вызов", "со-творчество", "рефлексия". На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, которые способны активизировать, соединять усилия учеников в процессе познания.
Начало урока, разминка.
Первый этап урока предполагает своеобразный «разогрев» учебной группы,
настрой на совместную учебную деятельность. Обязательное условие – связь с темой урока.
Некоторые педагогические приемы данного этапа.
• Интеллектуальная разминка-это “пятиминутки” для развития сообразитель-
ности. В течение нескольких минут нужно решить задачу, ответить на воп-
рос кратко, точно, с необходимым пояснением.
• Игра «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (часть речи, член предложения,
грамматический термин и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая
вопросы, на которые учитель отвечает только словами “да” или “нет”,
“и да и нет”.
- “Отсроченная отгадка” - в начале урока учитель предлагает учащимся задачу, решение которой будет раскрыто в ходе работы над новой темой,
- “Удивляй!” - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- «Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
- «Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
- Опрос по цепочке - рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
• Программируемый вопрос - ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных ( опрос проводится устно).
Постановка учебной цели, создание ситуации “вызова”.
На этом этапе работы учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.
- «Цель и цели» - учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности.
- «Знаю - не знаю» - каждый учащийся определяет, что он уже знает но теме, чего не знает, что хочет узнать.
- «Вопрос к тексту» - перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Сотворчество.
Предполагает соединение воедино усилий всех участников учебного процесса.
Предлагаемые приемы:
- «Театрализация» - разыгрывается сценка на учебную тему.
- Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.
- Фантастическая добавка - учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
- Деловая игра - моделирует реальную производственную, научную «взрослую» деятельность и может воплощаться на уроке в самых неожиданных вариантах.
- Проблемный диалог – предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Учитель выполняет роль помощника.
Этап "сотворчество" - самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока, чтобы потом всю информацию по проблеме собрать в совокупное знание. Я не управляю, а только организовываю, координирую деятельность учащихся и только в конце урока могу подвести итоги. Главное - гибкое конструирование информации, учебного материала, что способствует развитию таких качеств во взаимоотношениях, как соучастие, сопереживание, соуправление, сотворчество.
Рефлексивный этап урока - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока, оценки индивидуальные. Как можно увидеть эти результаты? В чем они могут проявиться?
Предлагаемые приемы.
- Опрос-итог - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.
- Отсроченная отгадка - необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .
Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий: I -ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера.
Учебная дискуссия важна, так как формирует навыки сотрудничества, благотворно влияет на самоощущение, самооценки особенно застенчивых ребят. От работы в паре, триаде легче перейти к другим нестандартным формам учебной работы. Это уроки-конференции, уроки типа КВН, учебные встречи и др.
Обучение и общение... Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!
Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
Технология встречных усилий – технология сотрудничества
Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного…Е.Н. Ильин...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций обучающихся».
Аналитический отчет за 2010-2015 учебный год...
Педагогические приёмы технологии встречных усилий
Педагогические приёмы технологии встречных усилий...
Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе
Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...
Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "
Формирование ключевых компетенций младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....