Что дает рефлексия? Практические приемы рефлексии.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье рассматриваются методы и приемы рефлексии. Дана наглядная таблица видов рефлексии, с этапами урока актуальными для применения того или иного приема. По ссылке можно скачать полный банк методических приемов рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_daet_refleksiya.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Что дает рефлексия?
Практические приемы рефлексии
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Некий самоанализ.
Для чего нужна рефлексия?
Мы должны стремиться к тому, чтоб на уроке ребенок понимал:
-ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем (функциональная грамотность);
-какая цель должна быть достигнута именно на этом уроке;
-какой вклад в общее дело он может внести;
-может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
И если он это понимает, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Рефлексия как раз и учит детей пониманию и самоанализу.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии на уроке. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
Классификация рефлексии:
По цели проведения: Ц | ||
Механическая - М | Эмоциональная - Э | Освоение материала - О |
По виду деятельности: Д | ||
Символическая - С | Устная - У | Письменная - П |
По форме проведения: Ф | ||
Коллективная - К | Групповая - Г | Индивидуальная - И |
- По цели проведения:
- Механическая/Физическая (успел – не успел).
Для быстрой проверки всего класса, в ходе работы над каким-либо заданием. Когда дети дописывают задание и ставят руку на локоть, показывают сигналы в технике «Светофор» и т.д.
- Эмоциональная (сенсорная) (самочувствие: комфортно - дискомфортно).
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
- Степень освоения содержания материала или интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
- По виду деятельности: символическая, устная и письменная.
- Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
- Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
- Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
- По форме деятельности:
- коллективная,
- групповая,
- фронтальная/индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой, к индивидуальной.
Для просмотра БАНКА РЕФЛЕКСИИ пройдите по ссылке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....
Приемы рефлексии на уроках
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие яв...
«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...
Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке"
Ввыступлении описаны основные приемы ивиды рефлексии....
Приемы рефлексии в начальной школе
Приемы рефлексии в начальной школе...