Приемы рефлексии на уроках
учебно-методический материал по математике по теме

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

     Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

     Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Музафарова К.М.

«Приёмы рефлексии учащихся

         на уроках в начальной школе»        

Слайд 1

Я  выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (слайд 2).

     1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

        2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                                                        (из ФГОС)

И по мнению педагогов (слайд 3).

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания,  рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

слайд 4

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .  А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние (щелчок).

        

   Слайд 5           Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

              А что же такое рефлексия?

 Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. щелчок

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов  щелчок

                  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния      слайд 6

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

Что можно применять?

слайд 7

  Это: карточки с изображением лица – смайлики;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

слайд 8     «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

                                       

слайд 9    «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

 

   слайд 10   «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Изобрази радость, горе, обиду .

  1. рефлексия деятельности      слайд 11

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:

                            слайд 12

 - Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :

слайд 13

Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.

- Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»

После анализа корректируем его оценку (красным цветом).

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

Какие варианты?

слайд 14: «лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  - мне всё удалось;

           

                       

 

слайд 15

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

слайд 16

«сказочное дерево» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке:

плод, цветок и листочек

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

Цветочек – было трудно, но я понял

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

Вариантов много

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы

Слайд 17

В форме заочного, виртуального путешествия на уроках можно использовать  такой вид рефлексии:

ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)

        Картинки  в течении всего урока:  слайд 18

начало урока (после АОЗ) – ракета – я уверен в себе и готов к путешествию

самолёт – я хочу отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

машина – мне тревожно, я не хочу

щелчок     физкультминутка – пилоты самолёта (закрепляем направления)

щелчок     в конце урока – возвращение из путешествия

     

  Слайд 19

   В письменных работах  можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  или  щелчок  рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

   

      Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» Слайд 20  1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль,  закрасил кружок выбранным цветом

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

Слайд 21   Вот такие цветограммы  можно применять на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

•        рефлексия содержания учебного материала        слайд  22

     слайд 23      «цветочная  поляна» - цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.

К концу урока появляется  цветочная поляна. Детям предлагается поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше  всего на уроке.

       Слайд  24            эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

     

   слайд  25        Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

слайд  26  Подведём итог: исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

слайд 27  Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей.

Спасибо всем за внимание.

Литература:

Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.

А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке"

Ввыступлении описаны основные приемы ивиды рефлексии....

Приемы рефлексии на уроках музыки

Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешн...

приемы рефлексии на уроке

Приемы рефлексии на уроке 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...