Интеллектуально-развивающая игра для обучающихся 1 -4 классов "Финансовая академия наук"
методическая разработка

Коренная Альбина Валерьевна

  В рамках уроков математики в начальной школе, а также реализации программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» эффективной формой промежуточного или текущего контроля является интеллектуально-развивающая игра  «Финансовая академия наук». Младшим школьникам необходимо не просто выполнить предлагаемые задания, а изучить предварительно термины и понятия, которые будут использованы в текстах заданий, изучить исторические факты о деньгах, услугах, товарах.

Чтобы почувствовать всю серьёзность заданий, интеллектуальная игра называется не игрой, а заседанием учёного совета финансовой академии наук.В  течение года проходит 3 заседания финансовой академии наук, один раз в триместр, как форма текущего или  промежуточного контроля. Задания каждой последующей игры усложняются, как и усложняется программный материал предмета математики. За четыре года начальной школы проходит 12 заседаний ученого совета. Код каждого заседания состоит из двух чисел – класс и номер заседания. Например, 1 класс – 1.1.          1.2.         1.3.    Каждая игра рассчитана на 40 минут.   Содержательные линии каждой игры:

  1. Товары и деньги
  2. Монеты и купюры
  3. Платные услуги
  4. Семейный бюджет
  5. Народная мудрость

  После каждого заседания определяются победители - научные сотрудники, участники, набравшие больше всего баллов по результатам игры. В основу определения победителей взята российская система должностей относительно профессионально- квалификационных уровней.

1 место – доктор финансовых наук

2 место – кандидат финансовых наук

3 место – старший научный сотрудник

4 место – научный сотрудник

5 место – младший научный сотрудник

Каждый методический комплект включает: сценарий игры с заданиями, бланки ответов учащихся, ключи и критерии оценивания, наградной материал, демонстрационная презентация. Подробнее в папке - https://disk.yandex.ru/d/qkgQQUS7ceqUWQ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методическая разработка29.54 КБ
Файл 1 класс571.79 КБ
Файл 2 класс836.23 КБ
Файл 3 класс849.28 КБ
Файл 4 класс1.17 МБ

Предварительный просмотр:

бюджетное образовательное учреждение г. Омска

 «Средняя общеобразовательная школа № 24»

Интеллектуально-развивающая игра «Финансовая академия наук»

учебно-методическая разработка

Автор: Коренная Альбина Валерьевна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24»

  1. Введение

Нужны ли карманные деньги младшим школьникам? Можно ли давать ребёнку деньги? Эти вопросы в условиях современности не столь актуальны, когда банки официально уже открывают пластиковые карты детям от 6 лет в виде дополнительной банковской карты привязанной к счёту родителей.  Сегодня родителей волнует то, как научить ребёнка правильно распоряжаться имеющимися финансами, планировать доходы и расходы, накапливать нужную сумму, определять сомнительные мошеннические операции.

Финансовая грамотность необходима каждому из нас, чтобы ориентироваться в постоянно развивающихся предложениях различных кампаний, предприятий, магазинов, чтобы правильно противостоять финансовому обману. Этому способствует и стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утверждённая правительством на период с 2017 по 2023 год.

Основными учителями финансовой грамотности школьников в основном выступают родители, так как в школах, к сожалению, пока не везде ведутся уроки финансовой грамотности. В учебниках, рабочих тетрадях начальной школы содержится немного заданий связанных с денежным расчетом, с определением рациональной покупки. Ещё меньше представлены термины, понятия финансового образования.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или «вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров?

Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».

  1. Пояснительная записка

В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» эффективной формой промежуточного или текущего контроля является интеллектуально-развивающая игра  «Финансовая академия наук». Младшим школьникам необходимо не просто выполнить предлагаемые задания, а изучить предварительно термины и понятия, которые будут использованы в текстах заданий, изучить исторические факты о деньгах, услугах, товарах.

Чтобы почувствовать всю серьёзность заданий, интеллектуальная игра называется не игрой, а заседанием учёного совета финансовой академии наук.

Цель – развитие экономического образа мышления, формирование опыта применения знаний в решении элементарных вопросов в области финансов.

Участие младших школьников в серии интеллектуально-развивающих игр «Финансовая академия наук» даёт возможность:

- формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

- развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;

- формировать бережливость, экономность, трудолюбие;

- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

  1. Место интеллектуально-развивающей игры «Финансовая академия наук» в учебном плане

В  течение года проходит 3 заседания финансовой академии наук, один раз в триместр, как форма текущего или  промежуточного контроля. Задания каждой последующей игры усложняются, как и усложняется программный материал курса внеурочной деятельности. За четыре года начальной школы проходит 12 заседаний ученого совета. Код каждого заседания состоит из двух чисел – класс и номер заседания. Например, 1 класс – 1.1.          1.2.         1.3.      

  1. Ценностные ориентиры интеллектуально-развивающей игры «Финансовая академия наук»

Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности в начальной школе:

- Применять математику для решения практических задач в повседневной жизни в сфере личных и семейных финансов;

- Оценивать практические ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения жизненных проблем, в том числе в вопросах личных и семейных финансов.

-Осознание прав и ответственности человека как члена общества и участника финансовых отношений;

- Осознание ценности деятельности в жизни основного источника получения дохода;

- Ответственное потребление и отношение к результатам труда и деньгам.

- Первоначальные представления о человеке, как члене общества, в том числе участника финансовых отношений;

Метапредметные результаты:

- Устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие);

- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка);

- Выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

- Понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять ориентироваться в изменяющейся действительности;

- Сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, наблюдениях.

- Предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях;

- Оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

- Использовать при решении задач единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), стоимости (копейка, рубль) и др.;

 - Сравнивать величины стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;

- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно - двух шаговые логические рассуждения и делать выводы;

- Знать и использовать в практических ситуациях (покупка товара, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира, в предметах повседневной жизни (например, ценник, этикетка).

- Выполнять прикидку результата,  осуществлять проверку полученного;

- Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки и т. п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки;

- Использовать формализованные последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических ситуациях; дополнять алгоритм упорядочивать шаги алгоритма.

- Оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту;

- Ориентироваться в правилах безопасного поведения в Интернете;

- Различать расходы и доходы семейного бюджета;

- Использовать различные источники информации об обществе, финансах для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

- Безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;

- Ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

Условия проведения интеллектуально-развивающей игры «Финансовая академия наук»

5.1    Участники игры – это обучающиеся одного класса или параллели.

5.2    Каждая игра рассчитана на 40 минут: инструктаж по работе с бланком ответов – 5 минут, прочитывание заданий учителем – 15 минут, время на решение и заполнение бланков – 20 минут.

  1.    Содержательные линии каждой игры:
  1. Товары и деньги
  2. Монеты и купюры
  3. Платные услуги
  4. Семейный бюджет
  5. Народная мудрость
  1.   Задания представлены посредством презентации Power Point. Каждое на отдельном слайде. Задание и предисловие (понятия, термины) к ним, если они имеются, представляет учитель.
  2.  Время на выполнение каждого задания - 4 минуты
  3.  Решение и ответы участники игры вносят на специально разработанный для каждой игры бланк.
  4.  Максимальное количество баллов за пять выполненных заданий одной игры составляет 20 баллов.        
  5.  После каждого заседания определяются победители - научные сотрудники, участники, набравшие больше всего баллов по результатам игры. В основу определения победителей взята российская система должностей относительно профессионально- квалификационных уровней.

1 место – доктор финансовых наук

2 место – кандидат финансовых наук

3 место – старший научный сотрудник

4 место – научный сотрудник

5 место – младший научный сотрудник

Свидетельства победители получают после каждой игры на следующем занятии в специально созданной торжественной обстановке. А дипломы с присвоением научной должности вручаются в конце года, на последней занятии внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Определяющим факторами является количество свидетельств и званий заработанных за год.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Код игры

Количество часов

1

1.1.

1

2

1.2.

1

3

1.3.

1

2 класс

4

2.1.

1

5

2.2.

1

6

2.3.

1

3 класс

7

3.1.

1

8

3.2.

1

9

3.3.

1

4 класс

10

4.1.

1

11

4.2.

1

12

4.3.

1

Методическая разработка для каждой  интеллектуально-развивающей игры  «Финансовая академия наук» включает:

  1.  Сценарий игры (Word)
  2. Бланк ответа учащихся (Word)
  3. Ключ и оценивание (Word)
  4. Сертификат промежуточных игр (Pdf)
  5. Диплом по итогу игр (Pdf)
  6. Презентация (Power Point)



Предварительный просмотр:

Финансовая академия наук

Игра 1.1

  1. Товары и деньги

Деньги существовали не всегда. Раньше в роли денег выступали различные товары: украшения, шкуры ценных животных, рыба, соль, табак. Покупкой в это время называли обмен товарами, которые пользовались спросом на тот момент. К примеру, чтобы купить 1 мешок соли, надо отдать за него 3 кроликов. Или за горшочек мёда заплатить 2 десятками яиц.

Задание: сколько стоит мишка? Запиши в бланк решение и ответ.

  1. Монеты и купюры

Деньги – общепринятое средство обмена для покупки и продажи товаров и услуг в современное время. Обычно они имеют форму валюты, выпускаемой банком соответствующей страны. Рассмотри внимательно изображения денежных купюр разных стран мира.

Задание: определи только денежные купюры России. Запиши в бланк номера денежных купюр России.

           1 https://wozap.ru/uploads/posts/2014-08/14089582284343.jpeg   

2

http://3.bp.blogspot.com/-PgzG7nIWM0I/UDfNXKQJDJI/AAAAAAAAAx8/IIL2I2_RU-U/s1600/RM100+9th+V2+(b).jpg

3

https://www.syl.ru/misc/i/ai/388375/2544547.jpg

4

https://i1.wp.com/2000rubley.ru/wp-content/uploads/2018/02/poddelka-1.png

5

https://kremnica.ru/images/detailed/13/2002_2002_001.jpg

6

https://forum.raritetus.ru/uploads/monthly_2018_02/IMG_0451.JPG.344cf25b89f999929f169aefce2987cc.JPG

  1. Платные услуги

Имея деньги можно получить не только какой-то товар, но и услугу. В этом случае услуга будет называться платной. Например, медицинская услуга, когда вы обращаетесь в медицинский центр к массажисту, стоматологу. Бытовая услуга – стрижка в парикмахерской или ремонт автомобиля на станции обслуживания. Образовательная услуга – уроки плавания в бассейне.

Задание: во времена царя Ивана Грозного на Руси за 3 копейки мастер мог подточить топор, а за 2 копейки клещи. Какую услугу по заточке может получить крестьянин без сдачи, имея 10 копеек. Выбери номер правильного ответа и запиши в бланк.

  1. 3 топора и 1 клещи
  2. 2 топора и 2 клещей
  3. 1 топор и 3 клещей
  4. 2 топора и 1 клещи

  1. Семейный бюджет

Рассмотрим несколько важных понятий.

Семейный бюджет – доходы и расходы семьи за какой-то период времени, чаще всего за месяц.

Доход – деньги, которые получает семья. Это может быть заработная плата от какого-то предприятия, где трудятся члены семьи, а может быть пенсия или пособие от государства.

Расход – деньги потраченные членами семьи за определённый период времени, чаще всего за месяц.

Премия – деньги полученные помимо заработной платы как вознаграждение за дополнительный труд.

Задание: папа получил премию 5 тысяч рублей, а мама на 2 тысячи меньше. На сколько тысяч рублей увеличился бюджет семьи в этот месяц? Хватит ли премии мамы и папы на покупку самоката, который стоит 9 тысяч рублей? Можно ли на полученную премию мамы и папы за этот месяц купить два билета в цирк по 3 тысячи рублей? Ответы на эти вопросы запиши в таблицу бланка.

  1. Пословицы и поговорки о деньгах

Со времен возникновения денег, люди выражали свое отношение к ним краткими словесными изречениями – пословицами и поговорками.  Пословицы о деньгах содержат глубокий смысл и чему-то нас учат. Например, «Шевелись, чтобы деньги велись», эта пословица говорит нам, что у того, кто не работает – денег нет. Для того, чтобы деньги появились, нужно трудиться.

Задание: «Без копейки нет рубля». Выбери из предложенных вариантов правильное объяснение пословицы.

  1. Рубль состоит из ста копеек
  2. Если у тебя нет копеек, то значит, нет и рубля, ведь рубль состоит из копеек
  3. Нужно беречь даже мелкие деньги, иначе не накопишь большую сумму
  4. Копейки – это мелкие деньги, а рубли – крупные деньги

Бланк ответов учащихся 1.1.

Ф.И

1

Сколько стоит Мишутка? Запиши решение и ответ.

2

Запиши, под какими номерами денежные купюры России.

3

Запиши номер ответа, какую услугу получит крестьянин без сдачи на 10 копеек?

4

  • На сколько увеличился бюджет семьи?
  • Хватит ли премии родителей на покупку самоката за 9 тысяч рублей?
  • Можно ли купить на премию родителей два билета в цирк по 3 тысячи рублей?

5

Запиши номер правильного объяснения пословицы

Ключ и оценивание 1.1.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

10-4=6 жетонов

4

2

1,4,6

3

3

2

3

4

  • на 8 тысяч
  • не хватит
  • можно

2

2

2

5

3

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 1.2.

  1. Товары и деньги

Первоклассник Миша и второклассник Ваня нашли в дедушкином гараже машину времени и отправились на остров, где обитает племя «Тюмба-юмба». Мальчики проголодались и решили купить у местных жителей еду. На рынке продавались только фрукты. Ребята предложили торговцам монеты, но торговцы отказались их принимать и указали мальчикам на схему. Мальчики быстро сообразили, что в качестве денег обитатели племени используют ракушки.

Сколько ребятам необходимо отдать ракушек  за покупку – вишни, яблока и бананов? Обоснуй свой ответ вычислением и запиши решение и ответ в бланк.

  1. Монеты и купюры

На слайде представлены монеты разных стран мира, рядом указаны страны. Какой стране принадлежит каждая монета? Соотнеси название страны и номер монеты и заполни соответствующую таблицу в бланке ответов.

           1    

https://filtorg.ru/images/detailed/64/1998-mr.jpg

2

https://cdn.monetnik.ru/storage/market-lot/26/84/170026/567464_big.jpg

3

4

https://coinsbolhov.ru/upload/thumbs/cache/i9/ia/9a73c4dd8d84ffadb491c4e5f92c55dc.jpg

КИТАЙ

КАЗАХСТАН

РОССИЯ

АМЕРИКА

  1. Платные услуги

На Руси грош равнялся 2 копейкам, а алтын – 3 копейкам. За весеннюю обработку поля пахарю нужно было заплатить 14 копеек. Как крестьянин мог рассчитаться с пахарем, имея алтыны и гроши ?  Выбери верные варианты ответов и запиши соответствующие буквы в бланк ответов.

А) 2 гроша и 3 алтына

Б) 4 гроша и 2 алтына

В) 1 грош и 4 алтына

Г) 3 гроша и 2 алтына

Д) 3 гроша и 3 алтына

  1. Семейный бюджет

Рассмотрим несколько важных понятий прежде чем приступим к заданию категории «Семейный бюджет».

Банковская карта – пластиковая карта, которая позволяет распоряжаться средствами (деньгами), которые имеются на банковском счёте человека. Расплачиваться за товары и услуги, переводить деньги можно по бесконтактной технологии, в том числе и через Интернет.

Наличные деньги – бумажные купюры и металлические монеты для расчёта за товары и услуги

Безналичные деньги – денежные средства, которые находятся на банковском счёте и используются для перевода или  расчёта за товары и услуги.

Мама в течение недели расплачивалась 9 раз безналичными деньгами (банковской картой) потратив 7 тысяч рублей и 8 раз наличными деньгами на 12 тысяч рублей. Запиши ответы на вопросы в бланк.

  • Какими деньгами чаще расплачивалась мама в течение недели?
  • Сколько всего денег за неделю потратила мама?
  • Сколько безналичных денег осталось у мамы, если на банковской карте в начале недели у неё было 20 тысяч рублей?
  1. Народная мудрость

Прочитай пословицы о деньгах, выбери только те, в которые говорится о бережливости денег. Запиши номера выбранных пословиц в бланк ответов.

  1. Собирай монеты медные – пригодятся в дни бедные
  2. Имеешь товар, значит будут и деньги

3) Каков работник, такова ему и плата

4) Из грошей рубли вырастают

5) Кота в мешке покупать нельзя

Бланк ответов учащихся 1.2.

Ф.И

 1

Сколько ребятам необходимо отдать ракушек  за покупку? Обоснуй свой ответ вычислением и запиши решение и ответ

2

Какой стране принадлежит каждая монета? Соотнеси название страны и номер монеты и заполни таблицу

1

2

3

4

3

Как крестьянин мог рассчитаться с пахарем, имея алтыны и гроши ?  Выбери верные варианты ответов

4

  • Какими деньгами чаще расплачивалась мама в течение недели?
  • Сколько всего денег за неделю потратила мама?
  • Сколько безналичных денег осталось у мамы, если на банковской карте в начале недели у неё было 20 тысяч рублей?

______________________

5

Выбери те пословицы, в которые говорится о бережливости денег. Запиши номера выбранных пословиц.

Ключ и оценивание 1.2.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

12 ракушек

6+6+6=18

6+4+4=14

4-2=2

2+6+4=12

4

2

  1. Россия
  2. Америка
  3. Казахстан
  4. Китай

3

3

А,В

3

4

  • безналичными
  • 19 тысяч рублей
  • 13 тысяч рублей

2

2

2

5

1,4

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 1.3.

  1. Товары и деньги

Чтобы посетить индийский зоопарк Бхилаи, необходимо купить на входе специальные жетоны, которые на территории зоопарка можно обменять на корм для животных. Больше всего спросом пользуются фрукты. Ими посетители кормят обезьян, игуан, жирафов. Сколько жетонов необходимо отдать, учитывая данную схему, чтобы получить яблоко, виноград и банан? Запиши решение и ответ

  1. Монеты и купюры

Поставь вместо звездочек знаки сравнения. Запиши получившиеся неравенства

  1. Платные услуги

В киоске «Праздничный мир» шарик стоит 7 рублей. Если его накачать воздухом, нужно доплатить 2 рубля, а чтобы накачать гелием – 5 рублей. Какую услугу можно получить в этом киоске на 30 рублей? Выбери букву верного ответа и запиши решение.

а) 3 шара воздухом

б) 2 шара гелием

в) 1 шар воздухом и 1 шар гелием

г) 2 шара воздухом и 1 шар гелием

д) 2 шара воздухом

  1. Семейный бюджет

Первокласснику Стёпе родители завели банковскую карту. У него на счету было 600 рублей, в столовой Стёпа потратил 100 рублей. Вдруг ему на телефон пришло СМС - сообщение «Пришли на номер 89995588844 в течение 10 минут 200 рублей и эта сумма тебе удвоится». СМС – сообщение оказалось мошенничеством. Сколько денег останется на счету Стёпы, если он отправит указанную сумму? Сколько если не отправит?

  1. Народная мудрость

Выбери букву с верным ответом.

Как говорят о больших деньгах?

а) мыши не грызут

б) куры не клюют

в) волки не дерут

г) глаза не смотрят

На что обычно откладывают деньги предусмотрительные люди?

а) на полярную ночь

б) на золотой век

в) на високосный год

г) на чёрный день

 Бланк ответов учащихся 1.3.

Ф.И.

1.

Сколько жетонов необходимо отдать, учитывая данную схему, чтобы получить яблоко, виноград и банан? Запиши решение и ответ

2.

Сравни денежные суммы, представленные монетами. Запиши получившиеся неравенства

3.

Какую услугу можно получить в этом киоске на 30 рублей? Выбери букву верного ответа и запиши решение.

4.

Сколько денег останется на счету Стёпы, если он отправит указанную сумму?

Сколько если не отправит?

5.

Выбери букву с верным ответом.

1______________

2______________

Ключ и оценивание 1.3.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

21 жетон

  1. – за яблоко

5+7=12 – за виноград

7=1+6 , 6 – за 3 банана

2 – за 1 банан

7+12+2=21 жетон

4

2

8 р 60 коп < 10 р

5 р < 18 р

2

3

Г

4

4

600-100-200=100 рублей

600-100=500 рублей

3

3

5

Б

Г

2

2

C:\Users\User\Pictures\Сертификат 3 Фин Академия.jpg                       C:\Users\User\Pictures\Сертификат 3 Фин Академия.jpg

C:\Users\User\Pictures\диплом для финансов.jpg



Предварительный просмотр:

Финансовая академия наук

Игра 2.1

  1. Товары и деньги

Крош решил разводить цветы, но в его саду были только фрукты, а в огороде – овощи. Нюша обещала помочь Крошу, дать семена для будущих клумб, но в обмен на фрукты. Сколько семян цветов получит Крош за каждые яблоко, грушу, апельсин и персик?

  1. Монеты и купюры

Соотнесите страны и названия денежных купюр

Страна

Валюта

Латвия

Юань

Германия

Лат

Украина

Доллар

США

Евро

Китай

Гривна

  1. Платные услуги

Борису каждую неделю на карманные расходы родители дают 100 рублей. Из них 30 рублей он сразу откладывает в копилку. Какую вещь через месяц (1 месяц = 4 недели)  сможет купить Борис на собранные деньги? Укажи букву правильного ответа и запиши вычисления.

а) Робот за 150 рублей

б) Брелок за 125 рублей

в) Наклейку за 110 рублей

г) Ластик за 130 рублей

д) Блокнот за 200 рублей

  1. Семейный бюджет

В семье Колосовых три дочери. Мама планирует купить на распродаже заколки для волос дочерям. В магазине «Алёнушка» проводится акция: «Две заколки по 45 рублей, третья - в подарок!». В магазине «Принцесса» предлагают по акции: «Каждому, купившему одну заколку за 40 рублей, вторую и третью - за полцены!». А в магазине «Фантазия» все заколки по 35 рублей. В каком магазине выгоднее сделать покупку? Сколько при этом затратит мама денег на покупку трёх заколок?

  1. Народная мудрость

Вставь в стихотворные загадки недостающие слова-отгадки:

  1. И врачу, и акробату,

Выдают за труд …

2. За сметану, хлеб и сыр,

    В кассе чек пробьет …

3. Из какого аппарата

    Выдается нам зарплата?

4. Как ребёнка нет без мамы,

    Так продаж нет без …

Бланк ответов учащихся 2.1.

Ф.И

1

Сколько семян цветов получит Крош за каждые яблоко, грушу, апельсин и персик?

2

Соотнесите страны и названия денежных купюр    

Латвия –

Германия –

Украина –

США –

Китай -

3

Запиши букву ответа, какую вещь сможет через месяц купить Борис на собранные деньги? Запиши вычисления.

4

В каком магазине выгоднее сделать покупку?

Сколько при этом затратит мама денег на покупку трёх заколок?

5

Запиши недостающие слова-отгадки:

1

2

3

4

Ключ и оценивание 2.1.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

Груша

Апельсин

10с

Персик

Яблоко

4

2

Латвия – лат

Германия – евро

Украина – гривна

США – доллар

Китай - юань

3

3

в) наклейку за 110р

30•4=120 (р) – накопит Борис

120-110=10 (р) - останется

3

4

магазин «Принцесса»

 80р

3

3

5

  1. зарплату
  2. кассир
  3. банкомат
  4. рекламы.

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 2.2.

  1. Товары и деньги

В одном из африканских племён установили необычный банкомат, который выдавал яблоки, бананы и кокосы в обмен на морские звёзды. Сколько морских звёзд необходимо отдать за каждое яблоко, за бананы и за кокос? Обоснуй свой ответ вычислением.

  1. Монеты и купюры
  1. Монета круглая, а банкнота…..
  2. Банкнота бумажная, а монета ….
  3. Монета звенит, а банкнота….
  4. Монета металлическая, а банкнота…

Запиши слова-отгадки в бланк ответа по-порядку

  1. Платные услуги

В одном из древнейших племён жители рассчитывались ячменём. Самой мелкой разменной единицей являлся шекель. Что мог купить житель этого племени из предложенного списка, имея 3 шекеля? Будет ли при этом сдача? Вычисли.

а) Лопата – 100 ячменных зёрен

б) Рыболовная сеть – 94 ячменных зерна

в) Котёл  – 70 ячменных зёрен

г) Копьё – 73 ячменных зерна

д) Гамак – 76 ячменных зёрен

  1. Семейный бюджет

У Бориса было 100 рублей. Он купил блокнот за 25 рублей, две тетради по 7 рублей каждая, три ручки по 11 рублей и два карандаша по 8 рублей. Сколько денег потратил Борис на все покупки? Сможет ли он купить точилку за 21 рубль? Обоснуй свой ответ вычислением.

  1. Народная мудрость

Отгадай загадки. Ответы запиши в бланк по порядку.

  1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки

  1.  Кто товары покупает,
    Деньги продавцу вручает?
  2. Дядя Коля — нумизмат.
    Значит, каждый экспонат,
    Я скажу вам по секрету,
    Называется…
  3. На товаре быть должна,

Обязательна …

Бланк ответов учащихся 2.2.

Ф.И

 1

Сколько морских звёзд необходимо отдать за каждое яблоко, за бананы и за кокос?

Обоснуй свой ответ вычислением и запиши решение и ответ

2

Запиши слова-отгадки в бланк ответа по-порядку

1

2

3

4

3

Что мог купить житель этого племени из предложенного списка, имея 3 шекеля?

Будет ли при этом сдача? Вычисли.

4

Сколько денег потратил Борис на все покупки?

Сможет ли он купить точилку за 21 рубль? Обоснуй свой ответ вычислением.

5

Отгадай загадки. Ответы запиши в бланк по порядку.

1        

2        

3        

4        

Ключ и оценивание 2.2.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

Яблоко        15

Бананы        4

Кокос         18

4

2

  1. прямоугольная
  2. железная/медная/металлическая
  3. шуршит/шелестит
  4. бумажная

3

3

Г) копьё, сдача 2 ячменных зерна

3

4

Борис потратил 88 рублей.

На точилку не хватит. Сдача 12 рублей, нужно ещё.

3

3

5

Супермаркет, покупатель, монета, цена.

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 2.3.

  1. Товары и деньги

Миша решил поучаствовать в акции торгового центра по обмену бонусных жетонов на брелоки. Лиса, единорог и дракон – это самые популярные брелоки. Вычисли, сколько жетонов отдал Миша при последнем обмене.

https://i.pinimg.com/originals/d3/a3/54/d3a3546f036b829f1863ad8c059313b3.png

  1. Монеты и купюры

https://cloud.prezentacii.org/19/05/45453/images/screen8.jpg

Запиши в бланк ответа

  1. Платные услуги

Каждый месяц семья Романовых оплачивает жилищно-коммунальные услуги. К ним относится и потребление воды. Тариф за каждый куб воды составляет 23 рубля. Посмотри на начальные и конечные показания счётчиков с января по май и определи, в каком месяце семья экономнее всего использовала воду? Какую сумму при этом заплатила?

а

Январь

00017 – 00021

б

Февраль

00021 – 00026

в

Март

00026 – 00032

г

Апрель

00032 – 00035

д

Май

00035 - 00042

  1. Семейный бюджет

Тариф абонентской платы за сотовую связь Наташи составляет 420 руб. в месяц. Неожиданно на её телефонном счёте закончились деньги, она сообщила об этом маме. Мама воспользовалась личным кабинетом на сайте мобильного оператора и увидела, что деньги снимаются за дополнительные платные услуги, к которым нечаянно подключилась дочь: «погода» стоимостью 15 руб. за 2 суток, «гудок» – 17 руб. в сутки, «развлечения» – 30

руб. в сутки и «обновление», когда каждые третьи сутки списывалось со счёта 40 рублей. Сколько рублей переплатила девочка, если она была подключена к данным ненужным услугам 4 суток?

  1. Народная мудрость

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? 

В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень,
Все налоги целый день. 

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. 

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…

Бланк ответов учащихся 2.3.

Ф.И

 1

Вычисли, сколько жетонов отдал Миша при последнем обмене.

2

Запиши суммы, которые можно набрать этими монетами

3

В каком месяце семья экономнее всего использовала воду?

Какую сумму при этом заплатила?

4

Сколько рублей переплатила девочка, если она была подключена к данным ненужным услугам 4 суток?

5

Выбери те пословицы, в которые говорится о бережливости денег. Запиши номера выбранных пословиц.

Ключ и оценивание 2.3.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

87 жетонов

Лиса

7

 Единорог

5

Дракон

8

4

2

60 р, 15 р, 6 р, 66 р.

3

3

Г) апрель, 69 р

3

4

258 рублей

15•2=30 (р)

17•4=68 (р)

30•4=120 (р)

40•1=40 (р)

3

3

5

Банк, бухгалтер, продавцы, товар

4

Всего:

20

 



Предварительный просмотр:

Финансовая академия наук

Игра 3.1.

  1. Товары и деньги

Нюша и Крош поступили в необычную лесную математическую школу. Самым необычным в этой школе оказалось меню в школьном буфете, где рассчитываться нужно было геометрическими жетонами. Для каждого продукта определённый набор жетонов. Например, чтобы купить яблоко стоимостью 10 рублей, нужно подать жетоны – круг, треугольник, квадрат. Но после сильного ветра одна фигура на табло меню упала, а Нюша очень хочет купить булочку, а Крош – морковку. Какого жетона не хватает? Вычисли номинал каждого жетона.

Меню

       https://i.ytimg.com/vi/SATwR-aK0eM/maxresdefault.jpg

     https://www.kja-artists.com/assets/sandwich.jpg

https://narodniy.spb.ru/wp-content/uploads/7930093640902.jpg

       https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3c015104ba2fe28420e3b0298452f878-2417111-images-thumbs&n=13

10

        https://png.pngtree.com/element_our/20190601/ourlarge/pngtree-cup-of-orange-juice-drink-cartoon-vector-image_1335549.jpg

       

   

         

     

7

      https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630503037_1-papik-pro-p-morkovka-risunok-1.png

         

   

     

         

?

13

10

8

12

  1. Монеты и купюры

Прежде чем приступить к заданию рассмотрим какие денежные единицы используются в Монголии.

Тугрик — это денежная единица Монголии.1 тугрик равен 100 мунгу. В настоящее время мунгу уже не используется. Графический знак тугрика — ₮ (прописная буква Т, перечёркнутая двумя тонкими параллельными чёрточками под углом примерно 40 градусов к вертикали). Тугрик был введён в обращение в декабре 1925 года.

Как набрать Лосяшу 42 монгольских  тугрика 12  купюрами по 3 и 5 тугриков. Запиши в бланк ответов, сколько купюр номиналом по3 и 5 тугриков при этом будет использовано. Вычисли.

  1. Платные услуги

Каждый месяц семья Романовых оплачивает жилищно-коммунальные услуги. К ним относится и потребление воды. Тариф за каждый куб воды составляет 23 рубля. Посмотри на начальные и конечные показания счётчиков с января по май и определи, в каком месяце семья экономнее всего использовала воду? Какую сумму при этом заплатила?

а

Январь

00017 – 00021

б

Февраль

00021 – 00026

в

Март

00026 – 00032

г

Апрель

00032 – 00035

д

Май

00035 - 00042

  1. Семейный бюджет

Тариф абонентской платы за сотовую связь Наташи составляет 420 руб. в месяц. Неожиданно на её телефонном счёте закончились деньги, она сообщила об этом маме. Мама воспользовалась личным кабинетом на сайте мобильного оператора и увидела, что деньги снимаются за дополнительные платные услуги, к которым нечаянно подключилась дочь: «погода» стоимостью 15 руб. за 2 суток, «гудок» – 17 руб. в сутки, «развлечения» – 30

руб. в сутки и «обновление», когда каждые третьи сутки списывалось со счёта 40 рублей. Сколько рублей переплатила девочка, если она была подключена к данным ненужным услугам 4 суток?

  1. Народная мудрость

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? 

В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень,
Все налоги целый день. 

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. 

Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…

Бланк ответов учащихся 3.1.

Ф.И

 1

Какого жетона не хватает? Вычисли номинал каждого жетона.

22

Сколько купюр номиналом по 3 и 5 тугриков при этом будет использовано.

33

В каком месяце семья экономнее всего использовала воду?

Какую сумму при этом заплатила?

44

Сколько рублей переплатила девочка, если она была подключена к данным ненужным услугам 4 суток?

55

Выбери те пословицы, в которые говорится о бережливости денег. Запиши номера выбранных пословиц.

Ключ и оценивание 3.1.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

Квадрат

Квадрат -5

Треугольник -2

Круг - 3

1

2

2

9 купюр по 3тугрика

3 купюры по 5 тугрика

4

3

Апрель

3•23=69 рублей

3

4

258 рублей

15•2=30 (р)

17•4=68 (р)

30•4=120 (р)

40•1=40 (р)

3

3

5

Банк, бухгалтер, продавцы, товар

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 3.2.

  1. Товары и деньги

В волшебном мире Магикс есть школа фей Алфея. Среди множества странных и необыных правил есть и нормы пользования зеркалами, часами и получением на завтрак ванильных бананов. Сколько всего магических жетонов приходится на зеркала,часы и бананы, представленные в виде последнего зашифрованного выражения?

https://millionzagadok.ru/pic/zag/all/5a927cb64c498.jpg

  1. Монеты и купюры

https://rosuchebnik.ru/upload/medialibrary/651/65171c55aeff1eae3e6f11e8c5d2bea8.png

Какие школьные принадлежности  можно приобрести на данную сумму без сдачи? Перечисли их и укажи общую сумму.

карандаш – 17 р

портфель – 410 р

тетрадь – 45 р

ластик – 30 р

дневник – 170 р

ручка -  40 р

обложка – 20 р

альбом – 55 р

пенал – 104 р

картон – 100 р

  1. Платные услуги

Наташа заболела. Врач назначил ей пить таблетки утром, в обед и вечером в течение 10 дней. Мама пришла в аптеку, чтобы купить это лекарство. Но таблетки оказались в упаковках с разными блистерами. Помоги Наташиной маме сделать самую выгодную покупку таблеток так, чтобы их хватило на всё лечение. Укажи букву с ценой выгодного варианта и запиши выражение, показывающее общую стоимость.

а) упаковка 30 таблеток  за  230 р

б) упаковка 10 таблеток  за 70 р

в) упаковка 15 таблеток за 110 р

г) упаковка 5 таблеток  за 40 р

д) упаковка 40 таблеток за 300 р

  1. Семейный бюджет

В семье Лены через полгода  появится братик или сестрёнка. Лена решила откладывать карманные деньги, чтобы к появлению малыша купить музыкальный домик за 560 рублей, звездный светильник за 400 рублей и шкатулку сказок за 240 рублей. Какую сумму должна откладывать Лена каждый месяц? Запиши вычисления.

  1. Народная мудрость

Экономия – это бережливость в расходовании чего-либо, выгода, полученная за счёт бережного расходования средств.

Выберите пословицы, отражающие экономию. Укажите номера букв правильных ответов.

а) Без нужды живёт тот, кто рубль бережёт

б) Цыплят по осени считают

в) У него зимой и снега не выпросишь

г) Не приходом люди богаты, а расходом

Бланк ответов учащихся 3.2.

Ф.И

 1

Сколько всего магических жетонов приходится на зеркала,часы и бананы, представленные в виде последнего зашифрованного выражения?

22

Какие школьные принадлежности  можно приобрести на данную сумму без сдачи? Перечисли их и укажи общую сумму.

33

Укажи букву с ценой выгодного варианта.

 Запиши выражение, показывающее общую стоимость.

44

Какую сумму должна откладывать Лена каждый месяц?

55

Выберите пословицы, отражающие экономию. Укажите номера букв правильных ответов.

Ключ и оценивание 3.2.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

3+3+3•15=51

2

2

Портфель, пенал, дневник, тетрадь, ручка

410+104+170+45+40=769

2

3

3

б) упаковка 10 таблеток  за 70 р

3•70=210 р

3

4

560+400+240=1200 р

1200:6=200 р

3

3

5

А,Г

4

Всего:

20

Финансовая академия наук

Игра 3.3.

  1. Товары и деньги

Мася и Симка нашли на чердаке старинные весы. Дедус показал как ими пользоваться, главное правило – уравнивание чаш. Мася уложила на чаши красные и белые мячики, а на одну из чаш поставила гирю в 30 граммов. А ещё составила зашифрованное выражение. Помоги Симке вычислить массу белого и красного мячиков; Определи итоговый вес в зашифрованном выражении.

  1. Монеты и купюры

Дедус отправил Нолика в необычный магазин за деталями для нового генератора. В магазине принимают монеты только двумя номиналами. Помоги Нолику набрать ровно 100 рублей, используя 37  монет номиналом 1 рубль и 10 рублей?

  1. Платные услуги

Мася решила купить в подарок Игреку набор из гаек, шурупов и болтов. У неё есть 20 рублей. Какой набор нужно выбрать для покупки Масе, чтобы получить наибольшую сдачу? Укажи букву верного выбора. Вычисли эту сдачу, если известно, что гайка стоит 2 р, шуруп – 1р 50 к, болт – 3 р.

А) 2 гайки, 3 шурупа, 1 болт

Б) 1 гайка, 4 шурупа, 2 болта

В) 3 гайки, 2 болта

Г) 5 шурупов, 1 болт, 1 гайка

Д) 2 болта, 2 шурупа, 2 гайки

4.  Семейный бюджет

Нолик, Симка и Мася едут из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, цена билета 600рублей. А можно на своем автомобиле, который на каждые 100 километров расходует 8 литров бензина. Расстояние до Вологды составляет 700 километров. Цена за литр бензина – 30 рублей.

Как выгоднее добраться компании из трёх фиксиков до Вологды? Почему? Запиши вычисления в подтверждения.

5.Народная мудрость

Отгадай загадки. Запиши отгадки по порядку.

1.Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …

2.Чтоб хранить свои доходы,

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

3. Кто активно трудится весь год,

Тот увеличит свой личный …

Бланк ответов учащихся 3.3.

Ф.И

 1

Вычисли массу белого и красного мячиков.

Определи итоговый вес в зашифрованном выражении.

22

Помоги Нолику набрать ровно 100 рублей, используя 37  монет номиналом 1 рубль и 10 рублей?

33

Какой набор нужно выбрать для покупки Масе, чтобы получить наибольшую сдачу? Укажи букву верного выбора.

Вычисли эту сдачу.

44

Как выгоднее добраться компании из трёх фиксиков до Вологды?

Почему? Запиши вычисления в подтверждение своего ответа.

55

Отгадай загадки. Запиши отгадки по порядку.

Ключ и оценивание 3.3.

№ задания

Правильный ответ

Баллы

1

Красный – 10

Белый – 25

4•25+3•10-(10+25) = 95

1

2

2

7 монет по 10 рублей и 30 монет по 1 рублю

4

3

А) 2 гайки, 3 шурупа, 1 болт

4 р + 4 р 50коп +3 р = 11 р 50 коп

20 р – 11 р 50 коп = 8 р 50 коп

3

4

На машине

600•3=1800 р – на поезде

8•30=240 р

240•7=1680 р – на машине

3

3

5

Банк, копилка, доход

4

Всего:

20

        

       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная академия наук"

Я ЯВЛЯЮСЬ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.  МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЕЩЕ СОВСЕМ МАЛЕНЬКИЙ – 3 ГОДА. НО УЖЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ У МЕНЯ ВОЗНИКЛО МИЛЛИОН ИДЕЙ, КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.Начнем с сам...

1 сентября "Путешествие в академию наук" 1 класс

Прерый день в школе, первый урок Знаний. Ребята знакомясь с друг другом спомощюь волшебного клубка, проходят испытания по стране Знаний, разгадывают тайну математических гор, помогают литературным гер...

Программа "Малая академия наук"

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.Новые стандарты требуют использования технологий деятельностного метода.А методы проектно-исследовательской работы -одно из условий реализа...

Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...

стихи на Малую Академию Наук

Стихи на открытие научной конференции...

Интеллектуальное путешествие в страну Знаний "Академия наук"

Ежегодно 8 февраля отмечается праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году. По распоряжению Петра 1 - 8 февраля 1724 года в России ...

Статья. К 300-летию РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В статье рассматривается краткая история создания РАН, даются рекомендации для детского чтения по этой теме....