Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
статья

Микрун Елена Викторовна

Выступление на заседании МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx24.63 КБ
PDF icon smyslovoe_chtenie.pdf475.65 КБ

Предварительный просмотр:


Решение метапредметных задач через работу с учебным текстом

Смысловое чтение — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель: максимально точное и полное понимание содержания текста, практическое осмысление информации.

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический этап предполагает разрозненное выполнение отдельных операций:
   a. перевод образа букв в звук;
   b. соединение их в слог;
   c. понимание значения одного слова;
   d. соотнесение полученной информации с имеющейся.

2. Синтетический этап — восприятие, произнесение и осмысление происходят одновременно. На этом этапе появляется интонация, если ребенок удерживает общий смысл читаемого.

3. Этап автоматизации — усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы. Главный признак — непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение. Для развития смыслового чтения учителю необходимо тщательно работать с учениками над словом.
Виды работ над словом
  

● 
Толкование — объяснение значения(-й) слова. Понимание смысла предложения зависит от понимания входящих в него слов. В программе по русскому языку на Учи.ру есть карточки для изучения темы «Лексическое значение слова». В них учащимся предлагается правильно определить лексическое значение слов. Есть задания на установление соответствия (рис. 1), выбор верного ответа из перечня предложенных (рис. 2 и 3), а также задания, в которых необходимо собрать определение слова (рис. 4).    
Изучение этимологии — истории происхождения слова. Данную работу необходимо проводить при знакомстве со сложными заимствованными словами. На Учи.ру подобные задания встречаются при изучении словарных слов (рис. 5 и 6).
Анализ морфемного состава — значение слова зависит от значения морфем, из которых оно состоит. На Учи.ру учащимся предлагается проследить, как после изменения морфемного состава слова меняется его смысл (рис. 7), а также определить значение некоторых приставок (рис. 8).

Подбор синонимов и антонимов позволит точно определить оттенок значения слова и его противоположное значение. На Учи.ру учащимся предлагается вставить синоним, наиболее подходящий по смыслу (рис. 9). Также есть задания для определения оттенка значения (рис. 10). Работа с антонимами позволяет определить их функцию в речи — противопоставление для усиления одного из значений (рис. 11 и 12).
● Составление словосочетаний и предложений — для перевода слова в активный словарь, понимания правил его применения.

Для анализа смысла текста учителю необходимо задавать вопросы и побуждать к этому детей.

Вопросы, требующие воспроизведения данных
● На узнавание: «Кто выполнил то или иное действие?», «Какой город описывает автор?»
● На воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий, правил: «Как называется…?», «Сколько было…?«, «Что произошло после того, как….?»
● На воспроизведение больших текстов, блоков, стихов, таблиц — дословные, краткие и творческие пересказы.

Вопросы, требующие простых мыслительных операций с данными
● На выявление фактов (измерение, взвешивание, простые вычисления): «Сколько всего подвигов совершил главный герой?», «Сколько времени потребовалось герою для совершения своих подвигов?»
● На перечисление и описание фактов (исчисление, перечень): «В каком порядке Элли встретила своих новых друзей?», «Какие условия Нильс должен был выполнить, чтобы снова стать человеком?»
● На перечисление и описание процессов и способов действий: 
● На разбор и структуру (анализ и синтез): «Что стало причиной…?», «Почему герой поступил именно так?», «Что повлияло на решение героя?»
● На сопоставление и различение (сравнение и разделение): «Чем герои похожи? Чем они различаются?», «Что общего у собаки и волка?»
● На распределение, упорядочивание (категоризация и классификация): «Какие герои являются положительными, какие — отрицательными?», «Расположите события в правильном порядке». 
Вопросы, требующие сложных мыслительных операций с данными
● На трансформацию и перенос: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», «Как вы думаете, что было бы, если….?»
● На интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснования): «Какую мысль пытался донести до нас автор?», «Что понимается под…?»
● На доказывание и проверку: «Правду ли сказал герой?», «Почему данного героя можно назвать положительным? Найдите подтверждение в тексте»
● На оценку: «Как вы думаете, правильно ли поступил герой?»

Вопросы, требующие творческого мышления
● На практическое приложение: «Где мы встречаем это на практике?», «Как это может пригодится нам в жизни?»
● На решение проблемных задач и ситуаций: «Что можно было сделать, чтобы избежать…?», «Как следовало поступить герою?»
● На постановку вопросов и формулировку задач или заданий: «Какие вопросы у вас остались к автору?», «Как воплотить идею автора в реальность?»
● На эвристический поиск на базе логического мышления (на рациональной основе)

Развитие метапредметных умений на Учи.ру
В рамках «Литературного кружка» для анализа произведения учащимся предлагаются вопросы разных типов. Возьмем для примера произведение А. Н. Толстого «Золотой ключик»

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения

Смысловое чтение включает в себя осмысленное чтение и подразумевает не только точное и полное понимание содержания текста, но и его практическое осмысление.
Умения, формируемые в процессе обучения смысловому чтению
● Понимание текста (темы, идеи текста, последовательность событий, умение отвечать на вопросы по тексту и т. п.).
● 
Анализ текста — умение делать выводы после прочтения текста, устанавливать причинно-следственные связи.
● 
Сравнение — сопоставление графической, иллюстративной и текстовой информации.
● 
Видоизменение — перевод текстовой информации в графическую, табличную или схематическую.
● 
Генерирование — создание текста под свои цели и задачи.

Обучение смысловому чтению должно осуществляться 
на всех предметах, а не только на литературном чтении. Средством обучения может выступать текст самого задания.
Приемы работы с текстом заданий

● Использование пиктограмм — символьных обозначений того, что ребенок должен сделать. В начальной школе эти символы фокусируют внимание ученика на основном действии, которое он должен сделать. При правильном использовании учат формулировать учебную задачу, ставить перед собой цель. Можно предложить детям обратное задание — придумать символ для текста задания.
-Назначение
 «ведущего» и «контролирующего» учеников. Ведущий упражнения читает текст задания, выделяя ключевые слова, задает дополнительные вопросы из учебника. Контролирующий следит за соблюдением последовательности выполнения заданий, предупреждает, если одно из них было пропущено или выполняется неточно. 

  • Выделение ключевых слов — определение операций, которые нужно выполнить, и выделение дополнительных условий.
    Приемы работы с художественным текстом 
  • Письменный и(или) устный ответ на поставленный вопрос. Учитель должен задавать вопросы, которые требуют развернутого и доказательного ответа. 

Определение последовательности. В задании могут быть представлены:
события, которые переживает герой;
персонажи, с которыми он встречается;
места, которые он посещает;
чувства, которые он испытывает.
На Учи.ру, например, есть задания, в которых нужно расставить в правильном порядке части текста (рис.1 и рис.2), изображения (рис.3) или события (рис.4)

Формулирование простых выводов после прочтения текста — определение темы и основной мысли текста. На Учи.ру в программе второго класса по русскому языку представлены задания, в которых нужно определить тему текста (рис. 5) или его основную мысль (рис. 6).
Сопоставление текста и иллюстрации. Существует множество вариантов работы с иллюстрацией:
- выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста;
- поиск ошибок в изображении;
- поиск в тексте информации, доказывающей верность изображения; 
- озаглавливание иллюстраций;
- составление картинного плана на основе иллюстраций и т. п.
На Учи.ру есть задания, в которых необходимо выбрать подходящий фразеологизм к иллюстрации (рис. 7 и рис. 8) 

- Доказательство своей точки зрения, опровержение ложных утверждений. Учитель может предложить учащимся определить истинность или ложность высказываний.

- Нахождение информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии). На Учи.ру, например, есть задания для расширения словарного запаса, где нужно соотнести слово или фразеологизм и его значение (рис.9) или собрать пословицу из частей (рис.10).
Существует еще один прием смыслового чтения, который можно использовать при работе с любым текстом, — 
преобразование прочитанного текста в таблицу. В таблице могут быть следующие столбцы:
● 
Я это знал. В этот столбец ученик вписывает факты из текста, которые были ему известны ранее или о которых он уже где-то слышал.
● 
Это для меня абсолютно новое. Ученик вписывает факты из текста, о которых ранее не слышал.
● 
Это противоречит тому, что я знал. Ученик фиксирует два противоречащих друг другу факта, один из которых он узнал из текста, а второй был ему известен ранее. Здесь же он отмечает, какой из двух фактов истинный.
● 
Я хочу знать об этом больше. Ученик записывает интересные для него факты, информацию о предметах, явлениях природы, которые не раскрываются в достаточной степени и не удовлетворяют его любопытство.
● 
Попробую сам. Ученик отмечает места, действия, поступки, которые он хочет повторить.

Вывод
Смысловое чтение формирует грамотную устную речь, а вслед за ней и письменную. Работа по формированию умений и навыков смыслового чтения должна быть в системе, приемы и способы чтения и обработки информации должны усложняться от класса к классу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Формирование навыка смыслового чтения в начальных классах

В статье описывается с какими проблемами сталкивается учитель при формировании смыслового чтения и как их можно преодолеть. Также выделяются формы работы для ликвидации этих проблем. В заключении сдел...

Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

Тема: Формирование  навыков смыслового чтения в начальной школе...

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе».

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поко...