Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_vneurochka.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Направление «Общеинтеллектуальное»

135 часов (1 час  в неделю)

  1. Результаты освоения курса.

1 класс

Личностные результаты:

  • осознание роли математики в жизни людей;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • классифицировать предметы по разным признакам;
  • понимать как люди учились считать;
  • работать с пословицами, в которых встречаются числа;
  • выполнять интересные приёмы устного счёта;
  • находить суммы ряда чисел;
  • уметь находить неизвестные слагаемые при сложении; неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое при вычитании;
  • решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
  • разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
  • знать названия плоских и объёмных геометрических фигур;
  • понимать нумерацию древних римлян;
  • находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

2 класс

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
  • осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные УУД:

  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты:

  • знать четыре арифметических действия, уметь применять их при решении выражений и задач;
  • уметь пользоваться абаком и счётами; знать историю их появления;
  • знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
  • выделять простейшие математические софизмы;
  • пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
  • понимать некоторые секреты математических фокусов;
  • использовать интересные приёмы устного счёта;
  • применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; умножение и деление;
  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
  • решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
  • находить периметр и площадь составных фигур.
  • Делить окружность с помощью циркуля на на 4,6 равных частей; рисовать узоры с помощью циркуля;

3 класс

Личностные результаты:

  • осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
  • стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.

Метапредметные результаты.

РегулятивныеУУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

  • различать имена и высказывания великих математиков;
  • работать с числами;
  • пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
  • понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
  • преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
  • решать задачи на движения, пользуясь формулами нахождения скорости, времени, расстояния;
  • решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
  • использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
  • находить периметр и площадь окружающих предметов;
  • разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
  • работать над проектами;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • иметь представление о симметрии; оси симметрии; строить симметричные геометрические фигуры;
  • знать отношения между единицами времени; решать задачи по теме «Время».

4 класс

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
  • составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

  • строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • решать неравенства; преобразовывать неравенства в раевнства;
  • знать историю возникновения дробей; уметь записывать простые дроби, складывать, вычитать, сравнивать;
  • иметь представление об алгоритмах, видах алгоритмов; уметь записывать простейшие алгоритмы;
  • решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях;
  • разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
  • применять приёмы, упрощающие вычисления;
  • решать задачи на противоречия;
  • анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
  • работать над проектами;
  • знать виды углов, уметь измерять и строить углы с помощью транспортира.

По окончании курса обучения учащиеся должны:

•        уметь использовать на практике  полученные знания на уроках математики и информатики;

•        решать похожие задачи в жизненных ситуациях;

•        иметь представление об истории развития математики как науки;

•        иметь расширенные знания программного материала;

•        знать рациональные приемы вычислений и выполнения арифметических действий;

•        иметь расширенные пространственные представления о геометрических фигурах и величинах.

II.Содержание курса

Программа включает следующие разделы:

«Общие понятия» (16 часов),

«Элементы истории математики» (25 часов),

«Числа и операции над ними» (36 часов),

«Занимательность» (33 часа),

«Геометрические фигуры и величины» (25 час).

Раздел программы «Общие понятия» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

1 класс

Классификация предметов по различным признакам. (Понятия "много", "один", "право", "лево", "раньше", "позже", "потом", "после этого". Задачи - шутки, задачи - загадки.)

Состав, сложение, вычитание в пределах 9. (Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. "Латинские квадраты". Задачи на переливание.)

Решаем уравнения с увлечением. (Игры: "Какое число задумано?" "Докажи утверждение, решив уравнение". "Решение задач через составление уравнения".)

2 класс

Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. Вычислительные приборы. (Абак. Русские счеты. Изготовление наглядного математического материала.)

Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через составление уравнения.

3 класс

Решаем уравнения с увлечением.

Интеллектуальные  игры: "Математика почти без вычислений", "Магические квадраты".

Задачи повышенной сложности.

Затейные задачи (с сайта «Игры разума» www.braingames.ru)

4 класс

Ох, уж эти неравенства!

Раздел программы «Элементы истории математики» расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

1 класс

Что дала математика людям? (Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения.)

Старинные системы записи чисел. (Упражнения, игра, задачи. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.)

Римские цифры. (Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. Житейские истории, оригинальные задачи. Кроссворды.)

Из истории цифр. ("Таинственные знаки" математика Древнего Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра "Математика почти без вычислений".)

Первые учебники. ("Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий Филиппович Магницкий (1669 - 1739гг.) и его "Арифметика".)

История вычислительной техники. Первый компьютер.

2 класс

Сложение и вычитание трехзначных чисел. Юные математики. (Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных рукописей. Работа со спичками. Головоломки.)

Пифагор и его школа. "Наука о числах".

Из истории "Про умножение". Хорошо ли мы множим?

Про деление. X век математик Герберт.

Монеты и купюры.(История появления денег. Что было до того, как придумали монеты? Что появилось раньше: монеты или купюры?)

Математические парадоксы (Парадокс Монти Холла. Пародокс дней рождения. Парадокс лжеца)

Информация вокруг нас (Справочники, энциклопедии, книга рекордов Гиннеса, интернет-источники).

3 класс

Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи.

"Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки.

Алгоритм и исполнение. ("Что такое алгоритм". "Исполнители алгоритмов". "Способы записи алгоритмов".)

4 класс

Из истории дробей.

Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями.

Раздел программы «Числа и операции над ними» составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

1 класс

Числа и цифры от 1 до 5. (Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.)

Числа и цифры от 6 до 9. (Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Игра "Думай, считай, отгадывай". Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. "Великолепная семерка".)

Решаем примеры с увлечением. Число 10. (Состав, сложение и вычитание в пределах 10. Задачи - шутки, задачи загадки, затруднительные ситуации. Изготовление наглядного пособия по математике.)

Счет десятками и единицами. (Числа простые и составные. О бесконечности ряда натуральных чисел. Числа из спичек. Равенство из спичек. Игры со спичками.)

Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток). (Игра - путешествие.)

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток). (Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".)

2 класс

Вводное занятие «Математика – царица наук».

Числа и операции над ними. (Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры "с зашифрованным словом".)

Числа и операции над ними. (Свойства сложения.  Игры: "Возраст друга", "Головоломки с неповторяющимися цифрами", "Математический кроссворд для отличников".)

Числа и операции над ними. (Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.)

Числа и операции над ними. (Решение примеров на все случаи умножения и деления. Игры "Лабиринт", "Делится или нет", "Сколько получилось", "Угадывание чисел".)

Числа и операции над ними". (Решение нестандартных задач".)

Числа и операции над ними (Внетабличное умножение и деление. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости на 2,3,4,5,6,8,9. разные головоломки.)

3 класс

Сложение и вычитание многозначных чисел. (Примеры "с дырками". Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.)

Умножение и деление круглых чисел.

Деление многозначного числа на однозначное.

Решение задач на движение.

Умножение на двузначное число.  (Примеры "с дырками". Игра "Быстрый счет". Сказки и старинные истории.)

Умножение на трехзначное число. (Игры: "Угадывание чисел", "Познавательные математические цепочки", "Хитрые кубики".)

4 класс

Решаем примеры с увлечением. (Игры: "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой.)

Деление на двузначное число. (Игры: "Делимость чисел", "Курьез делимости".)

Дроби. Сравнение дробей. Час веселой математики. (Игры: "Затейные задачи", "Затруднительные положения".)

Деление и дроби. (Игра "Уменье везде найдет примененье».)

Сложение и вычитание дробей.  (Игровые задания.  Задачи повышенной сложности.)

Задачи на части (проценты). (Игра "Найди эти числа".)

Сложение и вычитание смешанных чисел. (Игры: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи.)

Задачи на движения. Задачи повышенной сложности. Старинные задачи. Познавательные задачи.

Раздел программы «Занимательность» состоит из разнотипных упражнений «занимательного» характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

1 класс

Математические игры. («Затейные задачи». Затруднительные положения». «Уменье везде найдет примененье». Примеры с «зашифрованным словом».

Час веселой математики. (Игры «Считай – не зевай!», «Великолепный математик». Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.)

Час веселой математики. Задачи на сообразительность. (Игры «Считай – не зевай!», «Великолепный математик». Волшебное число 0. кто придумал  0? )

Решение задач на разностное сравнение. (Ребусы, кроссворды.)

Клуб веселых математиков (КВМ).

Интеллектуальный марафон.

Урок-праздник.

2 класс

Математическая викторина «Гость в волшебной панаме».

В мире математических задач. (Задачи в стихах. Задачи повышенной сложности.)

Фалес Милетский игра «шахматы».

Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные задачи. Старинные задачи.

Игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальный марафон.

3 класс

В мире математических задач. (Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы".)

В мире математических задач. Оригинальные задачи.

Математический час. Игры. ("Семь раз примерь, один раз отрежь", "Красивое превращение", "Пять минут на размышление", Формулы S=аb, Р = (а+b) х2, V =ахbхс. Решение задач повышенной сложности.)

Решение задач на сообразительность. ("Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости. Затруднительные ситуации. Решение логических задач.)

Клуб веселых математиков (КВМ).

Интеллектуальный марафон.

4 класс

Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии.

Фокусы без обмана.

Галерея числовых диковинок. Координатный угол.

Кросс - суммы и "магические квадраты". Как самому составить "магический квадрат".

Числовые великаны. Числовые лилипуты.

Комбинации и расположения. (Элементы комбинаторики. Основные виды задач: перестановка, размещение, сочетание).

Математический Брейн-ринг.

Интеллектуально-познавательная математическая игра "Хочу все знать".

Раздел программы «Геометрические фигуры и величины» направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

1 класс

Путешествие в страну Геометрию. (Знакомство с Веселой Точкой. Цвета радуги. Их очередность. Прямая линия. Луч. Отрезок. Имя отрезка. Знакомство с геометрическими фигурами.)

Отрезок и его части. (Сравнение отрезков. Единицы длины. Зачем человеку нужны измерения. Старинные меры длины.)

Ломаная линия. Длина ломаной. (Игра «Запутанные маршруты». Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры – соревнования).

Практическая работа «Бумага. Ножницы. Линейка». «Разрезные фигуры»

Величины. Метрическая система мер в России. Новые приставки и единицы «тера», «гига», «мега».

Геометрический КВН. Повторение изученного в первом классе.

2 класс

Сети линий. Пути. (Игры: «Построения на местности», «Не будь тороплив, а будь терпелив».)

Периметр многоугольника. Моделирование геометрических фигур из бумаги.

Площадь. Единицы площади.

Окружность и круг. (Вычерчивание узоров из окружности. Деление окружности на 4,6 равных частей.)

Урок – путешествие по геометрии. Повторение изученного во втором классе.

3 класс

Метрическая система мер. Временная метрическая система ( "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли".)

Построение симметрических фигур - узоров. Осевая симметрия.

Проект «Симметрия в природе»

Время. Меры времени.

Театрализованная викторина по геометрии.

4 класс

Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей.

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра "Морской бой".

Проект «Математическая игра. Космический десант» (на основе системы координат).

Новые единицы площади: "ар", "гектар". Геометрия на спичках.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры.

Формы организации занятий:        

  • занятия – исследования;
  • занятия –праздники;
  • занятия КВН;
  • занятия-путешествия;
  • практические работы - изготовление наглядных пособий по математике;
  • дидактические игры;
  • доклады учеников;
  • составление рефератов;
  • виртуальные экскурсии;
  • интеллектуальные марафоны;
  • практические занятия;
  • проектная деятельность.

III.Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Общие понятия

6

2

Элементы истории математики

6

3

Числа и операции над ними

6

4

Занимательность

9

5

Геометрические фигуры и величины

6

Итого:

33

2 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Числа и операции над ними

8

2

Общие понятия

3

3

Элементы истории математики

11

4

Занимательность

7

5

Геометрические фигуры и величины

5

Итого:

34

3 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Общие понятия

5

2

Элементы истории математики

5

3

Числа и операции над ними

10

4

Занимательность

7

5

Геометрические фигуры и величины

7

Итого:

34

4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Общие понятия

2

2

Элементы истории математики

3

3

Числа и операции над ними

12

4

Занимательность

10

5

Геометрические фигуры и величины

7

Итого:

34

Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика"  Содержание курса. Темтическое планирование...

программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стан...