Формы работы с высокомотивированными учащимися
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В статье автор рассказывает о конкретных приемах работы с высокомотивированными учащимися в урочное и внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_vysokomotivirovannymi_uchashchimisya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с высокомотивированными учащимися
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" одним из основных направлений развития воспитания считается совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей. В основополагающем государственном документе Национальная доктрина образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности»
Работа с высокомотивированными детьми – это большой труд. Педагог должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и сам должен быть человеком творческим, способным к нестандартным решениям. Взаимодействие учителя с высокомотивированным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Учитель должен научить самостоятельно решать проблемы; ведёт себя дружелюбно, располагает и показывает, что имеет исключительно положительные намерения, прививает чувство собственного достоинства.
Цель работы с высокомотивированными учащимися: создание условий для формирования и развития их творческого потенциала.
Задачи:
- Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным.
- Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми.
- Повышать интеллектуальную нагрузку учащихся.
К основным общим принципам обучения высокомотивированных детей можно отнести следующее:
- Принцип развивающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.
- Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.
Формы работы с мотивированными детьми
в урочной деятельности:
- Использование современных образовательных технологий (проблемно - развивающее обучение, проектная деятельность и др.)
- Нетрадиционные уроки (урок-исследование, урок творчества, урок фантазии, урок поиска истины и т.п.)
- Работа в парах, в малых группах
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Нельзя забывать про атмосферу на уроке. Должна быть создана благоприятная психологическая атмосфера, так как одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых. Во время общения на уроках необходимо стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. Формы и приёмы работы с высокомотивированными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.
На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения. Дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Использую элементы сингапурской методики, например, «Конэрс» .
Например, на уроке русского языка при закреплении темы «Части речи» структуру «Конэрс» применила таким образом: по углам на карточках - вопросы «Что делает?, «Где?», «Какой?», «Кто?». Ученики выбирают со стола слова, отвечающие на данные вопросы, и подходят к углу с вопросом. Обсуждают в группах, в парах (выбранный угол) - часть речи.
«Сте зе класс» («перемешай класс») — ученики свободно перемещаются по классу и собирают максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего анализируют результаты и в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем. И опять в роли «консультантов» – высокомотивированные дети.
В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности мотивированных детей. Для этого использую метод «детского эксперимента». Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.
На этапе закрепления высокомотивированным ученикам предлагаются карточки с частным случаем. Ученику предлагается на обратной стороне карточки изложить свои действия по выполнению этого задания и сделать вывод. В конце урока или в начале следующего, при проверке домашнего задания ученику предоставляется возможность объяснить этот случай всему классу.
Используемые приемы в работе с высокомотивированными детьми:
- «Подготовь к уроку» - дети помогают учителю найти материал к уроку;
- «Особое задание» - ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности;
- «Энциклопедист» - предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок;
«Молодой учитель» - даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Не новой, но востребованной формой работы с мотивированными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Дети проводят различные исследования, опыты, измерения. На уроках окружающего мира учащиеся с большим интересом работают с микроскопом, весами, компасом, термометром и другими разными приборами.
Параллельно с урочными формами существуют внеурочные формы работы с высокомотивированными учащимися.
Формы работы с мотивированными детьми
во внеурочной деятельности:
- Кружки по интересам:
«Юные исследователи»
«Умники и умницы»
«Считай, смекай, отгадывай»
- участие в олимпиадах
- поисковые и научные исследования
- участие в Дне науки (научно-практические конференции)
- конкурсы, викторины, интеллектуальные игры
- занятия на платформе «Учи.ру»
- работа по индивидуальным планам
Одной из самых эффективных работ с высокомотивированными детьми, на мой взгляд, является индивидуальная работа с учеником после занятий: «один на один». Для каждого высокомотивированного ребенка составляю план работы, веду индивидуальную карту его развития.
В результате проведенной работы (использование дифференцированных заданий по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала), высокомотивированный ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение)
Таким образом, для того, чтобы потенциал высокомотивированного ребёнка раскрылся полностью, необходимо вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития высокомотивированных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются.
Список используемой литературы
1. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М: Велби, 2007.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – Москва: Издательство «Наука», 2007. – 349 с.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников / Н.С. Лейтес. – Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с высокомотивированными детьми
Основные задачи 1.организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе; 2. формирование поло...
Формы работы с родителями учащихся начальных классов
-рассмотреть наиболее эффективные формы и методы работы с родителями-разнообразить формы, методы и приёмы ведения родительских собраний-повысить уровень сплочённости и заинтересованности родительского...
Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...
Выступление на МО Формы работы со слабоуспевающими учащимися
Методические рекомендации по обмену опыта боты на МО...
Памятка по работе с высокомотивированными учащимися
Памятка по работе с высокомотивированными учащимися/...
Статья "Формы работы с родителями учащихся начальной школы" (из опыта работы)
В статье материал из опыта работы по теме "Формы работы с родителями учащихся начальной школы"...