Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
статья

Курбатова Галина Владимировна

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.

Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание)Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Павловская основная школа №2

Сообщение  с практическим дополнением из опыта работы по теме: « Формирование универсальных учебных действий в начальной школе»

Докладчик : КурбатоваГ.В.( учитель первой категории)

2019-2020 учебный год

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

 Сообщение с практическим дополнением

Докладчик: Курбатова Г.В.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.

Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание)Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в

соответствии с принятыми нормами («надо»);

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему

фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
  • фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

  • соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения –те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средстваЭтим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работыи намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.


Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование.

Приемы и задания, используемые для формирования УУД.

Личностные УУД

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

3. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям опросы в форме карточек клише где учащиеся выражает своё отношение к произведению.

Я почувствовал (а) …

Я увидел (а) …

Я улыбнулся (ась) …

Я вспомнил (а) …

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так …

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

Будущее героев я представляю …

Произведение вызвало у меня чувства…

Регулятивные УУД.


1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Начальная форма слов-названий предметов»

Прочитайте тему нашего урока.  Начальная форма слов-названий предметов (тема урока записана на доске)

- Вы,  конечно, помните, что такое начальная форма слов, называющих предметы?

А вы можете ответить на этот вопрос?

- Знаем ли мы что-то по данной теме?

Знаем :

- есть слова названия предметов;

-они отвечают на вопрос кто? что?

-изменяются по числам, могут быть ед.ч и мн.ч.

Не знаем:

- можно ли слова названия предметов мн. числа поставить в начальную форму;

-все ли слова названия предметов мн.числа являются начальной формой слова.

 Сформулируйте цели урока?

Начинайте со слова   научимся …

Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму.

Научимся изменять слова названия предметов по числам.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3 . Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

4 . Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам, окружающего мира.

3.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы 
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 

Далее я привожу результаты  наблюдений  по формированию универсальных учебных действий  у детей своего класса.

1 класс.  Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД 

 Дата наблюдения   ноябрь 2021

 

Предмет: МАТЕМАТИКА

(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения: низкий (-), средний (+/-), высокий (+)

Ученики

        Умение         учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение (версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоцианальную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

ВЫВОДЫ

1

Абубекяров

 Салават          

-

-

-

+/-

-

+/-

Низкий уровень

2

Абуталипов

Реналь

-

+-

+-

-

+/-

-

Средний уровень

3

 Анохин

Максим

+/-

-

+/-

+/-

+/-

+

Средний уровень

4

 Балавнёв

Кирилл

-

-

-

+/-

+/-

-

Низкий уровень

5

Бахранова

Амина

-

-

-

-

-

+

Низкий уровень

6

Бикбаев

Ильсаф

-

-

-

-

+/-

+

Низкий уровень

7

Безбородова

Виктория

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

8

Варламов

Максим

+

+

+/-

+

+

+

Высокий уровень

9

Гераськов

Егор

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+

Средний уровень

10

Гурылёва

Ксения

-

-

-

+

+

+

Низкий уровень

11

Грачёв

Никита

-

-

-

+

+/-

         -

Низкий уровень

12

Кавкаев

 Иван

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

Средний уровень

13

Канзафаров

Равиль

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Средний уровень

14

Канина

Алла

-

-

          -

-

-

-

Низкий уровень

15

Кузьмина

Ульяна

+

+/-

+

+

+/-

+

Высокий уровень

16

Литвинов

Игорь

+

+

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

17

Насыров

Раниль

-

-

-

-

-

-

Низкий уровень

18

Насырова

 Самира

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

19

Орлов

Данила

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

20

Рахмаев

Ильназ

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

21

Рязапов

Ильнар

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

22

Романова

 Злата

+/-

-

-

-

-

-

Низкий уровень

23

Тотанова

Дарья

+

+

+/-

+/-

+

+/-

Высокий уровень

24

Трегубова

Ксения

+

+/-

+

+/-

+

+/-

Высокий уровень

25

Умяров

Ильнур

-

+/-

+

+

+/-

-

Низкий уровень

26

Устинова

Ксения

+

+

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

27

Фомина

Ульяна

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

28

Хальметов

Ришат

+

+

+

+

+/-

+

Высокий уровень

29

Хорьков

Максим

-

-

+

-

-

-

Низкий уровень

ВЫВОД

Высокий - 20%

Средний - 25%

Низкий - 55%

Высокий- 25%

Средний - 40%

Низкий - 35%

Высокий - 40%

Средний -30 %

Низкий - 30%

Высокий - 35%

Средний - 45%

Низкий - 20%

Высокий - 30%

Средний - 60%

Низкий - 10%

Высокий - 30%

Средний - 40%

Низкий - 30%

Высокий - 35%

Средний - 35%

Низкий - 30%

1 класс.  Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД 

 Дата наблюдения  Ноябрь  2021

 

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения: низкий (-), средний (+/-), высокий (+)

Ученики

        Умение         учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение (версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоцианальную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

ВЫВОДЫ

1

Абубекяров

 Салават          

-

-

-

+/-

-

+/-

Низкий уровень

2

Абуталипов

Реналь

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

3

 Анохин

Максим

-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

4

 Балавнёв

Кирилл

-

-

-

+/-

+/-

-

Низкий уровень

5

Бахранова

Амина

-

-

-

-

-

-

Низкий уровень

6

Бикбаев

Ильсаф

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

7

Безбородова

Виктория

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

8

Варламов

Максим

+

+/-

+/-

+

+

+

Высокий уровень

9

Гераськов

Егор

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

10

Гурылёва

Ксения

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

11

Грачёв

Никита

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

12

Кавкаев

 Иван

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+

Средний уровень

13

Канзафаров

Равиль

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Средний уровень

14

Канина

Алла

+

+/-

+

+/-

+

-

Средний уровень

15

Кузьмина

Ульяна

+

+/-

+

+

+/-

+

Высокий уровень

16

Литвинов

Игорь

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

17

Насыров

Раниль

+

+

+

+

+

+/-

Высокий уровень

18

Насырова

 Самира

+

+

+

+/-

+/-

+

Высокий уровень

19

Орлов

Данила

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

20

Рахмаев

Ильназ

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

21

Рязапов

Ильнар

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

22

Романова

 Злата

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

Низкий уровень

23

Тотанова

Дарья

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Высокий уровень

24

Трегубова

Ксения

+

+/-

+

+/-

+

+/-

Высокий уровень

25

Умяров

Ильнур

+

+/-

+

+

+/-

+

Низкий уровень

26

Устинова

Ксения

+

+

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

27

Фомина

Ульяна

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

28

Хальметов

Ришат

+

+

+

+

+/-

+

Высокий уровень

29

Хорьков

Максим

+

-

+

-

-

-

Низкий уровень

ВЫВОД

Высокий - 30%

Средний - 25%

Низкий - 45%

Высокий- 15%

Средний - 50%

Низкий - 35%

Высокий - 40%

Средний -30 %

Низкий - 30%

Высокий - 25%

Средний - 45%

Низкий - 30%

Высокий - 30%

Средний - 60%

Низкий - 10%

Высокий - 20%

Средний - 40%

Низкий - 40%

Высокий - 25%

Средний - 25%

Низкий - 50%

1 класс.  Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД 

 Дата наблюдения   декабрь 2021

 

Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения: низкий (-), средний (+/-), высокий (+)

Ученики

        Умение         учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение (версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоцианальную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

ВЫВОДЫ

1

Абубекяров

 Салават          

-

-

-

+/-

-

+/-

Низкий уровень

2

Абуталипов

Реналь

-

+/-

+

-

+/-

-

Средний уровень

3

 Анохин

Максим

+/-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

4

 Балавнёв

Кирилл

-

+/-

+

+/-

+/-

-

Низкий уровень

5

Бахранова

Амина

-

-

-

-

-

-

Низкий уровень

6

Бикбаев

Ильсаф

-

-

+

-

+/-

-

Низкий уровень

7

Безбородова

Виктория

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

8

Варламов

Максим

+

+/-

+/-

+

+

+

Высокий уровень

9

Гераськов

Егор

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

10

Гурылёва

Ксения

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

11

Грачёв

Никита

+

+

+

+

+/-

+/-

Средний уровень

12

Кавкаев

 Иван

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+

Средний уровень

13

Канзафаров

Равиль

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Средний уровень

14

Канина

Алла

+

+/-

+

+/-

+

-

Средний уровень

15

Кузьмина

Ульяна

+

+/-

+

+

+/-

+

Средний уровень

16

Литвинов

Игорь

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

17

Насыров

Раниль

+

+

+

+

+

+/-

Высокий уровень

18

Насырова

 Самира

+

+

+

+/-

+/-

+

Средний уровень

19

Орлов

Данила

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

20

Рахмаев

Ильназ

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

21

Рязапов

Ильнар

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

22

Романова

 Злата

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

Низкий уровень

23

Тотанова

Дарья

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Высокий уровень

24

Трегубова

Ксения

+

+/-

+

+/-

+

+/-

Высокий уровень

25

Умяров

Ильнур

+

+/-

+

+

+/-

+

Низкий уровень

26

Устинова

Ксения

+

+

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

27

Фомина

Ульяна

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

28

Хальметов

Ришат

+

+

+

+

+/-

+

Средний уровень

29

Хорьков

Максим

+

-

+

-

-

-

Низкий уровень

ВЫВОД

Высокий - 20%

Средний - 35%

Низкий - 45%

Высокий- 25%

Средний - 30%

Низкий - 45%

Высокий - 30%

Средний -30 %

Низкий - 40%

Высокий - 35%

Средний - 45%

Низкий - 20%

Высокий - 30%

Средний - 60%

Низкий - 10%

Высокий - 30%

Средний - 40%

Низкий - 30%

Высокий - 35%

Средний - 35%

Низкий - 30%

1 класс.  Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД 

 Дата наблюдения       декабрь2021

 

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения: низкий (-), средний (+/-), высокий (+)

Ученики

        Умение         учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение (версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоцианальную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

ВЫВОДЫ

1

Абубекяров

 Салават          

-

-

-

+/-

-

+/-

Низкий уровень

2

Абуталипов

Реналь

-

-

+

-

+/-

-

Низкий уровень

3

 Анохин

Максим

-

-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

4

 Балавнёв

Кирилл

-

+/-

+

-

+/-

-

Низкий уровень

5

Бахранова

Амина

-

-

-

-

-

-

Низкий уровень

6

Бикбаев

Ильсаф

-

-

+

-

+/-

-

Низкий уровень

7

Безбородова

Виктория

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

8

Варламов

Максим

+

+/-

+/-

+

+

+

Высокий уровень

9

Гераськов

Егор

-

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

10

Гурылёва

Ксения

+

+

+

+

+

+

Низкий уровень

11

Грачёв

Никита

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

12

Кавкаев

 Иван

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-

+

Средний уровень

13

Канзафаров

Равиль

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Средний уровень

14

Канина

Алла

+

+/-

+

+/-

+

-

Средний уровень

15

Кузьмина

Ульяна

+

+/-

+

+

+/-

+

Высокий уровень

16

Литвинов

Игорь

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

17

Насыров

Раниль

+

+

+

+

+

+/-

Высокий уровень

18

Насырова

 Самира

+

+/-

+

+/-

+/-

+

Высокий уровень

19

Орлов

Данила

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

20

Рахмаев

Ильназ

-

-

-

-

+/-

-

Низкий уровень

21

Рязапов

Ильнар

+

+

+

+

+/-

+/-

Высокий уровень

22

Романова

 Злата

+/-

+/-

+/-

+

+/-

+/-

Низкий уровень

23

Тотанова

Дарья

+

+/-

+/-

+/-

+

+/-

Высокий уровень

24

Трегубова

Ксения

+

+/-

+

+/-

+

+/-

Высокий уровень

25

Умяров

Ильнур

+

+/-

+

+

+/-

+

Низкий уровень

26

Устинова

Ксения

+

+

+

+/-

+/-

+/-

Средний уровень

27

Фомина

Ульяна

+

+

+

+

+

+

Высокий уровень

28

Хальметов

Ришат

+

+

+

+

+/-

+

Средний уровень

29

Хорьков

Максим

+

-

+

-

-

-

Низкий уровень

ВЫВОД

Высокий - 40%

Средний - 25%

Низкий - 35%

Высокий- 26%

Средний - 40%

Низкий - 34%

Высокий - 36%

Средний -30 %

Низкий - 34%

Высокий - 35%

Средний - 37%

Низкий - 28%

Высокий - 30%

Средний - 60%

Низкий - 10%

Высокий - 32%

Средний - 42%

Низкий - 328%

Высокий - 32%

Средний - 34%

Низкий - 34%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени

В 2011/12 учебном году введены ФГОС  первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...

Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)

В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...