Использование карточек-заданий для активизации познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
В последнее время в школьную практику входят более эффективные инновационные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Это замечательно. Но моя практика показывает, что не нужно выдумывать велосипед, а более рациональнее использовать то, что даёт конкретный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kartochek.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование карточек-заданий
для активизации познавательной деятельности учащихся
(Мастер – класс на МО, ).
В последнее время в школьную практику входят более эффективные инновационные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Это замечательно. Но моя практика показывает, что не нужно выдумывать велосипед, а более рациональнее использовать то, что даёт конкретный результат.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации труда детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.
Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальные проблемы в наше время – это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.
Мне хотелось бы поделиться тем опытом, который я использую в своей работе на протяжении многих лет. Речь пойдёт о карточках. Почему именно они?!
Значение раздаточного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую самостоятельную деятельность. Ребёнок один на один сталкивается с решением учебной задачи. И здесь он понимает сможет справиться или нет. А учитель видит наглядную картину обратной связи.
Работа с данным видом методического материала позволяет учителю | «Плюсы» для ученика | |
1 | за короткое время можно отследить успеваемость каждого ученика; | Развитие самостоятельности мышления |
2 | карточки можно применить в различных звеньях урока:
для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке | Мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. |
3 | минимальная затрата времени для создания | |
4 | привить интерес к предмету | |
5 | устанавливать обратную связь с учениками | |
6 | сделать учебный процесс более ярким, интересным и запоминающимся; | |
7 | индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс | |
8 | научить детей работать самостоятельно | |
9 | Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. | |
10 | Можно построить весь урок по карточке |
Виды и формы весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала.
При составлении карточки нужно учитывать:
1 этап – какими именно по содержанию будут задания определяет учитель. При этом надо исходить из требований учебной программы и знания возможностей учеников в классе.
2 этап – исходя из уровня подготовки детей, подбираются задания легкие и более сложные.
3 этап – групповая работа строится по определенным правилам:
- ограниченное время для выполнения работы;
- ограничение в объеме задания;
- определенное количество учащихся в группе;
- чтобы деятельность группы была успешна, должна присутствовать идея вдохновения;
- успех групповой деятельности – четкое разделение ролей и обязанностей;
- благоприятный эмоционально – психологический климат в классе;
- группа должна стремиться к дальнейшему развитию.
4 этап - творческое задание (проблема) – это нестандартное задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний или творческого применения уже имеющихся у него знаний, умений, навыков.
При выборе карточки, которая заключала в себе индивидуальное задание творческого характера с повышенной степенью сложности, роль учителя очень важна. Необходимо не только оказать ребенку помощь в разъяснении задания, но и оказать психологическую поддержку, вселить уверенность в ребенке, что у него все получится. Эту поддержку ребенок должен чувствовать с момента выбора задания и до момента оглашения его результатов. При подведении итогов урока акцентировать внимание на этом ученике с позитивной точки зрения, несмотря на результаты.
На карточке не обозначается время, отведённое на выполнение задания, т.к. учитель вместе с детьми обговаривает, сколько времени им потребуется.
Цели использования карточек на уроках могут быть разными:
- ознакомление с новыми материалами;
- закрепление знаний, умений, навыков;
- проверка их усвоения;
- формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
- развитие логического мышления и речи.
Но главный результат успешной педагогической деятельности — это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!
Опыт показывает, что проведенная работа действительно повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков, мотивируют учеников и делают уроки интересными!
Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...
Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Нетрадиционные формы урока с использованием современных технологий ползволяют учителю активизировать деятельность учащихся на уроке......
Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
Выступление на ШМО...
«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию.Мотивационная составляющая – это психологическая основа обуче...