Использование карточек-заданий для активизации познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Жанна Николаевна Гуляева

В последнее время в школьную практику входят более эффективные инновационные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.

Это замечательно. Но моя практика показывает, что не нужно выдумывать велосипед, а более рациональнее использовать то, что даёт конкретный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kartochek.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование карточек-заданий

для активизации познавательной деятельности учащихся

(Мастер – класс на МО, ).

В последнее время в школьную практику входят более эффективные инновационные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.

Это замечательно. Но моя практика показывает, что не нужно выдумывать велосипед, а более рациональнее использовать то, что даёт конкретный результат.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации труда детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.

Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальные проблемы в наше время – это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.

Мне хотелось бы поделиться тем опытом, который я использую в своей работе на протяжении многих лет. Речь пойдёт о карточках. Почему именно они?!

Значение раздаточного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую самостоятельную деятельность. Ребёнок один на один сталкивается с решением учебной задачи. И здесь он понимает сможет справиться или нет. А учитель видит наглядную картину обратной связи.

Работа с данным видом методического материала позволяет учителю

«Плюсы» для ученика

1

за короткое время можно отследить успеваемость каждого ученика;

Развитие самостоятельности мышления

2

карточки можно применить в различных звеньях урока:

  • по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или запоминании (работа с рисунками);
  • при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;
  • при опросе – фронтальном и индивидуальном;

для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке

Мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету.

3

минимальная затрата времени для создания

4

привить интерес к предмету

5

устанавливать обратную связь с учениками

6

сделать учебный процесс более ярким, интересным и запоминающимся;

7

индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс

8

научить детей работать самостоятельно

9

Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной.

10

Можно построить весь урок по карточке

Виды и формы весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала.

При составлении карточки нужно учитывать:

1 этап – какими именно по содержанию будут задания определяет учитель. При этом надо исходить из требований учебной программы и знания возможностей учеников в классе.

2 этап – исходя из уровня подготовки детей, подбираются задания легкие и более сложные.

3 этап – групповая работа строится по определенным правилам:

  • ограниченное время для выполнения работы;
  • ограничение в объеме задания;
  • определенное количество учащихся в группе;
  • чтобы деятельность группы была успешна, должна присутствовать идея вдохновения;
  • успех групповой деятельности – четкое разделение ролей и обязанностей;
  • благоприятный эмоционально – психологический климат в классе;
  • группа должна стремиться к дальнейшему развитию.

4 этап - творческое задание (проблема) – это нестандартное задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний или творческого применения уже имеющихся у него знаний, умений, навыков.

При выборе карточки, которая заключала в себе индивидуальное задание творческого характера с повышенной степенью сложности, роль учителя очень важна. Необходимо не только оказать ребенку помощь в разъяснении задания, но и оказать психологическую поддержку, вселить уверенность в ребенке, что у него все получится. Эту поддержку ребенок должен чувствовать с момента выбора задания и до момента оглашения его результатов. При подведении итогов урока акцентировать внимание на этом ученике с позитивной точки зрения, несмотря на результаты.

На карточке не обозначается время, отведённое на выполнение задания, т.к. учитель вместе с детьми обговаривает, сколько времени им потребуется.

Цели использования карточек на уроках могут быть разными:

  • ознакомление с новыми материалами;
  • закрепление знаний, умений, навыков;
  • проверка их усвоения;
  • формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
  • развитие логического мышления и речи.

Но главный результат успешной педагогической деятельности — это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!

Опыт показывает, что проведенная работа действительно повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков, мотивируют учеников и делают уроки интересными!

Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию.Мотивационная составляющая – это психологическая основа обуче...