Технология проектного обучения
методическая разработка

Вера Жамсарановна Батуева

Технология проектного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения.

       Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
  • Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
  • Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.

    Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Попробуем понять: что такое учебный проект; что означает — мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого мы вправе ожидать от него учебно-воспитательного эффекта. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, внепредметных и внешкольных. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

      Учебный проект-это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

       В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. . Данная технология строится с учетом принципов коммуникативности, индивидуализации,  и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН учащихся, а на самореализацию их личности.

Учебный проект

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы, мотивация

Цель проект

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

 Выбор способов и методов,планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

 Ожидаемый результат

    Классификация типов проектов:

В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

        Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

      Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

    Исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию. Доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования . Обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

    Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

    Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

     Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, краткосрочные (2-6 ч),среднесрочные (12-15 ч), для поиска материала, его анализа и т. д.

        В основном в проектной деятельности младших школьников выделятся долгосрочные  (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

-мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный -мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

-планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

-информационно- операционный (ученики -  собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель - наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

-рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

    Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й — погружение в проект;

2-й — организация деятельности;

3-й — осуществление деятельности;

4-й — презентация результатов.

1-й этап - погружение в проект

Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

2-й этап — организация деятельности

 На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам — им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

 3-й этап — осуществление деятельности

           После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.

4-й этап - презентация

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязательна. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

    Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

- готовность к  овладению  анализа  литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) - пусть пока при помощи учителя и родителей;

- готовность овладеть компьютерной грамотностью;

- владение коммуникативными навыками, толерантностью;

- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Технология проектного обучения.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...