Технология проектного обучения.
материал на тему
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XXвека в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc | 59.5 КБ |
tehnologiya_proektnogo_obucheniya.ppt | 98.5 КБ |
tablica.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения.
1 слайд
«Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке. С искусства
всё начинается, технологией
заканчивается, чтобы затем всё
началось сначала». Беспалько В.П.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX века в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука.
Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами. Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
2 слайд
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогическая технология может рассматриваться нами как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом- профессионалом.
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные-технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка её результатов, и более конкретных – типа анализа ситуации, организации начала урока и другие.
3 слайд
Рассмотрим, что же предполагает педагогическая технология:
Во-первых, возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
Во-вторых, возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
4слайд
В настоящее время, в соответствии с концепциями, исследователи выделяют « современные образовательные технологии».
Вашему вниманию представлена карта образовательных технологий, в которой современные образовательные технологии противопоставлены традиционным.
Карта образовательных технологий
«Традиционные» образовательные технологии | « Современные » образовательные технологии |
Созерцательная | Деятельностная (деятельность в полном смысле слова) |
Эмпирическая | Концептуальная |
Последовательная | Крупноблочная |
Неопережающая | Опережающая |
Объяснительно-иллюстративная | Проблемная |
Гностическая | Личностно-смысловая |
Безальтернативная | Альтернативная |
Монологическая | Диалоговая, взаимная |
Академическая | Ситуативная |
5 слайд
Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи американского философа-идеалиста Джона Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учение через делание».
Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.
Что определяет сегодня качество труда любого коллектива? Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, такие как проектная, проектно-исследовательская.
Организация проектной, исследовательской деятельности в учреждении -мощная инновационная технология.
Проектно-исследовательская технология-это система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себя многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский метод, проблемный, поисковый и многое другое.
Перед современным педагогом поставлена сложная задача - воспитать активную, творческую, мыслящую личность, стремящуюся познать мир, себя и себя в мире.
Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектно – исследовательской деятельности.
6 слайд
Что же такое проект?
Проект – в переводе с латинского языка означает «самостоятельный поиск пути».
Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике.
- во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого – либо документа.
- во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных проектов – Интернет.
- и третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.
Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит достаточно относительный характер. Но всё же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.
7 слайд
В современной педагогике активно развиваются три основных вида проектирования, которые различаются по объекту преобразования, целевой направленности и результата:
- социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
- психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
И как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить об образовательном проектировании.
8 слайд
Рассмотрим классификацию типов проектов:
- По продолжительности времени:
- Краткосрочные;
- Среднесрочные;
- Долгосрочные.
2. По использованию дидактических средств:
- Классические;
- Информационные;
- Коммуникативные.
3. По способу преобладающей деятельности:
- Исследовательские;
- Познавательные;
- Творческие;
- Игровые;
- Практико-ориентированные.
4. По количеству участников в проекте:
- Индивидуальные;
- Коллективные;
- Парные;
- Групповые.
5. По уровню интеграции:
- Предметные;
- Межпредметные.
Но чаще всего применяется только один – учебно-познавательный проект.
Учебно-познавательный проект – это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися». За определённое время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.
Но прежде чем научить ученика, учитель должен сам овладеть проектным мышлением. Полезно заниматься пр0ектно – исследовательской деятельностью даже по внедрению новых для себя технологий во временных творческих группах, где у каждого идёт смена профессионального мышления и переориентация от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).
Каждый из нас, изначально, по своей природе – исследователь. И как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
И сейчас я попрошу вас взять анкету № 1 и отметить те компетенции, которые относятся к проектной деятельности педагога.
Анкетирование.
9 слайд
Своё выступление я хотела бы закончить словами: « Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты».
Анкета №1
Основные компетенции современного учителя.
* Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
* Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений / компетенций).
* Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
* Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
* Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
* Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
* Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
* Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
* Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
* Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.
* Уметь организовать понятийную работу учащихся.
* Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть так же подвергнута сомнению и критике.
* Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Представление о педагогической технологии предполагает: возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт; возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Карта образовательных технологий «Традиционные» образовательные технологии « Современные» образовательные технологии созерцательная деятельностная эмпирическая концептуальная последовательная крупноблочная неопережающая опережающая объяснительно-иллюстративная проблемная гностическая личностно-смысловая безальтернативная альтернативная монологическая диалоговая взаимная академическая ситуативная
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В основе лежат идеи Джона Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учения через делание»
Проект – в переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути»
Три основных вида проектирования социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов
Классификация типов проектов По продолжительности времени По использованию дидактических средств По способу преобладающей деятельности По количеству участников в проекте По уровню интеграции Краткосрочные Классические Исследовательские Индивидуальные Предметные Познавательные Среднесрочные Информационные Творческие Коллективные Игровые Парные Межпредметные Долгосрочные Коммуникативные Практико-ориентированные Групповые
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя уметь самому и научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты
Предварительный просмотр:
Классификация типов проектов | ||||
По продолжительности времени | По использованию дидактических средств | По способу преобладающей деятельности | По количеству участников в проекте | По уровню интеграции |
Краткосрочные | Классические | Исследовательские | Индивидуальные | Предметные |
Познавательные | ||||
Среднесрочные | Информационные | Творческие | Коллективные | |
Игровые | Парные | Межпредметные | ||
Долгосрочные | Коммуникативные | Практико-ориентированные | Групповые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.
laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...