Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства.
материал
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации обновленных ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_30.11.22.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение учителей начальных классов
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации обновленных ФГОС
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ средняя школа №10
Королёва Лина Николаевна
г.о. Жуковский, 2022 г.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»
В.А.Сухомлинский
В последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет хорошие результаты: младшие школьники легко владеют компьютером, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию в соцсетях. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и не уважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Это происходит из-за того, что у современных школьников нет четкого представления о добре и зле, любви и равнодушии, красоте и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко, броско и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию.
Ещё одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу.
Именно предметы эстетического цикла помогают восполнить этот пробел в воспитании духовно-нравственной личности. СЛАЙД 3
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство» является принцип «через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания школьников является: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Предмет ИЗО, как никакой другой, способствует развитию и формированию лучших качеств личности, так как процесс обучения строится на изучении высочайших образцов культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ.
Уникальная значимость образовательной области «Изобразительное искусство» в том, что вся деятельность учителя подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. СЛАЙД 4
Первое приобщение к этому у обучающихся происходит на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского. Начиная с 1-го класса эта программа построена на тех принципах, что даже самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность - ребенок выступает в роли художника и деятельность по восприятию искусства -ребенок выступает в роли зрителя. СЛАЙД 5
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Умение созерцать, изучать, любоваться, проникать умом и мыслью в предмет созерцания, ощущать себя частью этого прекрасного мира. На это направлены темы: «Изображения всюду вокруг нас.», «Мастер Изображения учит видеть.», «Художники и зрители.», «Красоту надо уметь замечать.», «Урок любования. Умение видеть.» СЛАЙД 6
На следующем этапе дети учатся видеть прекрасное в простом, творить и оберегать красоту окружающего мира: «Мир полон украшений.» - 1 класс, «Цветочная поляна», «Радуга на грозовом небе», «Осенний листопад», «Веточки деревьев с росой и паутиной.» - 2 класс, «Волшебные фонари.», «Удивительный транспорт» - 3 класс. СЛАЙД 7
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. На это нацелены темы, воспитывающие любовь к Родине и бережное отношение к родной природе: «Город, в котором мы живем.» - 1 класс, «Осенний лес», «Графика зимнего леса», «Наши друзья – птицы», «Изображение характера животных» - 2 класс, «Парки, скверы, бульвары.», «Праздник в городе.» - 3 класс, «Пейзаж родной земли» - 4 класс.
Но мне хотелось бы более подробно остановиться на программе 4-го класса. СЛАЙД 8
Все 1-ое полугодие в 4-ом классе посвящено народному искусству и культуре нашей родины, что помогает воспитывать к своему родному краю, к своему народу, к Родине, патриотизм.
«Пейзаж родной земли.» Дети рассматривают картины таких великих художников как Н.Рерих «Горы», П.Кузнецов «Мираж в степи», И.Левитан «Березовая роща», «Над вечным покоем», И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы», «Дебри», И.Гробарь «Февральская лазурь», В.Борисов-Мусатов «Куст орешника».
«Деревня-деревянный мир.» И.Левитан «Золотая осень. Слободка», В.Стожаров «Северные села».
Работы детей. СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Умение видеть внешнюю и внутреннюю красоту в других людях, человеколюбие. «Красота человека.» У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту. У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в душу. В образе женской красоты выражались представления о празднике о счастье, о самом дорогом и светлом в жизни. Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма уделялось столько внимания. И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Коровин «Северная идиллия», Б.Кустодиев «Сенокос», «Праздники в деревне»..
СЛАЙД 11
Знать, помнить, ценить, уважать и оберегать историю, культуру и традиции своего народа учат такие темы: «Памятники архитектуры.», «Музей в жизни города.», «Картины исторические и бытовые.», «Скульптура в музее и на улице.» - 3 класс, «Народные праздники.», Б.Кустодиев «Праздники в деревне», «Родной угол.» «Древние русские города-крепости.» Белокаменный кремль Дмитрия Донского», фрагмент иконы «Битва суздальцев с новгородцами», «Древние соборы». А.Васнецов «Города русской земли.», «Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва.» А.Васнецов «Новгородский торг», Э.Гертнер «Соборная площадь в Московском Кремле», К.Рабус «Московский Кремль» «Узорочье теремов», «Пир в теремных палатах.» А.Рябушкин «Едут!», А.Васнецов «Царевна-лягушка», В.Васнецов «Палата царя Берендея» -
- 4 класс. Работы детей. СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
Знать и уважать историю других народов. Интерес и толерантное отношение к культуре и традициям народов разных стран мира. «Древняя Эллада»(Фидий «Посейдон, Аполлон. Артемида.», «Всадники на празднике Панафинеи», Поликлет «Дорифор».) «Европейские города средневековья.» (Братья Лимбурги «Средневековый город», Миниатюра «Пир у королевы») «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.», «Народы гор и степей.», «Города в пустыни», «Многообразие художественных культур в мире» П.Кузнецов «Степь», П.Чернышев «Девочка с козленком». - 4 класс.
Работы детей. СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
Милосердие, сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость, человечность... «Материнство». Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» П. Пикассо, «Колыбельная» Е.Сидоркин, «Тишина» Б.Неменский и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства. «Мудрость старости». Перед детьми предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» П.Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: найти и придумать сюжет о том кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке. Древний рельеф «Раненая львица».
Работы детей. СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
Понимание высокой ценности человеческой жизни. Ответственность, мужество, героизм, достоинство, самопожертвование, чувство долга… «Древнерусские воины – защитники» А.Васнецов «Богатыри». «Герои-защитники» И.Матрос Памятник К.Минину, Д.Пожарскому., О.Роден Граждане Коле. «Юность и надежды» З.Серебрякова «Портрет дочерей», В.Тропинин «Портрет сына».
Работы детей. СЛАЙД 18
Это формирует у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми формируется гармоничная личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.
СЛАЙД 19
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству». Томас Манн
СЛАЙД 20
«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.»
Ф. Достоевский
Используемая литература
1. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
2.Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.:Просвещение, 20013.
3.Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение. 20013.
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 20013.
6.Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. М.: Просвещение, 20013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с народным искусством...