Мастер- класс. ОРКСЭ НОО
учебно-методический материал (4 класс)

Чехова Людмила Алексеевна

Мастер- класс. ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс ОРКСЭ.29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ (СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2)

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Древняя мудрость

Эта фраза мне понравилась, когда я бороздила бескрайние просторы интернета при подготовке к сегодняшнему выступлению. Я решила поточнее узнать, кому она принадлежит. В статьях многих коллег учителей встретила я эту древнюю мудрость. Из этой мудрости по мнению авторов - учителей следовало, что воспитательная цель на уроке истории, литературы, математики, физики и т. д. самая главная.

Меня заставило это задуматься, а что же на самом деле имел ввиду древний старец?

В Евангелии от Матфея Иисус Христос учил народ притчей о сеятеле и семенах: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»

(СЛАЙД 3)

Семя есть слово Божие (Евангелие).

Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) слово Божие.

Земля - сердце человеческое.

В Послании Апостола Павла к Галатам сказано:

 «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Теперь Апостол говорит о том, что кто свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, — конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, — получит вечную жизнь.

Так вот о каких добрых семенах говорил старец! Сеять их мы можем на всех уроках. И, конечно же, главенствующая роль отводится урокам ОРКСЭ.  И о плодах мы скорее всего узнаем уже не в этом тленном мире. Слушая однажды одного батюшку о преподавании курса Основ православной культуры в школе, мне запомнилась его фраза: «Если спустя несколько десятков лет опустившийся человек, лёжа в грязи под забором, вспомнит то, что когда-то в светлом детстве одна добрая тётя-учительница рассказывала ему о Боге…»

Наше посеянное семя принесёт плод!

Начинать вести уроки ОРКСЭ было очень сложно, не смотря на пройденные курсы. Но учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам.

(СЛАЙД 4)

 При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я  использую следующие методы обучения:

• проблемный;

• частично-поисковый;

• исследовательский;

• стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

       Использовала технологии:

• проблемное обучение;

• информационно – коммуникационные технологии;                                                                                                                                                                                                                                        • игровые технологии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      Формы организации учебной деятельности:

• фронтальная работа;

• групповая работа;

• парная работа;

• индивидуальная работа.

        Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков.

         Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы. На уроках я активно применяю ИКТ: презентации, работа с интерактивной доской. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомились с изучаемыми понятиями, но и получали возможность рассмотреть всё в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, путешествовать во времени. Демонстрации видеороликов позволяли учащимся совершать виртуальные экскурсии по святым местам.

Приведу примеры работы на некоторых уроках.

Урок« Христианская семья»

Что такое семья?

 Какие существуют традиции создания семьи?

Как складываются отношения в семье?

Как обо всем этом рассказать детям?

Как дать им первые уроки того, как создать настоящую крепкую семью? (СЛАЙД 5)

Русская пословица гласит «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Значит, какой бы успешный человек не стал в профессиональной сфере своей деятельности, какой бы он богатый и влиятельный не был, самое главное – это его личное счастье – его семья.

Конечно в такой важной теме, как воспитание будущего семьянина необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В качестве примера покажу прием формирования семейных ценностей на уроке для  учеников 4 класса. В основе – сказка А.С. Пушкина.

(СЛАЙД 6)

Что за прелесть эти сказки!

СЛАЙД 7)

В частности  -«Сказка о царе Салтане». А.С. Пушкин, будучи истинно русским человеком и знающий его традиции, сумел все это воплотить через свои гениальные произведения. Давайте посмотрим, как это получается. Итак, семья, семейные ценности.

1.Создание семьи начинается с венчания (и отец, и сын)(СЛАЙД 8/1)

2. Семья создается не только по собственному хотению, а с разрешения родителей(благословляет Гвидона на брак его мать.(СЛАЙД 8/2)

3. Любовь и верность хранят  друг другу Салтан и его жена (ни один не вступил вторично в брак). Этого же требует от Гвидона и его невеста («…жена не рукавица»)СЛАЙД 9/1)

4. Смотрим следующий отрывок. (СЛАЙД 9/2).Как проявлялось это воспитание?

(Супруга царя ни единым словом не обвинила мужа в предательстве. Верила ему и воспитывала сына в любви к отцу)

Почитание родителей

(СЛАЙД 10/1)

   5. Гвидон правит с разрешения царицы

(СЛАЙД 10/2)

6. Сын прощает своего отца и ждет его возвращения в семью.

Сын продолжает почитать родителей и после женитьбы. Посмотрите отрывок и скажите, в чем это проявляется? (Сначала обращается к матери, а потом к жене, сообщая о приезде отца)

(СЛАЙД 11)

Нарушают традиции девицы, пытаясь из зависти разрушить брак царя Салтана, освященный Богом. Посылая подложные письма с сообщением о рождении не ребенка, а уродца, указом царя об изгнание супруги, собираются убить ее.

Отношения в христианской семье

(СЛАЙД 12)

Семью часто называют малой Церковью. Почему? Потому что отношения в семье должны строиться как в церкви. Подобно тому как Иисус Христос из-за любви к людям идет на смерть и страдания, так и муж в семье берет на себя все трудности и удары жизни, ради любви к своей семье. Жена, как верная помощница, стремится разделить все трудности и заботы мужа, любя его и вместе с ним жертвуя собою (своими интересами, желаниями) ради детей. Дети любят своих родителей и почитают их, как верующие любят и почитают Самого Бога. Все вместе они соединены неразрушимым союзом любви, как Христос и Церковь. Дети в семье, как народ в церкви, со вниманием и почтительностью относятся к родителям.

На уроке дети работали со словарём по точному выяснению смысла слов «семья», «родословная», «фамилия»; беседовали о том, почему в древности семьи были большие; как выглядят современные семьи; какие должны быть взаимоотношения в семье и почему; высказывали предположение о происхождении своих фамилий. работали с китайской притчей «Ладная семья».Сделали вывод: что семья считается важнейшей ценностью потому, что именно в семье люди узнают о традициях народа своей страны, об основах веры, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом.

Урок «Добро и зло».

 После прочтения пословиц на доске «Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать», дети самостоятельно определили тему и цели урока. Вспомнили сказки, одна из главных в них тем – тема добра и зла, добрых и злых персонажей.  Обратимся опять к героям сказки А.С.Пушкина

Нравственные и безнравственные поступки героев

Автор рассматривает поступки героев сказки только через призму заповедей Господних:

(СЛАЙД 13/1,2,3)

Почитание Бога и надежда на Его помощь. На какую помощь надеялась царица? (царица верила, что Господь обернет зло, причиненное ее семье -  добром, спасет ее и сына из бочки, брошенной в море).                        

Почитание родителей;

Не убий (пытаются убить царицу и наследника);

Не завидуй (сестрам захотелось самим стать царицами);

(СЛАЙД 14/2)

Не клевещи на ближнего своего: (оболгали царицу в том, что она  родила «…неведомую зверушки…»).

И через заповеди Блаженства:

(СЛАЙД 13/4)

Будь смиренным и кротким, наследуешь землю (получил город Гвидон);

(СЛАЙД 14/1)

Будь милостив, и тебя помилуют (Гвидон не мстил теткам, не казнил их за мать и Салтан их прощает);

Если изгоняют тебя, потому что ты лучший, значит, получишь награду.

На уроке работали над смысловым значением слов – распределяли их по двум колонкам: добро и зло; познакомились со смыслом притчи «Два волка». В конце урока, ребятам было предложено  задание. Его я сейчас предлагаю вам.

У каждого из вас на парте лежит ладошка. Напишите  на ней свой добрый поступок, который вы совершили и считаете его действительно морально добрым.

А сейчас   мы составим  из добрых поступков солнце, которое поможет  нам и дальше делать только добрые дела.

(СЛАЙД 15)

На уроке « Совесть и раскаяние» интересным было задание «Цветик- семицветик»

Цель: объяснить значение фразеологизмов.

Я предлагаю это задание вашему вниманию

Вы по очереди отрываете лепесток, на котором написан фразеологизм и объясняете его.

*По чистой совести.    

*Со спокойной совестью.    

* Совесть замучила.

*Для очистки совести.    

* Крик совести.

*Совесть заговорила.      

*Угрызение совести.

- Какой можно сделать вывод?

 Вывод. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести, потому   что совесть – внутренний судья человека.

Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужили тексты пословиц, поговорок и  крылатых выражений.

(СЛАЙД 16)

Например:

Добро помнится долго, но зло…(еще дольше).

Кто посеял колючки,…(не пожнёт виноград)

 Труд кормит,…(а лень портит),

Семь раз отмерь, …(один отрежь)

Самая большая глупость в жизни человека - это…(ложь), самая большая печаль - это…(зависть), самое большое утешение - это…(добрые дела)

В своей практической работе я придаю большое значение самостоятельной работе учащихся по усвоению программного материала. Для этого использую работу с текстом учебника, дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Стараюсь создать на уроке обстановку, при которой ученик не может сидеть на уроке «без мысли в голове, без дела в руках». Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую прием «Пометки на полях» из технологии критического мышления.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

(СЛАЙД 17)

Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Сейчас мы поработаем с текстом. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.

       В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Часть тем проекта предлагают авторы программы Учащиеся, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предложили темы близкие и интересные именно им с их точки зрения для своих итоговых творческих работ.

(СЛАЙД 18, 19)

Такие как: «Моя малая Родина», «Моя родословная», «Профессии моих родителей», « Храм моей мечты».  И каждая тема решает определённые воспитательные задачи.

(СЛАЙД 20)  Хочется отметить, что 100% обучающихся приняли участие в социальных проектах  и акциях: «Рядом с нами живут ветераны», «Всем в этом мире хватит места»,  «Зеленая планета» , « Внимание! Дед Мороз!»и др.

(СЛАЙД 21)По некоторым темам ребята писали мини-сочинения.  

Представляю отрывки некоторых сочинений.

На уроках мной использовалась мультимедийная продукция, красочный иллюстративный материала и фрагменты музыкальных произведений. Музыка – пища для души. Она затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух. На уроках православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка.

(СЛАЙД 22)

И, конечно же, рефлексия. Для рефлексии использую метод неоконченных предложений:  

  1. Сегодня я узнал(а)…..
  2. Было интересно…
  3. Я выполнял(а) задания……
  4. Урок дал мне для жизни…..
  5. Мне захотелось…..
  6. У меня получилось……

Я вас сейчас попрошу провести рефлексию моего мастер-класса, используя этот метод.

(СЛАЙД 23)

Большое всем спасибо. И в заключении хотелось бы сказать:

Я убеждена, что для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ребенка, понять этот мир и создать реальные условия для его духовно-нравственного самосозидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Мастер-класс "Работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ как средство формирования личностных УУД"

Данная презентация предназначена для учителей, ведущих курс ОРКСЭ (модуль "Православная культура") в 4 классе. В ней представлены виды  работ с художественным произведением при формировании лично...

Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"

Мастер-класс по ОРКСЭ. Проект "Энциклопедия слова "счастье"...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Мастер-класс ОРКСЭ "Семейные ценности"

Мастер-класс ОРКСЭ "Семейные ценности" 4 класс...