Применение технологии эффективного чтения на уроках окружающего мира
статья (4 класс)

Тарновская Светлана Александровна

В данной статье рассказывается об одном из приемов для развития смыслового чтения- эффективного чтения и том, как его применить на уроках окружающнго мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарновская Светлана Александровна

Применение технологии эффективного чтения на уроках окружающего мира

  Технология эффективного чтения- это технология развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В своей работе я использую один из приёмов данной технологии- инсерт. Инсерт позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее.

  Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

  Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.

  В чём же состоит особенность этого приёма?

  Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: v-знаю, +- новая информация, ?- хотел бы узнать подробнее.

Далее заполняется таблица:

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

  Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.

Пример заполненной таблицы по теме «Как возрождалась Русь» урока окружающего мира в 4 классе:

V

+

?

Самые безопасные и удобные для жизни-земли на северо-востоке

Они удалены от Орды

Плодородные земли, богатые леса, реки и озёра

Ремесленники на Руси: гончары, кузнецы, сапожники, плотники, камнерезы, мастера, изготавливающие оружие и доспехи

Троицкий монастырь возник в середине ХIVвека

Иван Данилович Калита- внук Александра Невского

Москва стала центром княжества

Иван Калита стал сам собирать дань для Золотой Орды и приберегал часть для развития княжества

Калита- прозвище от древнерусского «калита»- кошель с деньгами.

Шапка Мономаха- символ власти

Как выглядело оружие того времени?

Как выглядел Иван Калита? Была ли у него семья?

Размер дани, которую платила Русь золотой Орде?

Сохранилась ли шапка Мономаха? Где можно её увидеть?

  Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым, затем говорим о том, что хотелось бы узнать.

   Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

  Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

  Таким образом, с использованием на уроках приёма «инсерт», я замечаю, что дети учатся:

  1. Ориентироваться в источниках информации, в учебниках, что очень важно для младших школьников в их обучении.
  2. Сортировать материал на главный и второстепенный.
  3. Критически подходить к оценке новых знаний.
  4. Делать выводы.

Библиографический список

  1. Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 60. [Электронный ресурс]: сборник трудов всероссийских научно-практических конференций / Интертехинформ; под ред. Каргина А.В.– Сетевое издание.– Тула: Интертехинформ, 2019.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.

О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

       3.   https://ir-mm.ru/priem-insert/?ysclid=lf5ssmvazr468389922


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Применение технологии творческого чтения на уроках литературного чтения

Описание опыта работы по теме"Технология творческого чтения". Приведены технологии и приёмы. которые помогают повысить интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читате...

Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира

Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира...

Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»

                      Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...