Применение технологии эффективного чтения на уроках окружающего мира
статья (4 класс)
В данной статье рассказывается об одном из приемов для развития смыслового чтения- эффективного чтения и том, как его применить на уроках окружающнго мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_effektivnogo_chteniya_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарновская Светлана Александровна
Применение технологии эффективного чтения на уроках окружающего мира
Технология эффективного чтения- это технология развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В своей работе я использую один из приёмов данной технологии- инсерт. Инсерт позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее.
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.
В чём же состоит особенность этого приёма?
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: v-знаю, +- новая информация, ?- хотел бы узнать подробнее.
Далее заполняется таблица:
V | + | ? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. | Отмечается все новое, что стало известно из текста | Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.
Пример заполненной таблицы по теме «Как возрождалась Русь» урока окружающего мира в 4 классе:
V | + | ? |
Самые безопасные и удобные для жизни-земли на северо-востоке Они удалены от Орды Плодородные земли, богатые леса, реки и озёра Ремесленники на Руси: гончары, кузнецы, сапожники, плотники, камнерезы, мастера, изготавливающие оружие и доспехи | Троицкий монастырь возник в середине ХIVвека Иван Данилович Калита- внук Александра Невского Москва стала центром княжества Иван Калита стал сам собирать дань для Золотой Орды и приберегал часть для развития княжества Калита- прозвище от древнерусского «калита»- кошель с деньгами. Шапка Мономаха- символ власти | Как выглядело оружие того времени? Как выглядел Иван Калита? Была ли у него семья? Размер дани, которую платила Русь золотой Орде? Сохранилась ли шапка Мономаха? Где можно её увидеть? |
Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым, затем говорим о том, что хотелось бы узнать.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
Таким образом, с использованием на уроках приёма «инсерт», я замечаю, что дети учатся:
- Ориентироваться в источниках информации, в учебниках, что очень важно для младших школьников в их обучении.
- Сортировать материал на главный и второстепенный.
- Критически подходить к оценке новых знаний.
- Делать выводы.
Библиографический список
- Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 60. [Электронный ресурс]: сборник трудов всероссийских научно-практических конференций / Интертехинформ; под ред. Каргина А.В.– Сетевое издание.– Тула: Интертехинформ, 2019.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.
О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
3. https://ir-mm.ru/priem-insert/?ysclid=lf5ssmvazr468389922
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления на уроках, окружающего мира и литературного чтения.
Статья...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...
О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.
Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...
Применение технологии творческого чтения на уроках литературного чтения
Описание опыта работы по теме"Технология творческого чтения". Приведены технологии и приёмы. которые помогают повысить интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читате...
Статья Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира
Применение технологий критического мышления на уроках окружающего мира...
Мастер - класс «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающего мира» 3 класс, раздел «Безопасность». «Экологическая безопасность»
Конспект мастер-классаТема: «Эффективность использования технологии проектной деятельности на уроках окружающе...