Выступление на августовском районном педагогическом совете
методическая разработка
Индивидуализация профессионального развития педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samolyuk_i.v._vystuplenie_na_avgustovskom_pedsovete.docx | 30.6 КБ |
diagnostika.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация профессионального развития педагогических работников . |
«Обучать – значит вдвойне учиться». (Ж. Жубер)
Самолюк Ирина Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
Слайд №1
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё быстрыми темпами, поэтому знания, полученные людьми ранее, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Школа нуждается в переменах. И в центре этих преобразований важную роль играют учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам современных школьников. Ведь качество обучения детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста и профессионального развития.
Слайд №2
Профессиональное развитие - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его учениками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения.
Слайд №3
Существует несколько уровней профессионального роста педагога:
1-й уровень - педагогическая умелость (педагогическая техника), связанная с умением педагога управлять собой и умением воздействовать на других, умением раскрывать технологическую сторону педагогического процесса;
2-й уровень - педагогическое мастерство, включающее в себя систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности педагога;
3-й уровень - готовность к инновациям (нововведениям) как сплав психологического, теоретического и практического стремления, потребности внедрять новое в педагогический процесс;
4-й уровень педагогическое творчество как практическое поведение, связанное с модернизацией, видоизменением новых идей;
5-й уровень - готовность педагога к созданию авторской педагогической технологии, заключающаяся в согласованности методических приемов, оригинальности их сочетания в целостной системе, наличии авторского стиля педагогической деятельности;
6-й уровень - наличие индивидуального (авторского) стиля педагогической деятельности;
7-й уровень - уровень разработки и реализации авторской программы;
8-й уровень - уровень формирования индивидуальной методической системы, характеризующейся целостностью, оригинальностью и результативностью применения индивидуальных приемов и средств;
9-й уровень - разработка авторской педагогической системы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности.
Слайд №4
Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:
- посредством самообразования, саморазвития и самореализации
(ИППР)
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в методической работе. ( курсы, семинары, круглые столы, наставничество, аттестация, конкурсы, издательская деятельность, научно-практические конференции, работа ШМО, ВПГ, ТЛ, сетевое взаимодействие)
Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Эффективным средством профессионального развития является ИППР.
Слайд №5
Индивидуальный план профессионального развития педагога (ИППР) - это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее педагогу подняться над повседневностью, текучкой, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. ИППРП составляется педагогом на срок от трех до пяти лет (или на один год) и утверждается Школьным методическим советом Школы. Чтобы составить ИППР методическому отделу школы необходимо провести диагностику по содержательным аспектам профессиональные затруднения педагогов (анкетирование, посещение уроков, мероприятий)
Слайд №6
Результаты комплексной диагностики показали, что в той или иной мере учителя испытывают следующие затруднения:
- формирование универсальных учебных действий (молодые специалисты)
- в овладении навыками организации системы групповой и индивидуальной работы с учащимися (молодые специалисты)
- навыки проектирования уроков в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода (молодые специалисты)
- реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
- трудности в формировании системы регуляции школьниками своего поведения и деятельности;
- проблемы при работе с родителями неблагополучных семей.
- с внедрением цифровых технологий и ЦОП
Все выявленные затруднения учитель отражает в своём ИППР и работает над их устранением.
Задачи ИППРП:
- систематизация и анализ педагогической деятельности педагогов;
- планирование и корректировка педагогической деятельности педагогов;
- комплексное развитие предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций педагогов в области профессиональной деятельности;
- - совершенствование педагогического мастерства (овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания, изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта);
- формирование психологической и профессиональной готовности педагога к работе в режиме постоянного саморазвития.
- организация представления и распространения педагогического опыта.
( слайд №7)
Слайд№8
Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. В школе созданы необходимые условия для прохождения курсовой подготовки педагогов, получения высшего образования на базе средне-специального. 17 педагогов из 20 в этом учебном году прошли курсовую подготовку.
Остановлюсь подробнее на втором пути профессионального роста учителя. Это работа МО. В школе организована работа МО классных руководителей, МО учителей начальных классов и ТЛ по курсу «Социокультурные истоки» Разнообразна деятельность МО: проведение открытых уроков с анализом и самоанализом; практикумы, деловые игры, семинары, обсуждение наиболее сложных вопросов обучения и воспитания. Положительное, что пришло к нам с пандемией, так это возможность услышать любого учителя района на заседании районных МО.
Слайд №9
Новой формой методической работы современного педагога является сайт учителя. Сайт – это целостный информационный ресурс, и безусловно, на его создание потребуется огромное количество времени, сил, а главное знаний и умений. Цели у сайта могут быть различными: повышение уровня образования своих учеников, достижение максимальных результатов их развития; распространение своего опыта, своих разработок; поиск единомышленников; обмен профессиональным опытом с коллегами и многое другое. Преподаватель, имеющий свой сайт, обладает высоким профессиональным уровнем.
Слайд №10
И еще одна из возможностей, доступная каждому учителю - участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, стажерских практиках, фестивалях и т.п. главная цель которых – стать профессионально более успешным. Учитель становится узнаваемым, повышается его профессиональный и социальный статус, возрастают квалификационные возможности и профмастерство.
Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. В нашей школе имеют : высшую категорию - 10 чел., первую категорию - 4 чел. , соответствие занимаемой должности – 4 чел. , без категории (молодой специалист) – 4 чел
Слайд №11
Молодые педагоги, приходящие в ОУ сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе, испытывают затруднения в организации образовательной деятельности, грамотного построения урока, рефлексии собственной деятельности, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Появилась необходимость в создании в нашем учреждении системы наставничества - «Школы молодого специалиста». Только при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Для молодых специалистов разрабатывается план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам, планам самообразования, планам повышения квалификации.
В ходе работы с молодыми педагогами наставники приобретают новые знания, ориентируются на новые реалии современного образования. Происходит передача молодым педагогам опыта по рефлексии своей педагогической деятельности (выявление своих слабых и сильных сторон в работе и умение сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения).
В этом году, в рамках работы «Школы молодого специалиста», в нашем учреждении проводился профессиональный конкурс «Молодой специалист – 2021» Учитель музыки Казыева Е.В. была награждена дипломом второй степени. Наши молодые специалисты активные участники районных конкурсов « Учитель года -2019 и 2021», участники окружных конкурсов
«Портфолио молодого педагога»
Деятельность наставника, в рамках работы «Школы молодого специалиста» в образовательном учреждении, способствует тому, чтобы из молодого специалиста за время обучения «вырос» молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности.
Слайд №12,13
Вывод:
Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.
Овладевая названными выше возможностями и расширяя их, учитель пройдет по всем ступеням профессионального роста: от педагогической умелости к новаторству, через мастерство и творчество. Самым лучшим результатом труда учителя всегда будет благодарность его учеников и родителей.
Предварительный просмотр:
Диагностика соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям профессионального стандарта
Ф.И.О. работника |
|
Должность | |
МО |
Шкала оценки показателей:
«2» –оптимальный уровень (показатель реализуется полностью); «1» –средний уровень (показатель реализуется частично, есть резервы); «0» – недостаточный уровень (показатель практически не реализуется).
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
А. Обобщённая трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» (код А/01.6)
Критерии | Показатели | Кол-во баллов | |||
2018 самооценка | 2018 внеш.оценка |
самооценка |
внеш.оценка | ||
Трудовые действия
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
|
|
|
|
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
|
| |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
|
|
|
| |
Планирование и проведение учебных занятий |
|
|
|
| |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
|
|
|
| |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых |
|
|
|
|
| результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | ||||
Формирование универсальных учебных действий |
|
|
|
| |
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) |
|
|
|
| |
Формирование мотивации к обучению |
|
|
|
| |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
|
|
| |
Необходимые умения
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
|
|
|
|
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
|
|
|
| |
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
|
|
|
| |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
|
| |
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
|
|
|
| |
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
|
|
|
| |
Необходимые знания
| Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
|
|
|
|
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
|
|
| |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
|
|
|
| |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
|
|
| |
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
|
|
|
| |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
|
|
| |
| Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
|
|
|
|
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребѐнка, трудового законодательства |
|
|
|
| |
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
|
|
|
| |
Конвенция о правах ребѐнка |
|
|
|
| |
Трудовое законодательство |
|
|
|
|
- Трудовая функция «Воспитательная деятельность» (код А/02.6)
Критерии | Показатели | Кол-во баллов | |||
2018 самооценка | 2018 внеш.оценка |
самооценка |
внеш.оценка | ||
Трудовые действия
| Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
|
|
|
|
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
|
|
|
| |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
|
|
|
| |
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
|
|
|
| |
Проектирование и реализация воспитательных программ |
|
|
|
| |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
|
|
|
| |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
|
|
|
| |
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
|
|
|
| |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
|
|
|
| |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
|
|
| |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
|
|
|
| |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
|
|
|
| |
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
|
|
|
|
| Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
|
|
|
| Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
|
|
|
|
| Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
|
|
|
|
| Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
|
|
|
|
| Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
|
|
|
|
| Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
|
|
|
|
| Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
|
|
|
|
| Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
|
|
|
|
Необходимые знания
| Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|
|
|
|
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
|
|
| |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
|
|
| |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
|
|
|
| |
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
|
|
|
| |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
|
|
| |
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
|
|
|
|
- Трудовая функция «Развивающая деятельность» (код А/03.6)
Критерии | Показатели | Кол-во баллов | |||
2018 самооценка | 2018 внеш.оценка |
самооценка |
внеш.оценка | ||
Трудовые действия
| Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
|
|
|
|
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе |
|
|
|
| |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
|
|
|
| |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
|
|
|
| |
Оказание адресной помощи обучающимся |
|
|
|
| |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
|
|
|
| |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
|
|
|
| |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
|
|
|
| |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
|
|
|
| |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
|
|
|
| |
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
|
|
|
| |
Необходим ые умения
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
|
|
|
|
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий |
|
|
|
| |
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
|
|
|
| |
| Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
|
|
|
|
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
|
|
|
| |
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
|
|
|
| |
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
|
|
|
| |
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
|
|
|
| |
Формировать детско-взрослые сообщества |
|
|
|
| |
Необходим ые знания
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
|
|
|
|
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
|
|
|
| |
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
|
|
|
| |
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
|
|
|
| |
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
|
|
|
| |
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
|
|
|
| |
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".
Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....
Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год
Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...
Доклад на августовской районной педагогической конференции (2018-2019 уч.г.)
Тема: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»...
Августовское совещание педагогических работников Озинского района «Развитие образования – инвестиции в человеческий капитал». Выступление по теме: Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на основе современных образовательных технологий». Дистан
Авторы курса: учителя начальных классов МОУ "СОШ р. п. Озинки" Прокопьева Елена Николаевна, Лазарева Татьяна Николаевна. Перед школой поставлены нов...
Выступление на итоговом заседании педагогического совета об итогах реалиации общешкольного проекта " Лаборатория когнитивного развития"
В 2018-2019 учебном году педагоги были нацелены на использование активных образовательных практик в организации работы с открытой информацией и решению нестандартных задач. В начальной школе програ...
Выступление на августовском районном заседании учителей начальной школы по теме "Методическая помощь молодым учителям в подготовке и проведении урока в соответствии с реализацией ФГОС НОО"
Выступление было адресовано молодым учителям, которые начинают свою педагогическую деятельность....