Метод "Шесть шляп мышления " для развития мышления школьников
методическая разработка
Описание метода "Шесть шляп" для развития мышления школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_shest_shlyap_myshleniya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод «Шесть шляп мышления»
Эдварда де Боно для развития мышления школьников
Мы живём в обществе перемен, а поэтому каждый человек вынужден учиться в продолжение всей жизни.Объект этого обучения всегда будет изменяющимся, а способ обработки этих объектов следует формировать в школьные годы – это умение работать с текстом, умение думать, творчески мыслить, последовательно выполнять умственные операции (сравнение, обобщение, систематизацию), владеть различными способами обработки информации, делать выбор, учиться понимать других людей и сотрудничать с ними. Этому отвечает метод Шести Шляп Мышления Эдварда де Боно.
Метод «Шесть шляп» разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне.
Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.
Задачи:
- Формирование и развитие информационной компетентности;
- Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
- Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.
- Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
- Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
Прежде чем рассмотреть метод «Шесть шляп мышления», предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением, обратимся к основным положениям теории о природе и видах мышления. В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления», Мышление является высшим познавательным процессом.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. К основным типам мышления можно отнести теоретическое и практическое. Теоретическое мышление в свою очередь делится на два вида: теоретическое понятийное и теоретическое образное. Практическое мышление также имеет два вида: наглядно- образное и наглядно-действенное. Оба рассмотренных типа мышления, как правило, дополняют друг друга, раскрывают в большей полноте разные стороны бытия. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности было бы не столь глубоким и разносторонним, каким оно является на деле.
В основу концепции своего метода Э. де Боне положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».
Метод «Шляпы мышления» как раз и предназначен для повышения эффективности взвешенного типа мышления.
Почему именно шляпы? Вот как на этот вопрос ответили сами дети: «Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли».
«Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу.
Алгоритм работы:
1.Задается проблемная ситуация.
2.Разделение учащихся на группы
3.Выбор шляпы учащимися группы
4.Работа учащихся по направлению , которое определяет цвет шляпы
Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? –На занятиях знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка и т.д.
После того, как ребята легко научаются пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? –
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научаются выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют, а как бы могла закончиться та или иная ситуация, то есть выделять интересные моменты, вводится символ зеленой шляпы.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Знакомство с другими шляпами происходит символично, а более конкретная работа проводится уже в начальной школе.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы, вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю картину и принять нужное решение.
Если сказать простыми словами, метод «Шесть шляп» — это техника мышления, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 шляп мышления Эдварда де Боно
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделит...
Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков)
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...
Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:· выявить преимущества и недостатки;· выдвинуть ...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...