Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: «Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку в 4 классе»
статья (3 класс)

Сергеева Тамара Павловна

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

по теме:

«Система работы по подготовке к проведению ВПР по русскому языку   в 4 классе»

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/449/449705/6079cd22961e3697024783.png

Докладчик : учитель начальных классов Сергеева Т.П.

П. Измайловский

 2021 год

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.

    Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Натаскать детей за пару недель и даже месяцев невозможно. Работу по подготовке к ВПР лучше начать как можно раньше.

   При подготовке к проверочной работе по русскому языку много внимания уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные,предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых. Много подобных заданий предлагается и в рабочей тетради по русскому языку В.П.Канакиной. Система заданий которой направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами информации.

При подготовке учащихся к выполнению второй части работы использую следующие виды работ:

  1. упражнения в классификации согласных звуков:

Упражнение 4. В каких словах звуков больше, чем букв? Обведи номера всех верных ответов.

1) Вьюга;

2) ест;

3) юла;

4) клюв;

5) муравьи;

6) объявление;

7) воробья;

8) пояс.

Упражнение 5. В каком слове есть мягкий согласный звук? Обведи номер ответа.

1) Рожь;

2) сплошь;

3) брошь;

4) чушь;

5) роскошь;

6) гуашь.

Упражнение 6. В каких словах больше букв, чем звуков? Обведи номера всех верных ответов.

1) Местный;

2) карусель;

3) метель;

4) чудесный;

5) солнце;

6) якорь;

7) ветер;

8) считать.

Упражнение 7. В каком слове все согласные звонкие? Обведи номер ответа.

1) Мороз;

2) южный;

3) вглубь;

4) вдруг;

5) плод;

6) жираф.

  1. упражнения для развития умения разбирать слова по составу:

Упражнение 19. Укажи слово, которое образовано при помощи суффикса. Обведи номер ответа.

1) Походка;

2) выписка;

3) полоска;

4) покрышка;

5) подснежник;

6) посадка.

Упражнение 20. От данных корней образуй существительное, прилагательное, глагол. Выдели корень.

Корень

Существительное

Прилагательное

Глагол

-корм-

-груз-

-бел-

-желт-

3)упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме:

Упражнение 10. Прочитай стихотворение. Какой частью речи являются выделенные слова? Напиши, что они обозначают.

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

М. Митрейкин

Ответ.

Зайка косой (_______) – .

Девчонка с косой (_______) – .

Речная коса (_______) – .

Косит косой (_______) – .

Упражнение 11. В каких словосочетаниях выделенное слово имеет прямое значение? Обведи номера всех верных ответов.

1) Золотая рожь;

2)спит река;

3) горят дрова;

4) ледяной взгляд;

5)свежий ветер;

6)ледяная глыба;

7) железная дорога; 8) железноездоровье.

Упражнение 12. Укажи лексическое значение слова «масленок». Обведи номер ответа.

1) Бутерброд со сливочным маслом;

2) кусочек растопленного масла;

3) съедобный гриб со слизистой кожицей на шляпке;

4) масляные перчатки.

Упражнение 13. Укажи значение фразеологического оборота «льет как из ведра». Обведи номер ответа.

1) Поливает из ведра;

2) сильный дождь;

3) дырявое ведро;

4) носит воду в ведре.

  1. упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении:

Упражнение 17. Укажи правильное высказывание. Обведи номер ответа.

1) Глагол склоняется;

2) глагол в прошедшем времени изменяется по родам (в ед. ч.);

3) глагол изменяется по падежам;

4) глагол в будущем времени изменяется по родам.

Упражнение 18. Дополни пословицы словом «ум», укажи падеж этого слова.

1) Чужим __________ (_____) в люди не выйдешь.

2) По одежке встречают, по _________ (_____) провожают.

3) Голова без ___________ (_____) что фонарь без свечи.

4) Не украшай платье, а украшай __________ (_____).

5) Книга в суме в пути – тягость, книга в _________ (_____) в пути – облегчение.

Упражнение 19. Укажи верные высказывания. Обведи номер ответа.

1) Имена существительные бывают трех склонений;

2) имена существительные изменяются по родам;

3) имена существительные изменяются по числам;

4) имена существительные изменяются по падежам.

Упражнение 20. В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?

1) Кудрявый дубок (______, ______);

2) маленького олененка (______, ______).

Составь и запиши два предложения с одним из словосочетаний в разных падежах.

5)упражнения для правильной расстановки ударения в словах:

Упражнение 22. В каком слове ударение падает на последний слог? Обведи номер ответа.

1) Банты;

2) щавель;

3) торты;

4) свекла.

Большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстом. Здесь использую методы работы над смысловым чтением. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Особое внимание уделяется работе по составлению плана текста. Работа над планом начинается со 2 класса. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивать логическое мышление учащихся. Во 2 классе предлагается детям вопросный план ,т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении. Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста. На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту. Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

Упражнение 17. Прочитай текст и выполни задания.

На лугу гуси щипали траву. Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжелой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и невредимые.

(По Е. Носову.)

17.1. Озаглавь текст. _______________________________________.

17.2. Восстанови верную последовательность пунктов плана.

____ Белый гусь – спаситель дюжины гусят.

____ Гибель гуся.

____ Гуси на лугу.

17.3. Определи тип текста. Напиши.

________________________________________________________

17.4. Запиши основную мысль текста.

________________________________________________________

______________________________________________________

Упражнение 20. Укажи группы предложений, которые можно назвать текстом. Обведи номера всех верных ответов.

1) Осень удивительно богата запахами. Весеннее солнце светит ярко. Желтые листья покрывают землю легким ковром.

2) Голодно осенью перелетным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

3) На поляне стояла стройная рябинка. У ручья растут ивы. Скоро настанет холодная зима.

4) Весело играли с Машей. Купили вчера кубики. Моя мама работает лаборантом в поликлинике. У нее в кабинете много всяких пробирок и колбочек.

5) На соревнованиях весело. Болельщики кричат, поддерживают свои команды. А сколько сил прибавляется у участников, когда они чувствуют поддержку. Соперникам не выиграть!

6) Наступила долгожданная зима. Барсук залег в спячку. Мышка тоже поглубже спряталась в свою норку. Белочка уже давно сделала себе запасы на зиму. Даже косолапый крепко заснул.

В начале четвертого класса уже начинаю работать с детьми по демонстрационным версиям ФГОС, использую типовые задания Е.В.Волковой. Стараюсь проработать обе части задания подробно, чтобы обучающимся было все ясно и понятно.

Конечно, огромную роль в подготовке к ВПР играет и эмоциональный настрой учеников. Многие испытывают страх, неуверенность в себе, боятся, что не справятся с работой. Чтобы им помочь преодолеть страхи, я в своей работе использую план-памятку:

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на круглом столе для учителей начальных классов по теме: "СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА»"

В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут р...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Система работы по подготовке к проведению ВПР.

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР)....

«Система работы по подготовке к проведению ВПР»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по подготовке и проведению ВПР в начальной школе...

Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению....

Система работы по подготовке к проведению ВПР

Система подготовки учащихся к проведению комплексной работы, ВПР - это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Повторение "Предложение". Подготовка к контрольной работе."

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Повторение "Предложение". Подготовка к контрольной работе." за 1 четверть....