Активизация познавательных интересов на уроках через использование компьютерных технологий.
статья (2 класс)

Хизетль Светлана Байзетовна

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной техники. Меняется и роль учителя в информационной культуре: он должен стать проводником информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного. Формирование творческой личности – одна из главных задач российского образования.

Современные дети довольно быстро осваивают разнообразные гаджеты. А мы, учителя, должны идти в ногу со временем, став для ребенка проводником в мир новых технологий.

Я работаю учителем начальных классов уже много лет. В глазах  моих учеников горит огонек любопытства и любознательности, они радуются  новым знаниям и навыкам. Главная задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательных  интересов на уроках через использование компьютерных технологий.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной техники. Меняется и роль учителя в информационной культуре: он должен стать проводником информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного. Формирование творческой личности – одна из главных задач российского образования.

Современные дети довольно быстро осваивают разнообразные гаджеты. А мы, учителя, должны идти в ногу со временем, став для ребенка проводником в мир новых технологий.

Я работаю учителем начальных классов уже много лет. В глазах  моих учеников горит огонек любопытства и любознательности, они радуются  новым знаниям и навыкам. Главная задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.

Несомненно, урок должен быть продуктивным. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных  технологий. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила  меня.

Знания в данной области я черпала из разных источников: методической литературы, наблюдения за опытом коллег, мастер-классов, интернет - сообществ, просмотра видео роликов  и вебинаров.

    Активизация познавательной интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.

Творческий человек может

•         успешно адаптироваться в социуме;

•         противостоять негативным обстоятельствам;

•         находить позитивные выходы из сложных ситуаций;

•         способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы,  фундамента образования. И от того, каким будет этот фундамент,  зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

 При умелом использовании  ИКТ помогают учителю разнообразить учебное занятие, сэкономить урочное время, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.

С применением ИКТ  меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В стандартную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Монитор компьютера  (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Компьютерное обучение,  несомненно, имеет преимущества перед традиционным:

·                   классическое  объяснение  нового материала сочетается  с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;

·                   электронные задания для индивидуальной работы можно успешно  использовать на этапе закрепления изученного материала;

·                   электронные материалы можно использовать при проведении контроля  усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся;

·                   использование электронных материалов на занятиях внеурочной деятельности.

 Однако применение ИКТ в образовании не приведет к желаемому эффекту, если в основе применения средств икт на уроке не лежат педагогические технологии. Следовательно, под интерактивной технологией на основе ИКТ мы понимаем совокупность методов, средств обучения, позволяющих осуществлять целенаправленное методическое руководство учебно-познавательной деятельностью.

В своей работе использую информационные технологии в разных направлениях. Особо хочу остановиться на трёх:   

·                   демонстрация слайдов (использование презентаций);

·                   работа над проектами

·                   использование интерактивной доски

 Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках  начальной школы

В своей практике я использую свои созданные или переработанные презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты.

Компьютер я использую  на всех этапах обучения.

На экране могут также появляться определения, схемы, алгоритмы, которые содействуют формированию логических универсальных учебных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений).

Учимся писать безударную гласную в корне. Например, в начале урока ставим вопросы, по которым формулируется правило, а затем оформляется модель правила.

Также на уроке открытия нового знания при создании проблемной ситуации особый эмоциональный отклик вызывают слайды с видеофрагментами из любимых детьми мультфильмов.

С целью формирования регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование) при подготовке к уроку закрепления изученного продумываю, как в презентации на первом слайде на уроке совместно с детьми выстроить план урока или составить карту путешествия. А в течение урока двигаться по плану или возвращаться к данному слайду, чтобы проследить свой путь, где побывали, что решили, что ещё предстоит узнать.

Использование таких презентаций способствует эффективному решению задач, поставленных на уроке.

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на экран, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников. Хорошими помощниками стали электронные приложения к УМК «Школа России».

Второе направление работы – использование проектных форм Даже младший школьник уже может выполнить простой  по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель освоить необходимое предметное содержание, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и выступает со свей работой.

Тем самым у учащихся формируются общеучебные УУД – определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного и научного, публицистического и официально-делового стилей .

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Третье направление работы – использование интерактивной доски.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.

Следует отметить, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, серьёзных навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку, поэтому на уроках удобно совмещать использование доски с презентацией и работать на слайдах. 

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков с использованием компьютерных технологий

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет дру...

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Организация и оценивание урока с использованием компьютерных технологий.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. ...

Создание адаптивной среды на уроках через использование здоровьесберегающих технологий.

Адаптивная образовательная среда– социально – педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к ...