Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Отличительная черта интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Если учитель будет использовать интерактивные технологии обучения на уроках в начальной школе, то это будет способствовать тому, что ученики научатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию, что положительно скажется на их дальнейшем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_vospitaniya_v_nachalnom_obshchem_obrazovanii.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы воспитания
в начальном общем образовании
апрель 2023
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в активном режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.
При применении интерактивных методов роль классного руководителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: развития умение эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы с учащимися; развития творческих способностей учащихся; активизации воспитательной работы; активизации познавательной деятельности; приобретения учениками опыта публичных выступлений; повышения самооценки учащихся; постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков.
При применении интерактивных методов педагог может выступать в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта педагог излагает материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта педагог обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
К интерактивным методам относятся: работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; дискуссия; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары; конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; мозговой штурм; интерактивная экскурсия; деловые и ролевые игры; тренинги; социальные проекты; педагогический коллаж; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.
Можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:
1. взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мыследеятельности;
2. процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;
3. воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности; Формы и методы интерактивного воспитания можно разделить на:
- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
- тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания. Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов, А.О. Интерактивные методы в образовательном процессе [Текст]/ А.О. Блинов. – М.: Издательство «Научная библиотека», 2014. – 262 с.
2. Фридман, Л.М. Психологическая наука учителю [Текст] /Л.М. Фридман. – М.: Издательство «Просвещение», 1985. – 224с.
3. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности [Текст]/ В.М. Лизинский. – М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2013. – 160с.
4. Смирнов, С.А.Педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С.А. Смирнов. – М.: Издательство «Просвещение», 2013. – 512 с.
5. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения[Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 474 с.
6. Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
7. Коджаспирова, Г.М. Практикум и методические материалы [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательство «Владос», 2003. – 416 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании».
Реферативная работа....
Психолого – педагогические особенности интегративных методов обучения (интерактивные игры) в начальном общем образовании.
Примерение активных методов на уроке....
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2020 году...
План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году
Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в 2021 году...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...