Шаблон психолого-педагогической характеристики ученика
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Малеева Дарья Александровна

Данный шаблон Вы можете использовать при составлении психолого-педагогической характеристики ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика ученика

 

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

1.1. Анкетные данные.

                              1. Дата и место рождения ____________________________________

                                                 2. Домашний адрес __________________________________________

                                                 3. сведения о родителях ______________________________________

                                                      ________________________________________________________                                     1.2. Сведения  о  состоянии здоровья

           1. Часто ли болеет (часто, средне, редко);

           2. Хронические заболевания (какие); _________________________________

           3.  Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; неадекватная смена настроений;
  • стабилен  в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение;
  • возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

1.3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

   

1.4. Внешкольные занятия (систематические)

           1.Занятия общественно-полезным трудом (каким) ________________________________

         2. Занятия художественной самодеятельностью (какой);

         3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);

        4. Занятия спортом (каким); _

        5. Занятия организационной работой  (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка

2.1. Направленность интересов:

     1.  на учебную деятельность.

     2.  на трудовую деятельность.

     3.  на художественно-эстетическую деятельность.

     4.  на достижения в спорте, туризме.

     5.  на отношения между людьми.

2.2. Отношение к  порученному делу:

1.Общественная активность

  • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
  • Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое

      собственное время.

  • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
  • Редко принимает участие в общественных делах.
  • Отказывается участвовать в общественных делах.

 2. Трудолюбие

  • Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
  • Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи недобросовестного или некачественного выполнения работы редки.
  • Редко охотно берется за работу.
  • Чаще всего старается уклониться от любой работы.
  • Всегда уклоняется от выполнения любого дела

 3. Ответственность

  • Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
  • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
  • Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
  •  Очень редко выполняет порученное ему дело.
  • Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
  • Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
  • Редко сам начинает новое дело.
  • Почти никогда сам не начинает новое дело.
  • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

 5. Организованность

  • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
  • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
  • Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.
  • Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени
  • Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

 6. Любознательность

  • Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
  • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

      и культуры.

  • Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
  • Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.  
  • Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

  7. Аккуратность

  • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
  • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
  • Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
  • Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
  • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда  

       неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

2.3. Отношение  к  людям

 8. Коллективизм        

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

       оказать помощь и поддержку.

  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

«Не лезь не в свое дело».

  9. Честность, правдивость

  • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

       когда это ему  «невыгодно».

  • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
  • Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
  • Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.
  • Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость

  • Активно борется с тем, что считает несправедливым.
  • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
  • Редко выступает против того, что считает несправедливым.
  • Не добивается справедливости.
  • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

 11. Бескорыстие

  • В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
  • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
  • В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
  • В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

 

12. Общительность

  • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
  • Как правило, с удовольствием общается с людьми.
  • Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
  • Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества

  • Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
  • Как правило, помогает товарищам.
  • Помогает товарищам, когда его просят.
  • Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
  • Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость

  • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
  • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.
  • Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает  ему разделить чувства других людей.
  • Почти не умеет сочувствовать другим.
  • Совершенно  не  умеет сочувствовать другим,  товарищи  не любят  «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичность

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
  • Часто бывает невежлив и нетактичен.
  • Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.
  • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

2.4. Отношение к себе  

16. Скромность

  • Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
  • Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
  • Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.
  • Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он  принимает очень малое участие, к чему имеет мало  отношения.
  • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

/ 7. Уверенность в себе

  • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
  • Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае    

действительной    необходимости.

  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
  • Часто при выполнении заданий,  поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам  

       может справиться.

  • Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

  • Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
  • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
  • Порой  прислушивается   к  справедливым  замечаниям,  старается   их учитывать.
  • К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
  • Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.  

 19. Умение рассчитывать свои силы

  • Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не  слишком трудные.
  • Как правило,  верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.
  • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
  • В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
  • Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

  • Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
  • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
  • Стремится  в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
  • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

  • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
  • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
  • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
  • Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
  • Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

2.5. Волевые качества личности

22. Смелость

  • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
  • В большинстве случаев отступает перед силой.
  • Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

  • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
  • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
  • Иногда колеблется перед ответственным решением.
  • Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
  • Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия,

      не отступает перед трудностями.

  • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.

      Противоположные случаи редки.

  • Доводит до конца задуманное, лишь,  если трудности его выполнения незначительны

      или требуют кратковременных усилий.

  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

  • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
  • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
  • Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
  • Часто не может подавить нежелательные эмоции.
  • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

2.6. Положение  ребенка  в  школ е

26. Авторитет в классе

  • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
  • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  • Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков,   или среди девочек и т.п.
  • В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатия

  • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
  • В классе ребята относятся к нему с симпатией.
  • Пользуется симпатией только у части одноклассников.
  • Пользуется симпатией у отдельных ребят.
  • В классе его не любят.

28. Авторитет во внешкольных объединениях

  • Является безоговорочно признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная .школа,  музыкальная школа, клуб,  дворовая компания и т.п.).
  • Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного  объединения  (спорт.школа,  муз.школа,  клуб, дворовая   компания и т.п. ).
  • Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений.
  • Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется

(спорт.школа, клуб, и т.п.).

  • Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3.   Особенности психических проиессов и эмоциональность

29.Внимание

  • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
  • Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
  • Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.
  • Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
  • Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

30.  П а м я т ь

  • При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им   легко.
  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
  • Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.
  • Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
  • При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.    
  • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает  смысловые ошибки.

31.Мышление

  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные  оригинальные решения.
  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные  оригинальные способы решения.
  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе,

     обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

  • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом

       обдумывания и решения задач.

  • Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32. Э м о ц и о н а л ь н а я  р е а к т и в н о с т ь

  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез

взволновать рассказ, фильм.

  • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.
  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
  • Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий  эмоциональный  тонус

  • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
  • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
  • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
  • По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.
  • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная  уравновешенность

  • Всегда спокоен,  у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
  • Эмоционально уравновешен.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям
  • Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

Примечание: задача данной карты – схемы – помочь учителю, классному руководителю, наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном счете выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

       Заполнение данной карты-схемы в основном строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом  из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо выбрать присущую ученику степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по данной схеме родителями или самим учеником. В этом случае в шаблоне по линейке подчеркивают нужное цветными линиями. Например:   ученик подчеркивает синим цветом, родители – зеленым, учитель – красным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика класса(ШАБЛОН)

Шаблон для психолого-педагогической характеристики класса...

психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...

«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Этот материал может помочь учителю в проведении родительского собрания....

«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»

Психолого-педагогическое просвещение родителей о причинах неуспеваемости младших  школьников...

«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»

1. Цели, задачи, направления деятельности. Программа работы с родителями предназначена для - повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному ...

Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Повышения педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье...

Шаблон психолого-педагогической характеристики класса

Шаблон психолого-педагогической характеристики класса....