Проектная деятельность школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Авторский семинар .Тема: "Проектная деятельность школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторский семинар "Проектная деятельность школьников" | 36.34 КБ |
otzyvy.docx | 12.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к I критерию
Авторский семинар учителя начальных классов Архиповой Лены Ивановны для учителей начального звена
Тема: Проектная деятельность школьников.
Задачи: Раскрыть актуальность проектного метода;
Пополнить знания о проектном методе
Оборудование: проекты, ноутбук, презентации, плакаты, схемы.
План проведения занятия:
1.Представление метода проектов ( кратко )
2.Практическая часть: Работа с методической документацией по проектной деятельности..
3. Вопросы
3. Анализ и оценка семинара. Рефлексия.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий становится приоритетным направлением в работе с обучающимися, формирует у школьников основные умения и навыки исследова-тельской и проектной деятельности.
Проектная технология в образовательном процессе является основным фактором формирования глубокой и содержательной мотивации учащихся не только к собственному процессу обучения определённому пред-мету, но и в дальнейшем может стать основной в выборе профессиональной деятельности. Подготовитель-ная работа школьников к исследованию, сам процесс изучения проблемы и защиты результатов направлены на развитие интереса к исследовательской деятельности и повышение образовательного потенциала школь-ников.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школь-ников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности-становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения , компетенции и ценности.
Младший школьный возраст несёт в себе большие возможности в познании окружающего мира, путём ис-следования. Дети проявляют широкую любознательность, любят наблюдать и экспериментировать, прояв-ляют интерес к познавательной литературе, графическим схемам.
Многие специалисты в области психологии подчёркивают, что умственная деятельность ребёнка, познаю-щего новое, и умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное» открытие, идентичны по своей внутренней механике. Но если в случае с учёным главное- новое знание, то для ребёнка самое ценное- прио-бретённый исследовательский опыт. Формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках научного общества является учебный проект.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по - разному.
Основные требования:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)-исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом –это разрешение данной проблемы на получение результата.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3.Каждый проект требует исследовательской работы учащихся. Т.о., отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт, который разрешил поставленную проблему.
5.Завершающий этап- проект требует презентации, где убедительно доказывается решение проблемы.
Структура проектной деятельности
- ориентация на получение результата (продукт);
- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза и т.д.;
- жесткая фиксация срока достижения результата;
- предварительное планирование действий по достижению результатов;
- программирование -планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности
Компетентности учебного проекта:
- Научить организовывать свою деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, применять их на практике, взаимодействовать с людьми, оценивать достигнутые результаты.
- Научить учащихся объяснять явления действительности –природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять существенные признаки, систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей- формировать свою позицию.
- Научить решать проблемы связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – сформировать способность анализировать, выбирать способы адекватного поведения.
- Сформировать ключевые компетенции- принятия решений, навыки решения проблем, поиска , анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
- Подготовка учащихся к профессиональному выбору
Характеристики проекта
1.Продолжительность. Время
- краткосрочным ( разработан на нескольких уроках; мини-проекты
- среднесрочным (от недели до месяца);
- долгосрочным ( от месяца до нескольких месяцев );
2. Число участников:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые
3.Типология проектов:
- Исследовательские (прикладные)-по структуре напоминает научное исследование. Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждением полученных результатов.
- Творческие проекты-предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это м.б. альманахи, игры, театрализации.
- Ролевые (игровые).Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей или выдуманных героев.
- Информационные –направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Практико-ориентированные- нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и м.б. использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
4. Характер контактов:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные( в рамках одного государства);
- международные
Основные компоненты проекта.
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной или нескольких идей.
4. Изготовление продукта.
5. Испытание и оценка продукта.
Этапы выполнения проекта
I. Организационно - подготовительный этап.
-Обоснование возникшей проблемы и потребности
- Выбор идеи.
- Выбор материалов.
- Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
- Организация рабочего места.
II. Технологический этап
- Выполнение технологических операций.
- Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
III. Заключительный этап
-Создание презентации ;
- Этап оценивания проекта
Оценка проекта
Следует поставить 3 вопроса
- Что будет оценено
- Как будет оценено
- Кто будет оценивать
В конце теоретической части представлю проекты своих учащихся.
Практическая часть
Ведущий. Разделимся на несколько групп.
Задания:
1. Приступая к разработке своего проекта, сформулируйте несколько тем, которые могли бы быть интересными для ваших учащихся. Выберите из них одну для дальнейшей работы. Запишите вашу тему.
2. Исходя из содержания темы и ее соответствия программным элементам содержания, выберите возрастную группу учащихся, которые будут выполнять проект. Зафиксируйте.
3. Сформулируйте основополагающий вопрос и проблемные вопросы учебной темы. Запишите их.
Информационная справка.
Основополагающий вопрос всегда затрагивает ключевые идеи изучаемой темы. На него нельзя ответить одним предложением: он уходит вглубь учебной дисциплины. Формулирование такого вопроса почти всегда предполагает наличие подвопросов, которые мы будем называть проблемными вопросами темы. Эти вопросы, в свою очередь, являются предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основной вопрос темы. Вместе с тем они не имеют однозначного правильного ответа, намеренно провоцируют учащихся и создают мотивацию к деятельности.
4. Сформулируйте дидактические цели проекта. Запишите. Информационная справка.
Под дидактическими целями понимается цель учителя в учебном процессе, в котором проект представляет собой метод достижения цели.
Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи между знаниями в разных учебных предметах.
5. Сформулируйте методические задачи. Запишите.
Информационная справка.
Под методическими задачами понимаются задачи учащихся, связанные с формированием у них определенных знаний, умений, навыков и компетенций.
Пример: в результате участия в проекте учащиеся научатся проводить социологические исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.
6. Выберите темы индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта.
Информационная справка.
Темы индивидуальных исследований учащихся подбираются, исходя из темы проекта, его целей и задач. Они должны отражать поставленные проблемные вопросы, т. е. иметь уже в формулировке исследовательскую нагрузку.
7. Рассмотрите гипотезы решения проблемных вопросов вашей темы. Запишите гипотезы, для формулирования которых используйте слова: предположим; допустим; возможно, что; что, если.
8. Определите творческое название проекта и запишите его.
9. Определите форму представления результатов.
Информационная справка.
Результаты проекта могут быть представлены в следующих формах: журнал, видеоклип, компьютерная презентация, вебсайт, публикация, информационный бюллетень, видеофильм, выставка, игра, серия иллюстраций, сценарий.
Пример: проект представлен следующими материалами:
- презентацией проекта учителем;
- презентациями исследований учащихся;
-дидактическими материалами поддержки проекта;
-методическими материалами поддержки проекта.
10. Обсудите источники информации. Это могут быть материалы на печатной основе, интернет-ресурсы.
11. Обсудите ход самостоятельной работы учащихся в группах. Составьте план работы, обозначив этапы работы и виды деятельности.
| Название этапа | Вид деятельности |
|
|
|
12. Подумайте, как помочь учащимся в подготовке презентаций по отчету о проделанной работе.
13. Защита полученных результатов и выводов проводится по определенным правилам.
Информационная справка.
Время выступления - не более 10 минут. Если проект представляется индивидуально, то не более 5 минут.
Время для обсуждения - до 10 минут. При обсуждении следует назвать три наиболее сильные стороны представленного проекта, два момента, требующих доработки, внести свои предложения по усовершенствованию проекта, сделать итоговый вывод и поставить общий балл за выступление.
III. Подведение итогов.
Ведущий. Семинар является первым шагом в процессе разработки и проведения проектов. В течение времени участники семинара, продолжая работать в группах, будут выполнять последующие шаги продвижения проекта. В конце обозначенного периода времени группы или индивидуальные участники представят проекты к защите. Участие в конкурсах предоставляет возможность раскрыть свои таланты и наклонности, оказаться в кругу единомышленников, обменяться мнениями для дальнейшего повышения уровня проектной и исследовательской деятельности.
Предварительный просмотр:
Сегодня присутствовали на авторском семинаре учителя начальных классов АОНО «Гуманитарный лицей» Архиповой Л.И.
Семинар организован грамотно, проведен на высоком профессиональном уровне с использованием интерактивных форм. Учитель начальных классов Лена Ивановна рассказала об опыте работы по данной теме, дала рекомендации по практическому использованию проектных технологий в образовательном процессе.
Лена Ивановна - современный и динамичный, творческий и талантливый учитель, провела для нас, начинающих учителей, практическую часть по проектной технологии. На семинаре мы услышали много практико-ориентированных советов по работе с проектной технологией.
Учитель начальных классов: Быскасова А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и проектная деятельность школьников
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальнымобразованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить дв...
проектная деятельность школьников
Данная работа представляет собой мой опыт работы...
Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.
На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах, особенно остро стоят вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов форм...
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС...
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА...
Проектная деятельность школьника
Проектная деятельность школьника. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Проектная деятельность школьников, это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. В начальной школе ученики получают первые навыки исследов...