ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
проект

Проектная деятельность школьников, это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. В начальной школе ученики получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются, воспитываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_shkolnikov.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Бальжанова Ф.В., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №19

Аннотация 
Проектная деятельность школьников — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. В начальной школе ученики получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются, воспитываются.

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой как рыбы,

Нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

 В концепции ФГОС общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

           В современных условиях обществу нужны умные, воспитанные, активные люди. Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжел. Следствием этого является переоценка ценностей, бездуховность, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения. Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся, поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребенок часами смотрит фильмы триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Трудно в ребенке воспитать чувство честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

 От школы нельзя требовать полного решения всех задач воспитания. Это может сделать только общество в союзе со школой. Но школа может повлиять на часть того мира, в котором живет ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Классный руководитель, педагог могут добиваться очевидных результатов в решении этих задач.

  Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, B первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребенка. Ученик, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

 В нравственном воспитании обучающихся мне помогает проектная деятельность, которая является наиболее привлекательной для сегодняшних учеников. Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

 Я считаю, что именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.

  В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит развитие их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. Проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и взрослых, воспитывать уважительное отношение к членам группы, развивать толерантность. Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

  В рамках внеурочной деятельности была разработана программа «Мои полезные проекты». В течение года дети выполняют ряд проектов, направленных на духовно-нравственное развитие, например: «Мое имя», «Календарь», «Азбука», «Поздравительная открытка», «Моя семья».

  При создании коллективного проекта «Мое имя» обучающиеся осваивают первые навыки работы в группе. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной «визитной карточкой» его носителя. Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении. Рассматриваются варианты обращения среди сверстников. Этот проект учит детей обращаться друг к другу в различных ситуациях.

   Коллективные проекты «Азбука» и « Календарь» создаются как подарок. Часто в представлении детей подарок — Это что-то материальное, какая-то конкретная вещь: желанная игрушка, яркая книга, игра, нарядное платье, сладости. Спросите у детей: а что же такое — подарок? Да, подарок дарят. Но для чего это делают, зачем? Часто подарок — лишь традиция, ритуал. Важно осознать детям, что подарок для близкого человека — это, прежде всего, желание доставить радость, удовольствие, сделать неожиданный и приятный сюрприз. Умение делать подарки не приходит само собой. Ребенка нужно непременно этому учить. Как? Есть много способов. Цель — донести до ребенка важную мысль: ценность подарка определяется не его стоимостью, а вниманием дарителя, желанием порадовать.  Порой даже очень дорогая вещь не доставляет никакого удовольствия, если подарена без души. Важно, что бы подарок был оригинальным и соответствовал интересам того, кому мы его дарим. Чем чаще мы будем вместе с ребенком готовить подарки и сюрпризы для близких и друзей, тем с большей долей вероятности подросший человечек захочет самостоятельно порадовать окружающих B преддверии очередных праздников.

Цель проекта — научить ребенка испытывать удовольствие не только от получения подарков, но и от процесса их выбора, изготовления и вручения.

 Дети самостоятельно выполняют страничку календаря, который они подарили своим семьям на новый год, «Азбука» — подарок будущим первоклассникам.

 Проект «Поздравительная открытка». Открытка — универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой.

   При создании открытки на 8 Марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка на 23 Февраля и 9 Мая способствуют формированию патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовности защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат.

   Неотъемлемой частью воспитательной работы является взаимодействие с родителями. В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: нe отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относится к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнерские отношения: согласовывать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа — это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, проводить совместные дела и мероприятия, но только на основе добровольного участия в них детей и родителей.

  В этом нам помог проект «Моя семья». Дети знакомят с традициями своей семьи, ищут общие интересы у детей и родителей, перенимают традиции других. Происходит передача школьникам значимых культурных и жизненных ценностей, воспитывается уважение и любовь к родителям, формируется культура общения в семье. Семья может и должна создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

С родителями своих учеников я провожу беседы в рамках родительских собраний и индивидуальные консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.  

         Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в ceбe, умение наслаждаться окружающим миром. При проведении любого воспитательного мероприятия главное — обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам найти ответ на вопрос, как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо прослушивания нотации о правильном поведении дети будут совершать нравственные  поступки и осваивать ценностные нормы поведения. То правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.

И ещё хотелось бы сказать  об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример педагога и воспитателя, его отношение к детям, которое имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

 Литература:

  1. Начальная школа - журнал 2012 год №9
  2. Начальная школа – журнал 2014 год №9
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации, 2011 год
  4. ЗАВУЧ начальной школы (научно-практический журнал), 2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...

Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания

проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма ч...

Проектная деятельность в работе учителя начальных классов, как средство духовно – нравственного и патриотического воспитания

проанализирована работа учителя по созданию проекта духовно-нравственной направленности «Мы не имеем права забывать…». Основная идея проекта – воспитание в детях патриотизма ч...