Структура урока-исследования в технологии ТМДО в начальной школе.
статья

Пысина Светлана Павловна

Как построить урок в технологии ТМДО, чтобы дети не теряли интереса к предмету, чтобы ученики самостоятельно добывали знания и радовались новым открытиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdo_struktura_uroka.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток;

 но не иметь самостоятельных мыслей –  еще гораздо больший;

самостоятельные же мысли  вытекают только

из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

Структура урока-исследования в технологии ТМДО в начальной школе.

Как ребенок задолго до начала обучения в школе познает окружающий мир? Любой поиск нового знания начинается у ребенка с возникновения вопроса, невозможности что-то осуществить, т. е. с   возникновения проблемы.  Это структурное звено мышления предшествует постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. (Матюшкин, 2003, с. 269)Полная структура мыслительного  акта,   по словам А.М. Матюшкина, имеет 3 звена:

  • Самостоятельное формулирование проблемы
  • Поиск  решения
  • Обоснование

Создать условия для порождения и осуществления в учебном процессе структуры цикла мыслительного акта, начиная с самого первого этапа возникновения вопроса, формулирования проблемы и включая завершающий этап доказательства или обоснования найденного решения, совсем непросто. Организация и проведение такого урока- исследования  требуют от учителя особого искусства.

Что необходимо помнить  учителю при подготовке таких занятий?

  • Чем меньше активности, тем меньше усвоение знаний
  • Мышление начинается с постановки проблемного вопроса, мышление активно включается в проблемной ситуации
  • Максимальное использование анализаторов  повышает усвоение знаний
  • Но прежде всего учителю необходимо знание методики проведения учебного исследования, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.

Структура урока исследования в начальной школе в технологии МДО.

  1. Мотивация  (создание проблемной ситуации)
  2. Исследование в малых группах
  3. Обмен информацией
  4. Организация информации
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.
  7. Применение

Хорошо известно, что существуют две  основных разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Индукция  переходит от отдельных подробностей           ( частного) к связному взгляду на положение (общему).  Дедукция  от общего движется к рассмотрению частных вопросов.

Урок состоится, если учитель  сможет правильно выстроить этап мотивации.
Этап мотивации или создание проблемной ситуации  - это ключевой этап в случае как индуктивного, так и дедуктивного исследования. От него зависит -  состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована,  то не может быть подлинного исследования и творческого поиска решения проблемы. Всем ясно, что результатом поиска решения будет приобретение нового знания.

А что же должен уметь ученик на этом этапе урока уроке?

  • Умение ставить вопрос
  • Формулировать свои идеи, предположения, выдвигать гипотезы

Мотивация – это этап творческий, это полет фантазии, здесь не может быть отрицательных отметок. Учитель поощряет учащихся такими фразами:

  • Это интересный вопрос, интересное предположение
  • Даже не могу понять,  что здесь важнее
  • Здорово

Цель этого этапа развитие исследовательских умений, развитие умения задавать вопросы, формулировать гипотезы. На этом этапе можно поиграть с  идеями. Эрика Ландау говорила: «Когда мы играем с детьми, ребенок учится и не боится  ошибиться и начать поиск заново»

Волшебная шкатулка

Что помогло вам найти отгадку? (вопросы)

Вопросы помогают узнавать новое о предметах. У каждой двери свои ключи, так и в стране знаний нужны свои ключи, которые помогают задавать вопросы. Цвет, форма, размер – это свойства предмета и первые ключи,  с которыми знакомятся первоклассники. Задавайте вопросы, используя ключи.  Ключи  «материал», «вес»,   «функции», «причины»  вводятся позднее .  На дом первоклассники получают задание придумать загадку для одноклассников, используя ключи.

Цель последующих уроков – учиться задавать вопросы, используя ключи. Следующее открытие, которое сделают ученики -  какие бывают вопросы.

  • Какое сегодня число?
  • Как называлась космическая ракета, на которой Юрий Гагарин облетел Землю?
  • Почему исчезли динозавры?
  • Кто носит дом на себе? (Улитка, черепаха)
  • Почему Гагарин стал космонавтом, а не художником?

-Что вы видите на доске? Вопросы/

-Почему одни вопросы помещены в первый столбик, а другие во второй?  (На  два вопроса есть единственно правильный ответ, такие вопросы называются закрытые.  

-Во втором столбике находятся вопросы,  точного ответа на которые не существует или ответ предполагает два и более ответов. Такие вопросы называются открытые.  Учитель поощряет ребят задавать больше открытых вопросов, так как они стимулируют поисковую  активность.  

-Попробуйте превратить закрытый вопрос  в открытый.  Когда в этом году выпал первый снег?  Почему сегодня выпал первый снег? Вам, ребята помогут конструкции «Может ли …» , «А что будет если…»

В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить две  разновидности исследования – индуктивного и дедуктивного типа.  

На этапе мотивации в индуктивном  уроке создание проблемной ситуации  вызовет необходимость поиска ее решения . В дедуктивном   ключе создание проблемной ситуации, обеспечивает возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования.

На этапе исследования в индуктивном  уроке  идет поиск решения проблемы. В дедуктивном    - поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения.

На этапе обмена информации в обоих случаях идет изложение результатов исследования.

На этапе организации информации в индуктивном  уроке  происходит сортировка или классификация полученных в результате исследования материалов, с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения. В дедуктивном     - сортировка или классификация полученных в результате, с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы.

На этапе связывания информации в индуктивном  уроке  происходит открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения. В дедуктивном   идет формулирование заключения о доказанности (опровержения ) гипотезы .

На этапе рефлексии (подведении итогов) в индуктивном  уроке  происходит оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления. В дедуктивном уроке     идет оценивание “малых гипотез”, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения.

На этапе  применения в индуктивном  уроке  ученики новые  знания, решения, идеи используют  в новых условиях. В дедуктивном  уроке используют  гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.

Необходимо отметить, в естественных условиях индукция и дедукция тесно связаны друг с другом. Индуктивное исследование на одном уроке может быть продолжено на другом в дедуктивном ключе.  Систематическое применение рассмотренной методики позволяет детям научиться работать с информацией, обеспечивает развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и приобретение младшими школьниками  исследовательских умений.

Выражаю огромную благодарность Н. Б. Шумаковой и коллективу московской школы «Созвездие»

Литература:

Н.Б. Шумакова «Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе»,  часть1 «Изменение», Москва, 2016

Н.Б. Шумакова «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...

Урок-исследование "От Руси до России" 3 класс.. "Школа XXI века"

Данный материал пригодится учителям, работающим в 3 классе по программе "Школа XXI века" при проведении итогового урока по темн "От Руси до России". Урок проводится в форме исследовательской работы....

Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»

В методическом пособие мной рассматриваются разные подходы к смысловому содержанию понятия портфолио, его цели и задачи. Рассмотрены основные функции, порядок формирования и структура портфолио учащих...

Структура урока-исследования

В материале представлена структура урока-исследования, на основе которой можно создать свой урок данного типа....

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...

Урок - исследование "Хлеб – великое чудо земли" УМК «Начальная школа XXI века»

Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе, научатся, уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....