Структура урока-исследования в технологии ТМДО в начальной школе.
статья
Как построить урок в технологии ТМДО, чтобы дети не теряли интереса к предмету, чтобы ученики самостоятельно добывали знания и радовались новым открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdo_struktura_uroka.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток;
но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший;
самостоятельные же мысли вытекают только
из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К.Д. Ушинский
Структура урока-исследования в технологии ТМДО в начальной школе.
Как ребенок задолго до начала обучения в школе познает окружающий мир? Любой поиск нового знания начинается у ребенка с возникновения вопроса, невозможности что-то осуществить, т. е. с возникновения проблемы. Это структурное звено мышления предшествует постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. (Матюшкин, 2003, с. 269)Полная структура мыслительного акта, по словам А.М. Матюшкина, имеет 3 звена:
- Самостоятельное формулирование проблемы
- Поиск решения
- Обоснование
Создать условия для порождения и осуществления в учебном процессе структуры цикла мыслительного акта, начиная с самого первого этапа возникновения вопроса, формулирования проблемы и включая завершающий этап доказательства или обоснования найденного решения, совсем непросто. Организация и проведение такого урока- исследования требуют от учителя особого искусства.
Что необходимо помнить учителю при подготовке таких занятий?
- Чем меньше активности, тем меньше усвоение знаний
- Мышление начинается с постановки проблемного вопроса, мышление активно включается в проблемной ситуации
- Максимальное использование анализаторов повышает усвоение знаний
- Но прежде всего учителю необходимо знание методики проведения учебного исследования, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод.
Структура урока исследования в начальной школе в технологии МДО.
- Мотивация (создание проблемной ситуации)
- Исследование в малых группах
- Обмен информацией
- Организация информации
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Применение
Хорошо известно, что существуют две основных разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Индукция переходит от отдельных подробностей ( частного) к связному взгляду на положение (общему). Дедукция от общего движется к рассмотрению частных вопросов.
Урок состоится, если учитель сможет правильно выстроить этап мотивации.
Этап мотивации или создание проблемной ситуации - это ключевой этап в случае как индуктивного, так и дедуктивного исследования. От него зависит - состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть подлинного исследования и творческого поиска решения проблемы. Всем ясно, что результатом поиска решения будет приобретение нового знания.
А что же должен уметь ученик на этом этапе урока уроке?
- Умение ставить вопрос
- Формулировать свои идеи, предположения, выдвигать гипотезы
Мотивация – это этап творческий, это полет фантазии, здесь не может быть отрицательных отметок. Учитель поощряет учащихся такими фразами:
- Это интересный вопрос, интересное предположение
- Даже не могу понять, что здесь важнее
- Здорово
Цель этого этапа развитие исследовательских умений, развитие умения задавать вопросы, формулировать гипотезы. На этом этапе можно поиграть с идеями. Эрика Ландау говорила: «Когда мы играем с детьми, ребенок учится и не боится ошибиться и начать поиск заново»
Волшебная шкатулка
Что помогло вам найти отгадку? (вопросы)
Вопросы помогают узнавать новое о предметах. У каждой двери свои ключи, так и в стране знаний нужны свои ключи, которые помогают задавать вопросы. Цвет, форма, размер – это свойства предмета и первые ключи, с которыми знакомятся первоклассники. Задавайте вопросы, используя ключи. Ключи «материал», «вес», «функции», «причины» вводятся позднее . На дом первоклассники получают задание придумать загадку для одноклассников, используя ключи.
Цель последующих уроков – учиться задавать вопросы, используя ключи. Следующее открытие, которое сделают ученики - какие бывают вопросы.
- Какое сегодня число?
- Как называлась космическая ракета, на которой Юрий Гагарин облетел Землю?
- Почему исчезли динозавры?
- Кто носит дом на себе? (Улитка, черепаха)
- Почему Гагарин стал космонавтом, а не художником?
-Что вы видите на доске? Вопросы/
-Почему одни вопросы помещены в первый столбик, а другие во второй? (На два вопроса есть единственно правильный ответ, такие вопросы называются закрытые.
-Во втором столбике находятся вопросы, точного ответа на которые не существует или ответ предполагает два и более ответов. Такие вопросы называются открытые. Учитель поощряет ребят задавать больше открытых вопросов, так как они стимулируют поисковую активность.
-Попробуйте превратить закрытый вопрос в открытый. Когда в этом году выпал первый снег? Почему сегодня выпал первый снег? Вам, ребята помогут конструкции «Может ли …» , «А что будет если…»
В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса целесообразно выделить две разновидности исследования – индуктивного и дедуктивного типа.
На этапе мотивации в индуктивном уроке создание проблемной ситуации вызовет необходимость поиска ее решения . В дедуктивном ключе создание проблемной ситуации, обеспечивает возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза-обобщение, обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования.
На этапе исследования в индуктивном уроке идет поиск решения проблемы. В дедуктивном - поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения.
На этапе обмена информации в обоих случаях идет изложение результатов исследования.
На этапе организации информации в индуктивном уроке происходит сортировка или классификация полученных в результате исследования материалов, с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения. В дедуктивном - сортировка или классификация полученных в результате, с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы.
На этапе связывания информации в индуктивном уроке происходит открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения. В дедуктивном идет формулирование заключения о доказанности (опровержения ) гипотезы .
На этапе рефлексии (подведении итогов) в индуктивном уроке происходит оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления. В дедуктивном уроке идет оценивание “малых гипотез”, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения.
На этапе применения в индуктивном уроке ученики новые знания, решения, идеи используют в новых условиях. В дедуктивном уроке используют гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.
Необходимо отметить, в естественных условиях индукция и дедукция тесно связаны друг с другом. Индуктивное исследование на одном уроке может быть продолжено на другом в дедуктивном ключе. Систематическое применение рассмотренной методики позволяет детям научиться работать с информацией, обеспечивает развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и приобретение младшими школьниками исследовательских умений.
Выражаю огромную благодарность Н. Б. Шумаковой и коллективу московской школы «Созвездие»
Литература:
Н.Б. Шумакова «Междисциплинарное обучение одаренных детей в начальной школе», часть1 «Изменение», Москва, 2016
Н.Б. Шумакова «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе (автор Т. М Рагозина «Технология») УМК « Перспективная начальная школа»
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:Закон Российской Федерации «Об образовании» (стать...
Урок-исследование "От Руси до России" 3 класс.. "Школа XXI века"
Данный материал пригодится учителям, работающим в 3 классе по программе "Школа XXI века" при проведении итогового урока по темн "От Руси до России". Урок проводится в форме исследовательской работы....
Методическое пособие для учителей и родителей «Структура, содержание и принципы формирования портфолио учащегося начальной школы»
В методическом пособие мной рассматриваются разные подходы к смысловому содержанию понятия портфолио, его цели и задачи. Рассмотрены основные функции, порядок формирования и структура портфолио учащих...
Структура урока-исследования
В материале представлена структура урока-исследования, на основе которой можно создать свой урок данного типа....
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...
Урок - исследование "Хлеб – великое чудо земли" УМК «Начальная школа XXI века»
Учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе, научатся, уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"
Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....