мастер-класс «Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»
проект (3 класс)

Шпотаковская Елена Ивановна

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается решение проектных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_3e_klassy.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»

Выполнили:

Шпотаковская Е.И

Рожанская М.В.

Тарабаева Т.А.

учителя начальных классов

март 2023  года

Мастер-класс

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»                                    Карл Роджерс, американский психолог.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8» с.Спасское Шпотаковская Е.И, Рожанская М.В. и Тарабаева Т.А. рады приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»

Введение в тему Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с вами опытом работы по организации проектных задач в начальной школе.

Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектные задачи, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается решение проектных задач. 

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяем решению проектных задач, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектных задач, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре начинаем знакомиться по теме «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Мы ищем первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»

Теперь важно привлечь в союзники родителей. Мы проводим родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. показываю презентации выпускников. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.

Самый лучший вариант, если тема работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

Проектные задачи заставляют и приучают детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований в библиотеке, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, 

Цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению проектных задач как одним из инструментов развития детской инициативности.

Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с младшими школьниками.

Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проектные задачи? (Ответы.)

Проектные задачи – это специально организованные взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Чтобы вы запомнили структуру проектных задач сыграем в игру «Ромашка»

Игра «Ромашка»

На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проектные задачи. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя 7 П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

По ромашке можно легко запомнить структуру проектных задач.

Что же такое «Проектные задачи»?  «проект - это 7 «П»:

1. Подготовка

2Проблема.

3. Проектирование (Планирование

4. Поиск информации.

5. Продукт.

6. Презентация проектного Продукта. 

7.Портфолио

Проектные задачи - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Приведём перечень возможных продуктов проектных задач:

изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;

опрос в форме графика, диаграммы, обобщения

интервью, реклама, демонстрация моделей с комментариями, рефератами

поделки инсценировки, спектакль

Иными словами, проектные задачи - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. 

Проектные задачи - это исследование, поиск, изучение неизвестного.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.

Работа над проектными задачами начинается  1 класса, как только дети переступили порог школы.  (Видеоотчёт)

В 1-ом классе много коллективных проектов: «Числа вокруг нас», «Эта буква нам важна, эта буква нам нужна», « Про кошек и собак или почему они наши меньшие братья?» Учитель выступает тьютером.

Во втором классе  Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности и более осознанно подходят к составлению общего плана проектных задач. Во 2-ом классе появились самостоятельные новые работы. Экологические: «Покормите птиц зимой» «Новинки из мусорной корзинки» «Явления природы радуга».

Художественно-эстетической направленности «Узоры и орнамент на посуде»

В третьем и четвёртом классах происходит работа по усовершенствованию навыков проектных задач. Представляют такие проекты, как «Влияние сотового телефона на организм человека», «Доктор Светофорных наук».

В нашей школе большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Отсюда и проекты «Наш вечный долг живым и павшим» к юбилею окончания ВОВ. «Этих лет не смолкнет слава»

Вы видите, что проектные задачи разрабатывались разнообразные и практически каждая работа имела выход за пределы школы.

Существует у нас в школе преемственность работы учителей начальной школы и старших классов. Учащиеся основной школы уже готовят индивидуальные проекты.

Творческая работа.
Сейчас мы предлагаем вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.

Вы можете взять необходимый материал по выбранной теме и презентовать свою работу.

Повторим алгоритм работы над проектом.

1.Выбор темы

2.Цель

3.План работы

4.Поиск информации

5 Продукт

6.Презентация

У Вас на работу отведено 10 мин. И защита по 3 мин.

(звучит спокойная музыка)

Презентация проектов

- Вот мы посмотрели и послушали выступления наших творческих групп на тему

« Как нам жить в дружбе с природой».

- Чьё сообщение вас больше всего удивило?

- Заставило задуматься?

- Опечалило?

- Понравилось?

Рефлексия. Подведём итог мастер-класса.

На столах у каждого из Вас лежит анкета. Мы просим Вас её заполнить.

Анкета

1. Я считаю, что мастер – класс был __________________________________________.

2. Тема мастер – класса для меня __________________________________________.

3. Свои пожелания о мастер- классе______________________________________

Своё выступление хотим завершить словами «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

В заключении учащиеся 3х классов представят Вам результат проектной задачи по теме «Этих лет не смолкнет слава…», посвящённый 100 летию Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Мы хотим поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе. И хочется призвать всех учителей не бояться внедрять метод проектных задач в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с лихвой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательност...

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Мастер - класс на тему «Использование пальчиковых игр и упражнений на уроках в младшем школьном возрасте»

Адаптивность образовательного процесса повышается в ходе реализации целевых программ: «Здоровье и развитие» «Одаренные дети» «Коррекционно-развивающая работа»...

Мастер-класс «Рисование в графическом редакторе Paint с детьми младшего школьного возраста»

   Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для развития детей младшего школьного возраста.  Основная образовательная цель вв...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста

Материал может быть полезен педагогам, родителям. Вы узнаете как в игровой, непринужденной форме можно организовать проектную деятельность в работе с детьми, научиться читать и открыть для себя увлека...

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего школьного возраста. Печать листьями»

Мы провели с детьми беседу о семье. Как зовут маму и папу, как в семье проводят свободное время и отдыхают. И, конечно же, один из самых любимых детьми вид совместного отдыха это прогулка. В выходной ...