ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
В статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она побуждает учащихся к активной, творческой работе на уроке и дома. Знакомит с приёмами создания модели обучения в технологии РКМЧП, формируя культуру чтения и работу с текстом.
Ключевые слова: технология, развитие, критическое мышление учащиеся, информация, новый материал, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mihaylova.doc.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Михайлова В.В.
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»
г. Йошкар-Ола, РМЭ
Аннотация. В статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она побуждает учащихся к активной, творческой работе на уроке и дома. Знакомит с приёмами создания модели обучения в технологии РКМЧП, формируя культуру чтения и работу с текстом.
Ключевые слова: технология, развитие, критическое мышление учащиеся, информация, новый материал, рефлексия.
Необходимым условием успешного обучения является заинтересованность в знаниях, развития мышления, связной речи, творческих способностей. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые обеспечили бы понимание и усвоение изучаемого материала. Такую возможность даёт технология «Развития критического мышления». Она позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умения анализировать и применять данную информацию.
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия понимания объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Историческая справка: данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления.
Цели:
- развитие аналитического, критического мышления учащихся, необходимых в учебе и в жизни, повышение качества знаний;
- развитие качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности;
- формирование культуры чтения и работы с текстом, ориентации в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации.
Задачи:
1) выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждениии;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст;
7) избегать категоричности в суждениях;
8) быть честным в своих суждениях;
9) определять ложные стереотипы;
10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
11) отличать факт от предположения или мнения;
12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
13) отделять главное от несущественного.
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используется базовая модель изучения: «вызов», « осмысление», « рефлексия».
1. «ВЫЗОВ»: актуализация и обобщение знаний по теме; мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме); побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его.
2. «ОСМЫСЛЕНИЕ»: получение и осмысление новой информации; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями; поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.
3. «РЕФЛЕКСИЯ»: закрепление полученных знаний; обобщение информации; присвоение учеником нового знания; формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. На первом этапе, а также на других этапах урока, можно использовать приёмы: «Корзина» идей, понятий, имён; составление кластера, т.е. схемы: солнце, созвездие, паучок; ассоциации, «Дерево предсказаний», «Карта познания», «Перепутанные логические цепочки». На втором этапе: «Мозговой штурм», дискуссия, пометки на полях – инсерт («+2, «?», «!»), составление макировочной таблицы (знаю, хочу узнать, узнал), «Бортовой журнал», чтение с остановками, парно-групповая работа, игра «Как вы думаете?». На третьем этапе: написание синквейна (пятистрочный белый стих), составление «тонких» и «толстых» вопросов и другие.
Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие учащихся и педагогов.
Список литературы:
1. Варшавер О. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. М.: ЦГЛ, 2005. – 80с.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
3. Мерсентова С., Иргебаева А. Философия и методы RWCT в действии. Казахстанская Ассоциация по Чтению. Алматы, 2012. – 143 с.
4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 445 с. – (Новое в психологии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе
Статья об использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...
Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
Выступление на педагогическом совете....
Методическая разработка технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Статья «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе для учащихся с ОВЗ»
В статье описаны приемы критического мышления...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...