"Особенности проектных технологий в работе со школьниками"
статья
В статье раскрыто понятие и сущность проектных технологий в ходе работы со школьниками, а так же их цели, задачи и требования. Особое внимание уделяется особенностям, содержанию и этапам работы проектных технологий.
Ключевые слова: Проектные технологии, проектный продукт, самопрезентация.
Известно, что проектные технологии появляются в России в первой половине ХХ века, также они назывался технологией проблем, которые напрямую зависят от идей гуманистического направления в образовании и философии. На современном этапе главными технологиями для работы со школьниками являются именно проектные технологии. Основная идея заключена в том, чтобы школьникам была интересна выбранная тема, поэтому её они выбирают самостоятельно исходя из своих интересов. Сама работа может быть самого разного жанра, именно поэтому нужно четко понимать особенности, признаки и отличительные черты проекта от других видов самостоятельной работы ученика (реферат, доклад и другие). Именно поэтому выбранная тема очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_proektnyh_tehnologiy_v_rabote_so_shkolnikami.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проектных технологий в работе со школьниками
Мангасарян Эвелина Нориковна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Армавира
Аннотация: В статье раскрыто понятие и сущность проектных технологий в ходе работы со школьниками, а так же их цели, задачи и требования. Особое внимание уделяется особенностям, содержанию и этапам работы проектных технологий.
Ключевые слова: Проектные технологии, проектный продукт, самопрезентация.
Известно, что проектные технологии появляются в России в первой половине ХХ века, также они назывался технологией проблем, которые напрямую зависят от идей гуманистического направления в образовании и философии. На современном этапе главными технологиями для работы со школьниками являются именно проектные технологии. Основная идея заключена в том, чтобы школьникам была интересна выбранная тема, поэтому её они выбирают самостоятельно исходя из своих интересов. Сама работа может быть самого разного жанра, именно поэтому нужно четко понимать особенности, признаки и отличительные черты проекта от других видов самостоятельной работы ученика (реферат, доклад и другие). Именно поэтому выбранная тема очень актуальна.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. в своем исследовании отметили, что слово «проект» иноязычного происхождения, дословный перевод которого означает «брошенный вперед». Проект характеризуется как самостоятельная работа, которая предполагает её решение наиболее оптимальными способами и представление заранее запланированного результата. Проект может содержать в себе элементы рефератов, докладов, исследований и других видов самостоятельной работы школьников, но только при условии, что все элементы будут способами для получения результата проекта. Проектная деятельность способствует развитию и формированию личности, профессионально-значимых умений, самостоятельности и творческого потенциала учащихся. Реализация проекта изменяет роль учителя по отношению к учащимся, возникает момент сотрудничества и педагог выступает в роли консультанта, партнера, который помогает организовать и направить познавательную деятельность детей. Сам ход проектной работы учащихся сопровождается потребностью в получении новых умений и знаний, именно поэтому очень важно, чтобы выбранная тема была максимально интересна ребенку и выполнялась с увлечением. Устойчивый интерес поможет сохранить мотивацию ребенка на весь процесс работы [4].
Господникова М.К. утверждает, что целью проектных технологий является формирование у учащихся умений самостоятельно организовать свою познавательную и практическую деятельность, формирование универсальных учебных действий, личностных достижений, способности действовать по алгоритму, отстаивать свою позицию и раскрывать творческий потенциал в продуктивной и исследовательской деятельностях. Так же можно отметить, что проектные технологии способствуют:
- повышению уверенности учащихся;
- формированию позитивный образ окружающих и себя;
- развитию умения объективно оценить себя;
- развитию командного духа;
- формированию коммуникативных умений;
- развитие креативного мышления;
- формированию исследовательских умений (наблюдение, обобщение, аналитическое мышление, предположение) [1].
Господникова М.К. в своей работе приводит следующую классификацию проектных технологий:
1.По содержанию: межпредметные (смежная тематика включающая в себы несколько предметов), монопредметные (основываются на материале одного предмета), надпредметные (основываются на информации и знаниях, которые не входят в школьную программу);
2.По методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие (имеют четкие и ясно поставленные цели с обоснованной структурой и содержанием); игровые, приключенческие, ролевые (основополагающим компонентом содержания проекта здесь выступает игра по ролям); практико-ориентированные, информационные проекты (результат здесь имеет практическое значение, то есть проектным продуктом будет видеофильм или газета).
3. В зависимости от количеству участников в проекте: индивидуальные, коллективные, групповые.
4.В зависимости от времени реализации проекта: долгосрочные (в течение года), мини-проекты (пару недель), средней продолжительности (несколько месяцев).
5.В зависимости от учебного плана: текущие (включают в себя какую либо часть учебного курса), итоговые (результат является оценочным материалом освоения полного учебного материала) [1].
Петров А.Е. отмечает, что главная суть проектных технологий состоит в том, чтобы учащиеся в ходе создания проекта получали реальный опыт в различных ситуациях, изучали процессы и явления, вникали в глубь проблемы. Учащиеся самостоятельно выбирают рациональный путь решения проблемы и формируют план по реализации поставленных задач проекта, для этого подбираются не только разнообразные материалы и источники информации для получения новых знаний, а также формы и способы деятельности. Важно отметить, что учитель является направляющим звеном в данной работе, которое помогает мотивировать и координировать исследовательскую деятельность учащихся [3].
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. в своем исследовании отмечают, что ходе работы над проектными технологиями следует выделить ряд характерных особенностей:
- наличие проблемы, которую необходимо решить в процессе работы над проектом. Проблема обязательно должна иметь личностную значимость для авторов и тем самым мотивировать на поиски путей решения.
- наличие ясной и достигаемой цели. Отмечено, что цель всегда является решением проблемы, но каждый случай имеет собственные и неповторимые пути решения;
- наличие итогового воплощения цели, а именно проектного продукта. Проектный продукт является созданием автора в ходе работы, а также он будет средством для решения поставленной проблемы;
- проектным технологиям также характерно предварительное планирование и составление плана работы. Процесс работы разбивают на отдельные этапы с промежуточными заданиями для каждого из них.
- после составления плана находят ресурсы и способы решения этих задач. Важно чтобы работа опиралась на изучаемую литературу (информация должна быть отобрана), подкреплялась различными опытами, наблюдениями, экспериментами, опросами. Все полученные данные анализируются, а на выходе полученного анализа данных формируют вывод на основе собственной точки зрения автора.
- обязательное наличие отчетной, письменной части, в которой рассказывается о всех этапах работы, принятых решениях с их обоснованием, появляющиеся проблемы в ходе работы и методы, способы их решения. Описываются проведенные опросы, наблюдения и эксперименты с их результатами, делают выводы и дают обоснование решению проблемы, выявляют перспективу проекта.
-обязательным условием проектных технологий является итоговая, публичная защита с обязательным освящением хода работы, и результатов в презентации. Также в ходе защиты оценивается демонстрация владения материалом и полученными знаниями, компетенциями и опытом. Отмечено, что самопрезентация является важной составляющей проектных технологий, которая предполагает рефлексивную оценку собственной работы и полученного опыта [2].
Посредством проектных технологий, обучающимся целенаправленно, последовательно представляются познавательных проблемы, решение которых протекает под наблюдением учителя и опирается на продуктивную деятельность. Данная схема способствует получению учащимися прочных знаний и творческой реализации их на практике.
На основе вышесказанного можно сказать, что каждая проектная технология состоит из нескольких этапов:
1.Проблемация – выделение проблемы проекта;
2.Целеполагание – формирование личностно значимой цели и формирование образа проектного продукта;
3.Планирование – формирования пошагового пути к решению проблемы;
4.Осмысления – проведение анализа полученных данных и возможных ошибок;
5.Самооценка и рефлексия – защита проектной работы и последующим самоанализом проделанной работы [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что проектные технологии являются актуальными на современном этапе. Они направлены не только на получение новых знаний, умений навыков и компетенция, но и способствуют формированию навыков сотрудничества, развитию навыков самостоятельности, планирования и ответственности, помогают развивать личностные и творческие способности у школьников.
Литература:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе/ «Учитель» - М.: 2014 - 132 с.
2.Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования./ «ВЛАДОС» - М.: 2005 - 592 с.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1 / М.: 2004. – 42-49 с.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования // под ред. Е. С. Полат / Издательский центр «Академия», Москва.: 2002 – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проектной технологии в обучении младших школьников
Доклад для шмо "Начальные классы"...
доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"
доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....
Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению
Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...
Приказ о результатах городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников 2017
Приказ о результатах городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников 2017...
Приказ об итогах городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников "Гости из будущего" 2018 год.
Итоги городского конкурса проектных и исследовательских работ младших школьников....
Особенности игровых технологий в работе учителя-логопеда, с учащимися начальных классов.
В статье разъясняются игровые приемы, которые помогут учителю-логопеду в работе с детьми....
Мастер - класс по теме "Проектная технология в работе учителя"
Цель проведения: передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности уччителя, проводящего мастер - класс....