ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
методическая разработка
Активные методы обучения это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya_mirzoyan_d._b._222_dlya_sayta.pptx | 1.23 МБ |
Адаптация младших школьников | 13.97 КБ |
Земля - наш дом родной | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активные методы обучения это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения .
ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные немецких, американских и российских исследователей)
АМО ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ Методы начала урока. Методы выяснений целей, ожиданий, опасений. Методы презентации учебного материала, организации самостоятельной работы. Методы обобщения знаний. Методы релаксации. Методы подведения итогов.
АМ НАЧАЛА УРОКА ЦЕЛЬ: динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе . «Поздоровайся локтями / глазами /ладошками», «Улыбка», «Галерея портретов»
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛАДОШКАМИ» Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всём (мизинец) Здравствуй! (всей ладонью)
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ»
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений ЦЕЛЬ: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча».
АМ презентации учебного материала ЦЕЛЬ: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся. «Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм», «Пометки на полях» « Инсерт ».
+ знаю - не знаю, непонятно ? хочу узнать подробнее ! узнал новое Метод «Пометки на полях»
ПРИЕМ «СВЕТОФОР»
АМ ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми . «Кластер», « Синквейн », «Творческая мастерская», «Автобусная остановка».
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ »
АМ РЕЛАКСАЦИИ ЦЕЛЬ: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы . «Постройся по росту», «Четыре стихии»
АМ :ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА ЦЕЛЬ: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Вопрос - ответ», «Ромашка».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АМО НА УРОКЕ ПОЗВОЛЯЕТ: обеспечить положительную мотивацию обучения; провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Отчёт по адаптации первоклассников.
В 1 Б классе – 23 ученика. Из них 9 девочек и 14 мальчиков. Возрастной состав: 2 ученика – 2012 г, 19 учеников – 2013 г , 2 ученика 2014г. До поступления школы дети посещали детский сад (кроме Денисовой Ники).
Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Большинство первоклассников пришли очень шумными (с марта месяца из-за карантина не посещали детский сад), отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с детьми проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила. Ученики были ознакомлены с режимом дня школьника. Проводились игры; «Лента правил», «Учимся говорить правильно», Собери портфель», « О дружбе» и т.д.
В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации: три урока по 35 минут, четвёртый урок проводился на улице (на свежем воздухе), в основном это были прогулки, экскурсии, игры на свежем воздухе. Классное помещение проветривается во время перемен. Организовано 3 разовое питание. Горячим питанием охвачены все дети.
Чтобы развивать у ребёнка желание учиться, на уроках создавались ситуации успеха, ситуации, в которых каждый ребёнок мог проявить себя, свои возможности, свои способности. На уроках применялись различные приёмы, чтобы снизить эмоциональную нагрузку. Каждые 10-15 минут менялись виды деятельности, чередуя их с физминутками.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. У них хорошее настроение, они доброжелательны, без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это лёгкая форма адаптации – 70 % учащихся (16 человек).
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. К концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Эта форма - средний уровень адаптации 20% (5 человек).
В классе есть и третья группа детей.У них низкий уровень адаптации. Это Занькин Виктор, Иванов Сергей (10 %). К значительным трудностям в учебных делах прибавляются еще трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные формы проявления. Резкие выбросы отрицательных эмоций. Часто проявляется реакция протеста. Неадекватно реагируют на замечание учителя. С ними и родителями ведётся работа.
Каждого ребенка обучаю на уровне его возможностей и способностей. Проводя психологические наблюдения, пришла к выводу, что у большинства детей сформировалась положительное отношение к школе, дети школу посещают охотно. Таким образом, задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены. Условия, для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы. А вообще, адаптационный период в первой четверти не заканчивается, так как ребенок постоянно приспосабливается. А моя задача ему в этом помочь. Во второй четверти поставила перед собой такие задачи: продолжать создавать ситуацию успеха; способствовать сплочению классного коллектива; формированию доброжелательного отношения между одноклассниками; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья; развивать творческие, интеллектуальные и физические возможности детей.
Классный руководитель 1 Б класса: Мирзоян Д.Б.
Сообщение по теме
«Адаптация первоклассников»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мирзоян Д.Б.
2020-2021 уч.год
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Земля - наш дом родной»
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы
Новобурасского района
Саратовской области»
Мирзоян Джульетта Бениковна
Земля - наш дом родной
Цель: формирование экологического сознания и чувства уважения к планете Земля; развивать интерес , бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи
- Формировать у детей экологические знания, нравственно-ценностное отношение к природе;
- Включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания;
- Воспитывать любовь к Родине.
Земля!
- Замечательно, друзья,
что наш дом родной - Земля.
Никаких сомнений нет –
Это лучшая планета.
С голубым высоким небом,
Зреющим на нивах хлебом,
Широтою океанов
Высотою перевалов.
Шумной жизнью городов,
Тихим шелестом лесов.
Травы, звери, птицы, люди
Всё, что видим мы кругом,
Это наш родимый дом.
- Ребята, постарайтесь не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня. Мы живем на планете Земля. Это наш дом.
За миллионы лет разнообразные виды животных и растений приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушают равновесие в природе. Делая благо одному, причиняют вред другому. Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растет клюква, и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к березке, которая шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь все это, жить, не обижая друг друга и братьев наших меньших.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов.
Сегодня мы с вами будем говорить о природе. Мы с вами отправимся в путешествие в страну загадок, викторин. Вы узнаете много интересного и поучительного.
1.Эти удивительные животные. (Загадки)
Послушайте и постарайтесь отгадать.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса,
А зовут ее ….(лиса)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем – миллион. (Муравейник)
Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица)
Всё изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
И из сада в огород
Сделал новый переход. (Крот)
Если сухо –
В тепле сидит он в земле,
Появляются лужи –
Выползает наружу. (Червяк)
Доскажи словечко
Огромная кошка мелькает за стволами-
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри – берегись,
Идет на охоту коварная … (рысь)
Сено хоботом берет
Толстокожий … (слон)
Кто любит по веткам носиться?
Конечно, рыжая… (белка)
В чаще голову ,задрав,
Воет с голоду …. (волк)
Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый … (медведь)
Под луною песни петь
Сел на веточку… (соловей).
Молодцы, ребята, не ошиблись!
- А какие вы знаете народные приметы, связанные с животными?
(Ответы детей.)
-Вот еще некоторые народные приметы.
- Вместе с лягушкой в дом входит удача.
- Дельфины резвятся – к шторму.
- Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья – в лесу голодно.
- Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)
- Почему в лесу нельзя шуметь? (Ответы детей. Когда дети в лесу шумят или слушают громкую музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Нельзя пугать лесных обитателей).
- Почему некоторые животные занесены в Красную книгу?
- Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Викторина « Животный мир»
1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но, предпринятые людьми меры по его охране, спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов. (Соболь).
2. Владыка Арктики. (Белый медведь)
3. В двух-трехлетнем возрасте эти птицы находят себе пару и больше никогда не расстаются . (Журавли)
4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
- Почему нужно беречь и охранять природу? (Ответы детей.)
- А бывает и так. Ребята приходят в лес, на луг, в парк, к реке и начинают ловить насекомых. Зверушек, которые им понравились, ради забавы. Делать этого нельзя. Почему? (Ответы детей.)
2. Наше путешествие продолжается. Птицы.
Воробей
Екатерина Жданова
Бедный, бедный воробей,
Он сидит и плачет,
Потому, что вора бей
Имя его значит.
Он совсем не виноват,
Что немного вороват.
Эти дворники и кошки,
Да мальчишка злой
Не дают склевать ни крошки
Воробьишке
Ни одной!
Кто-то кормит голубей –
Не теряйся, воробей!
Хлебный мякиш с лету – хвать!
И на ветку, пировать.
У меня конверт с пословицами о птицах и народных приметах, слова все в конверте перепутались. Помогите собрать пословицы.
- Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
- Осенью птицы летят низко- к холодной зиме.
- Аисты приносят счастье.
- Не обижайте птиц, не разоряйте птичьи гнезда. Не ловите птенцов.
3. Растения в лесу.
Наше путешествие продолжается. Здесь мы узнаем о значении растений в жизни человека, мы выясним, какие растения используются как лекарственные, как правильно их собирать и сушить.
Люблю берёзку русскую
Автор: А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Загадки о растениях.
Травка та растет на склонах
И на холмах зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай! (Душица)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Шиповник).
На полянке девочки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Береза)
В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня,
Богач невелик,
А орешками наделит. (Орешник)
Средь темного леса
Красная девица стоит! (Рябина)
Чудное дерево!
И зиму, и лето зелено,
Высоко торчит,
Далеко глядит. (Ель, сосна)
Народные приметы.
- Если осенью в лесу мало грибов, а такое случается, но много орехов – ожидается суровая зима с метелями и заморозками.
- Если же с деревьев осенью опали все листья, следует ожидать крайне холодную зиму. То же касается, если лето сырое, а осень теплая.
- На дубе и рябине много плодов – к суровой зиме.
- Дуб раньше ясеня лист распустит – к сухому лету.
Викторина «Деревья и травы».
- Древесину какого дерева используют в строительстве благодаря ее прочности, малой подверженности разрушению насекомыми и влагой? (Лиственница)
- Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать-и-мачеха, зверобой, душица, подорожник и т.д.)
- Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)
- Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (зверобой, кувшинка белая и т.д.)
- В соцветиях этого растения все пытаются найти «счастье». (Сирень, все ищут цветки с пятью лепестками вместо четырех).
- Это дерево является олицетворением силы, долголетия и здоровья. (Дуб).
- Это дерево быстро оживает весной. Считается, что из-за его особой плодоносящей силы. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Береза).
- А бывает и так: ребята безжалостно рвут цветы целыми охапками, ломают деревья. К чему это может привести?( Ответы детей)
- Для чего высаживают деревья и кустарники вдоль дорог и во дворах? (Ответы детей)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!».
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Е. Карасев
4. Вода и её значение.
- А знаете ли вы, откуда в наши дома приходит вода?
Чтобы прийти в наши дома, вода проделывает долгий путь. Представьте на секунду, что вы открываете на кухне кран и не можете набрать воды в чайник, идете в ванную и не можете помыть руки. Чтобы этого не происходило, мы должны бережно расходовать его и сохранить воду рек и озер чистой. От каждого из нас зависит, будет ли хватать пресной воды нам в будущем.
- А что происходит с водой после того, как она побывала у нас в доме.
( Ответы детей)
- Можно ли сразу такую воду сливать в реки, водоемы. Почему? ( Ответы детей)
- Только человеку нужна вода? ( Ответы детей)
Действительно, вода нужна всем живым существам на Земле. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется потому, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистительные сооружения. На реках нужно соблюдать определенные правила.Охрана чистоты воды – такое же важное дело, как и охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя, закрывать кран.
Групповая работа
Задание: Составить и записать правила поведения в природе, которые помогут нам сохранить её.
Закрепление материала
- А сейчас посмотрим, как вы усвоили материал. Я называю ситуацию, а вы говорите, как бы вы поступили. ( Ответы детей)
- 1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные бумаги, бутылки, мусор? ( Ответы детей)
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птенцами? ( Ответы детей)
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно. Поможешь ли ты им и каким образом? ( Ответы детей)
4. Во дворе вы видите, как дети ломают ветки деревьев? ( Ответы детей)
Подведение итогов.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите животных, каждое дерево, каждый кустик. Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнёзда.
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает за ними с любовью. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
Рефлексия. Продолжите фразы:
1. Сегодня я узнал…
2. Я понял, что …
3. Теперь я могу …
Д.З.Нарисовать рисунок на тему: « Земля - наш дом родной».
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"
В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....
Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
обобщение опыта...
Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
Представлен опыт работы на уроках литературного чтения....
Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики через реализацию здоровьесберегающих технологий
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.Достижение названной цели в сегодняшней школе...
Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
ВВЕДЕНИЕАктивизация познавательной активности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активности, самостоятельности, инициат...