Статья "Работа с информацией при выполнении проекта и учебного исследования".
статья
Алгоритм работы над проектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_informatsiey_pri_vypolnenii_proekta_i_uchebnogo_issledovaniya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
"Работа с информацией при выполнении проекта и учебного исследования"
Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (пусть и с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью.
С точки зрения обучающегося учебный проект:
• это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;
• это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Все проекты, создаваемые школьниками, являются их маленькими победами в учебном процессе. Этому предшествует долгий и кропотливый совместный труд учителя и обучающегося как в учебной, так и внеурочной деятельности. Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Шаг № 1. Как выбрать тему исследования
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему нетрудно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
• Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
• Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Тема может содержать вопрос или звучать интригующе. Например, «Одна минута… Это много или мало?», «Почему надуваются мыльные пузыри?» и другие. Запиши тему своего исследования.
Шаг № 2. Цель и задачи исследования
Ты сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Например: • Узнать, что делает под водой водолаз… Запиши цель своего исследования.
Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.
Шаг № 3. Гипотеза исследования
Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hupothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
• Предположим…
• Допустим…
• Возможно…
• Что, если…
А также это может быть утверждение, требующее доказательства или опровержения.
Запишите свои гипотезы. Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Затем поочерёдно доказывать или опровергать их.
Далее для успешной проектно-исследовательской деятельности необходимо составить паспорт проекта. Как составить паспорт проекта? Обязательно надо указать автора, тему и руководителя проекта, а также следующие аспекты:
• Формулировка постановки проблемы
• Актуальность и значимость работы
• Объект и предмет исследования
• Цель работы
• Задачи исследования
• Гипотезы
• Методы исследования
• Результат исследования
Шаг № 4. Организация исследования. Как составить план работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Можно предложить список доступных методов исследования:
• подумать самостоятельно;
• посмотреть книги;
• спросить у других людей;
• познакомиться с кино - и телефильмами;
• обратиться к Интернету;
• понаблюдать;
• провести эксперимент и другие.
Воспользуйся этими методами, которые помогут проверить твою гипотезу (гипотезы). Каждый из методов и способов исследования стоит рассмотреть более детально.
Метод 1. Подумать самостоятельно.
С этого надо начинать любую исследовательскую работу! Задай себе вопросы:
• Что я знаю об этом?
• Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
• Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Запиши свои ответы.
Метод 2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь, ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Конечно же, не всегда ты сможешь найти необходимые книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
Метод 3. Спросить у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно разделить на две группы: специалисты и неспециалисты. К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь. Неспециалистами для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей.
Метод 4. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме твоего исследования.
Мы знаем, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Вспомни, какие известные тебе фильмы могут помочь в сборе информации по теме твоего исследования. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.
Метод 5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет.
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Мы знаем, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. С помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
Метод 6. Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проведения наблюдений. Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
Метод 7. Провести эксперимент.
Эксперимент (от латинского experimentum) – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай и запиши сначала план, а затем и результаты своих опытов.
Шаг № 5. Подготовка к защите исследовательской работы.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы. Как это сделать?
Шаг № 6. От чего зависит успех?
Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.
• Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
• Действуя, не бойся совершить ошибку.
• Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
• Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
• Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
• Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своём пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные исследования младших школьников во внеурочной деятельности
Система работы кружка "Юный исследователь"...
Отчёт о выполнении проекта.
Отчёт детей о работе над проектом, развитие самоанализа и самоконтроля....
Технология учебного исследования на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения
Материал содержит презентацию, рассказывающую об организации учебного исследования в начальной школе....
Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для ребёнкаявляется общественное признание успешности и результативности. Положительной ...
Игра –проект «Школа будущего» Обучение проведению учебных исследований младших школьников.
Игра- проект для учащихся 3-4-х классов, способствующая развитию творческой исследовательской активности детей. ,...
Мастер- класс «Организация учебного исследования и учебного проекта»
ФГОС НОО ставит перед учителем задачу формирования УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного...
Особенности организации коллективных экологических исследований и проектов (на примере исследования местного водоёма Каменка)
Организация коллективного исследования таит в себе немалые трудности, однако при правильном подходе и соблюдении некоторых правил организации результаты превосходят все даже самые оптимистичные ожидан...