Таймлайн на уроках по предмету "Окружающий мир" как средство формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста.
статья
В статье рассказывает про плотформы Таймлайн, как средство формирования умения поиска и выделения необхлдимой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2_orlova_l.r.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймлайн на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста
Авторы:
Орлова Лидия Романовна
Студент,Сургутский государственный педагогический университет
Направление подготовки «Педагогическое образование
(направленности Начальное образование и математика)», Сургут, Россия.
e-mail: orlova-lr@mail.ru
Арасланова Анастасия Александровна
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия.
Научный руководитель – к.п.н., доцент
e-mail: soldatovaa@list.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается возможности применения Таймлайн на уроках по предмету «Окружающий мир» у младших школьников для формирования умения поиска и выделения необходимой информации. Таймлайн делает процесс обучения обучения творческим, креативным, интересным и учителю, и детям. Исходя из целей и задач была проведена диагностика обучения младших школьников для выявления уровня сформированности умения поиска и выделения необходимой информации.
Ключевые слова: начальная школа, цифровые ресурсы, формирование умения, поиск и выделение необходимой информации, окружающий мир.
Тематическая рубрика: начальное образование
Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни всего мира, оказывают влияние на умения современного школьника ориентироваться в потоке учебной информации. Познавательные универсальные учебные действия (далее – ПУУД), формируемые на уроках по предмету «Окружающий мир», являются гарантом формирования интереса к исследованию данного предмета: желание проводить направленный поиск, обработку и использование информации. «Окружающий мир» обладает потенциалом для развития познавательных универсальных учебных действий, потому что он содержит в равном количестве природоведческие, обществоведческие, исторические познания и предоставляет обучающимся основу естественных и социально-гуманитарных наук [1, С. 5-13]. Приоритетной целью обучения предмета «Окружающий мир», согласно Примерной программе НОО, является формирование умения поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста. Е.А. Коновалова в понятие умение поиска и выделения необходимой информации включает следующие умения:
− находить в тексте конкретные факты, сведения, заданные в явном и скрытом (в виде иллюстраций, схем, таблиц) виде;
− определять тему и главную мысль текста;
− разделять текст на смысловые части, составлять план текста;
− выделять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;
− сравнивать между собой объекты и предметы, выделяя при этом существенные признаки,
− ориентироваться в различных словарях и справочниках, соответствующих возрасту [4].
При изучении курса «Окружающий мир» обучащиюся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).
Формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации при выполнении учебных заданий по окружающему миру с постепенным усложнением, нужно учитывать основные направления формирования данного умения у младшего школьника на каждом этапе обучения. Подробное содержание представлено в таблице 1.
Основные направления формирования умения поиска и выделения необходимой информации у младшего школьника на каждом этапе обучения
Таблица 1
Классы | Основные направления формирования умения осуществлять поиск информации | Приемы формирования |
1 | 1. Отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 3. Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка. 4. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | В процессе обсуждения темы урока учитель вместе учащимися осуществляет постановку вопросы, на которые необходимо найти ответ. Задания найти информацию на развороте, найти в оглавлении (на какой странице?), в словаре (найти какие-либо понятия к изучаемой теме). Найти и зачитать описание к рисунку, найти название рисунка, объяснить, что изображено на рисунке (схеме). После изучения новой темы задать по ней вопросы и дать время на поиск и обдумывание информации, разрешив обращаться к учебнику, тетради, сопутствующим материалам. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу. |
2 | 1. Определять, что нужна дополнительная информация для выполнения задания. 2. Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 3. Находить необходимую информацию как в учебнике (текст, иллюстрации, элементарные схемы и таблицы), так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. | Постановка вопросов о том, какая информация необходима при ответе на конкретный вопрос. Задания на умение подбирать литературу по разным темам. Занятие в библиотеке, включающее задания на поиск книг с помощью карточного каталога по различным темам (об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых и пр.). Работа с таблицей (схемой, иллюстрацией) с помощью наводящих вопросов учителя. Задания ответить на вопросы учебника, найти дополнительную информацию по теме. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу. |
3 | 1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения задания. 2. Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Постановка вопросах учителя о том, какие вопросы можно рассмотреть в рамках изучения новой темы. Задание обратиться к словарю и найти значение слова (например, «тундра», «степь» и пр.), Обратиться к энциклопедии, чтобы узнать, какие животные живут в тундре, степи… Работа в библиотеке с различными источниками информации. Рассказать, какие новые знания почерпнули из таблицы (иллюстрации, схемы…). |
4 | 1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. 2. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | Например, найти статью в учебнике и самостоятельно ответить на ряд вопросов. Задания найти дополнительную информацию к уроку по определенным темам. Работа в библиотеке с различными источниками информации. Поручение индивидуальных сообщений, выступлений, рефератов на заданные темы. |
В рамках данного исследования было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности умения поиска и выделения необходимой информации. Была проведена диагностика Э.Ф. Замбицявичене, по определению уровня развития словесно-логического мышления, которая являются важной частью в формирование данного умения. Диагностика проведена на экспериментальном классе обучающихся 1 класса (25 человек) МБОУ СОШ №46 города Сургута, результаты которого выстроились таким образом: уровень сформированности умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и явлений: высокий 64%; средний 36%.; уровень сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями: высокий 52%; средний 48%.; уровень сформированности умения выделять существенные признаки предметов; высокий 44%; средний 56%; уровень сформированности умения обобщать материал: высокий 28%; средний 72%.
В современном образовательном пространстве в начальной школе всё чаще применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Чаще всего учителя при выборе образовательной платформы придерживаются одного из двух распространенных подходов. В первом случае учителям «навязывается» единая централизованная информационно- образовательная среда [2, С. 40-42], во втором случае работают с различными инструментами и сервисами, выбранными по собственному усмотрению в соответствии со своими предпочтениями [3, С. 111-120].
Оба этих подхода имеют свои достоинства и недостатки. Так, «единый» подход ограничивает возможности творческого поиска и свободы выбора преподавателя в условиях многообразия доступных технологий и наличия личных предпочтений. «Разрозненный» подход, в свою очередь, зачастую не обеспечивает возможности централизованного накопления и учета результатов обучения и создает сложности, связанные с необходимостью «привыкания» к особенностям интерфейса и логике работы каждой.
На наш взгляд эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умений поиска и выделения необходимой информации у детей младшего школьного возраста, которая учитывает все условия для получения необходимых результатов, простая, логичная и понятная в использовании и в создании, является Таймлайн.
Таймлайн (от англ. Timeline –букв. «линия времени») – это веб-приложение, которое позволяет пользователям просматривать, создавать, сравнивать интерактивные графики обмениваться ими. Лента (шкала, линия, линейка, ось) времени служит для создания временно-событийных линеек. Такие ленты могут сопровождаться не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами, ссылками на интернет-ресурсы. Созданные ленты времени можно встроить на страницу online-курса или блога с помощью HTML-кода или сделать переход на ленту по гиперссылке [5]. Если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, предполагающим установление последовательности.
Установление последовательности, как комплексная логическая операция, предполагает анализ, сравнение, систематизацию элементов заданного множества. В результате чего, происходит выбор и расположение элементов, отвечающих заданным условиям. Для успешного выполнения подобной задачи у обучающихся будут сформированы следующие умения: умение узнавать предмет по заданным признакам; умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять основания для сравнения; умение выделять в различных объектах общие и отличительные свойства; умение группировать предметы по определенным признакам; умение проводить классификацию объектов по какому-либо основанию; упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом на основе одного признака (далее усложнить и ввести два и более признаков); найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по двум и более признакам и размещенных в таблице; составить алгоритм выполнения действий.
Формируемые умения при изучении материала с помощью Таймлайн или его создание, идентичные с умениями, которые включает себя понятие умения поиска и выделение необходимой информации по Е.А. Коноваловой и обязательным направлениям в формировании умения и поиска информации (см. Таблица 1).
Таким образом, при использовании Таймлайн, формирование умения поиска и выделения необходимой информации осуществляется наиболее эффективно. Таймлайн можно превратить в увлекательную историю, которая разнообразит урок. А использование сервисов, представленных в таблице 2, способствуют развитию у обучающихся познавательного интереса, критического мышления, умения анализировать, классифицировать учебный материал и т.д.
Сравнительная таблица сервисов по созданию Timeline
Таблица 2
Timeline JS | Sutori | TimeToast | Tline | myHistori | |
Основная особенность | Стильный дизайн; основан на работе с таблицами Google | Интерактивный таймлайн | Классическая хроника | Красивый виджет | Таймлиния с геолокацией |
Платный/Бесплатный | Полностью бесплатный | Есть бесплатный тариф | Есть бесплатный тариф | Полностью бесплатный | Полностью бесплатный |
Поддержка русского языка | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
Совместная работа | Есть | Есть | Нет | Нет | Есть |
Как встраивается | Гиперссылки и код для ставки | Гиперссылки и код для ставки | Гиперссылки | Гиперссылки и код для ставки | Гиперссылки и код для ставки |
Основные недостатки | Нет визуального редактора | Мало возможностей в бесплатном тарифе | Присутствует реклама | Это скорее виджет с коллекцией ссылок, чем хроника | Не все события могут иметь геолокацию |
На основе анализа методической и педагогической литературы, опытно-исследовательская работа позволяется утверждать, что Таймлайн может достаточно эффективно использования на уроках по предмету «Окружающий мир» для формирования умения поиска и выделения необходимой информации. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Это хорошо оснащённый ресурс, реализуемый на разнообразных цифровых площадках, может эффективно использоваться в начальной школе, делая процесс обучения творческим, креативным, интересным и учителю, и детям.
Библиографический список
- Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. – 2013. – No 1.Донцов А.И., Токарева М.Ю. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства // Вопросы психологии. – 1998. - № 3. – С. 115-121.
- Карасик, А.А. Барсуков, Д.Н. Компоненты и сервисы компетентностно- ориентированной информационно-образовательной среды [Текст] // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 18-й всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2012.
- Ломовцева, Н.В. Чубаркова, Е.В. Карасик, А.А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности [Текст] // Образование и наука. – 2013. – No3(102). – С. 111-120
- Универсальное учебное действие. Информационный поиск [Электронный ресурс] / ред. Коновалова Е. А. – Электрон. дан. – Смоленск : 2016. – Загл. с экрана. – Яз. русУправление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 638 с.
- Ээльмаа, Ю.В. Использование таймлайнов в практике учителя истории [Электронный ресурс] /Ю.В.Ээльмаа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."
Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....
Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....
Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....
Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности
Необходимость совершенствования работы по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы, способствующих успешной социализации личности, не вызывает...
Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.
В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста
Формирование навыков фонематического анализа одна из важных задач. Нарушение фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. К сожалению, симп...