Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
учебно-методический материал
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_problemnyh_situatsiy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
К основным понятиям проблемного обучения относятся:
«Учебная проблема» (форма реализации),
«проблемная ситуация»,
«проблемная задача» (то, что подлежит разрешению).
Учебная проблема существует в двух формах:
- Как тема урока.
Русский язык
Тема урока: «Роль имён существительных в предложении и в речи».
После записи предложения языковой разминки учитель задаёт вопрос:
- Можете ли вы представить то, что происходит в предложении?
- Как называется место, в котором происходит показ представлений? (Театр)
- Кто работает в театре?
- Если представить что предложение – это представление, то кем являются слова? (Актёрами)
- Продолжите мою мысль: «Каждый актёр имеет свою…» (Роль)
- Кто догадался, какую тему будем изучать на уроке русского языка?
- Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.
Обучение грамоте.
Тема: «Из чего сделаны слова?»
На доске записаны слова: рябина мак трава стол.
- Какое слово лишнее? Почему? ( Стол, т.к. все остальные слова – живая природа, а стол - неживая)
- Кто сделал стол? ( Человек)
- А из чего сделан стол? ( Из дерева)
- Как вы думаете, а из чего сделаны слова? ( Не знаем)
- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное».Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.
Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:
1. «С удивлением».
2. «С затруднением».
Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия:
Между двумя (или более) положениями:
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
В их основу заложены разные приемы создания проблемных ситуаций.
- Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» Между двумя (или более) положениями.
Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Русский язык Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова».
- Прочитайте слова: весть, известие, вестник, известный, известно.
- Почему в одних словах [т] произносится, а в других нет? (Учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта)
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)
- Почему в некоторых словах [т] не произносится?
- Какая сегодня тема урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)
Математика
Тема урока: «Решение выражений». Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.
- Вы удивлены? (реакция удивления).
- Почему?
- Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
Математика
Тема урока: «Решение выражений».
Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.
- Вы удивлены? (реакция удивления).
- Почему?
- Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Прием 3:
Окружающий мир
Тема урока: «Природные зона. Пустыня».
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».
- Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
- Очень мало, почти нет.
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
- Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.Обучающиеся испытывают удивление).
- Что вы сначала сказали?
- Как мы привыкли представлять себе пустыню?
- Как на самом деле?
- Что узнали из текста?
- Какая же возникает проблема?
- В чем мы должны разобраться?
- Как растения приспосабливаются в пустыне?
- Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Математика
Тема: «Смысл действия умножения»
Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.
Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.
Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Русский язык
Тема урока: «Глаголы-исключения».
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов)
- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило).
- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения).
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Что вы замечаете? (смотреть - глагол второго спряжения, а стелить – первого).
- Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что это за глаголы?
- Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Глаголы-исключения.
Прием 6:
Русский язык.
Тема: «Слова – антонимы»
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
- Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши).
- Что за слова вы назвали? (Синонимы)
- Повторим правило, что такое синонимы?
- А, сейчас, работаем в группах.
- Найдите все слова синонимы. (среди слов есть пара: злой – добрый)
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
- Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?
- В чём возникли сомнения? (слова – злой, добрый)
- По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?
- Это слова противоположные по значению.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Кто сможет обобщить?
- Интересно узнать, как называются эти слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....