Организация работы в парах на уроках в начальной школе.
статья

Федяева Любовь Михайловна

Главным полем деятельности по использованию современных методик является урок, на котором просматривается та или иная педагогическая технология, методика. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в парах на уроках в начальной школе.

Федяева Любовь Михайловна

МБОУ ООШ№9 г.Канск Красноярский край

     Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Поэтому целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребёнка в школе. Ученик,  выполняющий работу, должен знать, что делать, зачем, как видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Знания умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Именно активность самих учащихся признается основой для достижения целей. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной исследовательской деятельности. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. В своем выступлении я хочу остановиться на коммуникативных действиях. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами  коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе  

   информации;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;  

Одним из аспектов формирования дидактических умений является формирование общих умений коммуникации, которые в современной педагогической практике все чаще называют главными составляющими содержания образования. Главным полем деятельности по использованию современных методик является урок, на котором просматривается та или иная педагогическая технология, методика. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Существуют различные методики, следуя которым, дети в парах могут обучать друг друга, изучать новый материал, тренироваться, проверять друг друга. Надо различать виды учебной работы в парах по нескольким параметрам: - позиции обучающихся, - цели работы,- предмет и содержание деятельности, - техники работы. Виды работ в отдельно взятой паре это обсуждение, совместное изучение, тренировка и проверка. Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные, как в тексте авторов, так и в текстах, высказанных друг друга. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где мнения могут совпадать, а затем добавлять свои рассуждения. Обсуждение включает несколько приемов.

1. Первый прием: восстановить то, что сказал учитель или ученик, восстановить то, что прочитал надо запомнить, удержать в памяти. Например:

Работа с текстом

   Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка сделала скачок в сторону. Мишка принял это за игру. Он  тоже сделал скачок. Так они добрались до лужи. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель. Учащимся предлагается план работы по памятке.

Памятка

1.Прочитайте текст.

2.Перескажите по очереди прочитанный текст.

3. Задайте друг другу по 2 вопроса.

Задание направлено на развитие умений: читать с пониманием, читать осознанно, выделять непонятные слова, умение формулировать вопросы, направленные на содержание текста, пересказывать текст, слушать своего собеседника.

Задание: 1.Отметь «+» верные утверждения, « -  « неверные утверждения:

     а) медвежонок бродил по лесу;

     б) он встретил лягушку;

     в) лягушка сделала скачок:

     г) медвежонок сунул лапу в воду и потряс ею;

     д) после игры мишка искал глазами лягушку;

Задание направлено на умение извлекать из текста информацию, данную в явном и неявном виде.

2. Второй прием обсуждения – интерпретировать текст (мысли) автора т.е. высказать свое мнение, дать свою оценку (памятка фрагмента урока в 4 классе по теме «Екатерина Великая»)

  Карточка №1

  1.Прочитайте текст.

  2.Перескажите по очереди прочитанный текст.

  3.Дополните друг друга.

  4. В чем вы с автором согласны, а в чем нет?

  5. Какие черты характера отличали Екатерину и помогли  ей править долгое  время?      

  6.Выскажите свое отношение к прочитанному. Как поняли  друг друга?

 

3.Третий прием обсуждения – задавать вопросы. Это сложная работа, запускающая мышление. Мышление начинается с вопроса. Задавать вопросы, когда есть напарник.

На практике используются разные техники обсуждения. Это зависит от целей организации учебного процесса, уровня подготовки обучающихся.

Парная работа обеспечивается за счет определенного алгоритма. Алгоритм дается для того, чтобы правильно организовать коммуникацию в парах, взаимообучение, проверку, обсуждение, понимание. В паре можно совместно  изучать, то, что никто еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающихся. Предмет совместного изучения –это тексты. Предлагаю памятки, составленные по работе с текстом. Памятки у учащихся на отдельных карточках.

Памятка по изучению текста в паре в 3-4 классе

  1. Прочитайте название текста.
  2. Запишите название в тетрадь.
  3. Прочитайте самостоятельно первый абзац, подчеркните незнакомые слова.
  4. Попытайтесь объяснить значение этих слов. По необходимости используйте словарь.
  5. Перечитайте самостоятельно еще раз абзац и выделите главную мысль.
  6. Задайте друг другу вопросы по абзацу.
  7. Прочитайте название текста.
  8. Запишите название в тетрадь.
  9. Обсуди с напарником суть абзаца и оформите её в виде заголовка. Запиши в тетрадь.
  10. Проработайте все абзацы по пунктам 3-7.
  11. Ответьте на вопросы к тесту.
  12.   Воспроизведите текст по составленному плану.

   Задание памятки направлено на формирование микроумений: читать с пониманием бегло про себя и осознанно, выделять непонятные слова, ключевые слова, формулировать вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы напарника, направленные на обсуждения текста, выделять главную мысль,  выполнять краткий пересказ прочитанного.

Памятка по  работе с текстом в паре

1.  Прочитайте текст.

2. Озаглавьте каждую часть.

3.  Подготовьте пересказ текста по составленному плану.

4. Распределите роли рассказчика и слушателя: рассказчик выполняет пересказ текста, слушатель даёт оценку пересказа (излагает текст подробно, последовательность событий не нарушает, не допускает фактических ошибок).

 5. Поочерёдно перескажите текст  друг другу, оцените друг друга.

Памятка по совместному изучению абзаца в парах

1. Прочитайте абзац текста с пониманием 5 раз.

2. Найдите ключевые слова.

3. Найдите зависимость ключевых слов друг от друга.

4. Объясните значение этих слов.

5.  Определите главную мысль абзаца.

6.  Разберите смысл каждого предложения.

7.  Озаглавьте абзац.

8. Придумайте к тексту вопросы.

Каждый абзац подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет качественно изучить материал. В ходе работы содержание каждого пункта неоднократно восстанавливается и пересказывается. Это развивает навыки и умения изложения своих мыслей. Памятки могут быть разными по содержанию в зависимости от темы урока.

Следующий вид работы в паре. Это тренировка или взаимотренаж.

В своей работе я  часто использую  взаимотренаж, как на уроках русского языка, так и математики. Цель взаимотренажа: инициировать учебные действия напарника, указывая на ответ, верного ответ или нет. Для взаимотренажа необходим дидактический материал с заданиями и готовыми ответами. Техника очень проста, и дети легко ее осваивают. Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй отвечает. Первый ученик сверяет по своей карточке ответ. Если ответ правильный, то задает второй вопрос. Если неправильный, то предлагает напарнику еще раз подумать. Если напарник ошибается несколько раз, то первый сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются. Затем меняются ролями. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Работа ведётся на двух карточках, карточка тренера содержит правильный ответ на задания. Сначала большое внимание уделяла отработке алгоритма  работы в паре. С этой целью использовала карточки с подробной инструкцией выполнения действий по заданию, проговаривания этапов работы. Сейчас необходимость в подробной инструкции отпала, но необходимо следить, чтобы по ходу работы дети не пропускали этапы работы.

Памятка работы в паре по взаимотренажу.

1.Продиктуй первое задание своей карточки своему напарнику, не говоря ответа. Проверь ответ своего напарника по своей карточке.

2.Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, скажи ему правильный ответ.

3.Поменяйтесь с напарником ролями. Ответьте поочередно на задания из карточки напарника.

   Закрепляя полученные действия, важно получить сформированные, осознанные умения, проверяя вид работы в паре. Проверка может быть взаимной или односторонней. При проверке есть проверяющий и проверяемый. Работа в паре оценивается с целью обнаружения и исправления ошибок. В ходе проверки ученик может часто сам обнаруживать свои ошибки. А главное проверка осуществляется «сейчас» и ошибки исправляются на уроке.

Предлагаю фрагменты дидактического материала для работы по методике взаимотренажа. «Словарный диктант для соседа»

.Задание:продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке.

к..рова )

р..бята (е)

в..р..бей (о)

с..п..ги (а,о)

.Задание:продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке

м..лина (а)

вдру..(г)

ябл..ко (о)

п..м..дор (о,и)

Слова могут быть распределены на карточках следующим образом, когда каждое слово встречается в двух разных карточках. Это делается специально, при этом первый ученик прослеживает и исправляет ошибки. Затем напарники меняются. Например: взаимотренаж можно использовать для закрепления пройденного материала: упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, повторять словарные слова, находить орфограммы, повторять правила.

. Задание: продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке.

К..л..метр (и,о)

К..л..гра… (и,о,мм)

Д..ревня  (е)

. Задание: продиктуй слова своему напарнику не говоря ответа. Проверь ответ по своей карточке

М..тро (е)

Р..бота (а)

К..л..метр (и,о)

. Задание: от данных имен прилагательных образовать глаголы.

Тёмный (темнеть)

Жёлтый (желтеть)

Взрослый (взрослеть)

2в Задание: от данных имен прилагательных образовать глаголы.

Пестрый (пестреть)

Мрачный (мрачнеть)

Худой (худеть)

. Задание: вставить «ъ» или «ь». Проверь ответ по своей карточке.

Крыл..я (ь)

Об..явление (ъ)

От..ехал (ъ)

2в. Задание:  вставить «ъ» или «ь». Проверь ответ по своей карточке.

В..юга (ь)

Счаст..е (ь)

Под..ехал (ъ)

На уроках математики при организации устного счета я использую такие виды заданий, как взаимопроверка правила (устный опрос).  На уроках математики при организации устного счета использую карточки  по взаимопроверке. Буквами обозначается раздел для упражнений разных типов, а цифрами - порядковый номер.

А1

26+43= (69)

24+38= (72)

61-39= (22)

А2.

64+12= (76)

54+39=(93)

63-35=(28)

В1.

60:12 =(5)

18:9 =(2)

48:12= (4)

В2.

90:15= (6)

81:9= (9)

84:12=(7)

С1.

3Х5=(15)

12:4= (3)

9Х5=(40)

С2.

9х8=(72)

35:7= (5)

6х8= (48)

         

Взаимотренаж часто использую как «пятиминутки» в начале урока..

Обязательным условием после каждого вида работы в паре должна быть проверка.

Проверка позволяет сформировать осознанные умения Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Часто проверку используют только с целью оценивания, но она необходима для обнаружения и исправления ошибок.

      Но невозможно ожидать от всех детей хорошей работы сразу. Организация работы обеспечивается за счет постепенного усвоения устных норм и правил работы в парах, в сводной группе и в классе. Качество занятий мы напрямую связываем с индивидуальными способами и техниками понимания, коммуникации, мышления детей. Их не заложишь в алгоритмы. Ими учитель должен заниматься постоянно, из урока в урок, занимая позицию исследователя, методиста. Основным критерием хорошей работы учителя здесь является успешность ребёнка как в парной работе, так и в освоении учебного материала. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же  повышается творческий потенциал.

Список литературы:

1.В.К.Дьяченко Коллективный способ обучения//Москва  «Народное образование» -2004год.

 2.О.В.Запятая Формирование и мониторинг общих умений коммуникации

   учащихся//Красноярск. -2007год.    

3.И.Г.Савельева  Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. 207 с

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М., Просвещение, 2012 год. 31 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Статья "Работа в паре на уроке в начальной школе"

Работа в парах - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи, формирования межличностных отношений....

Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин...